Зам.начальника Главного управления Минюста РФ по Дагестану: "Вопрос федерализма - это вопрос жизни для России"

Москва, 19 Апреля 2004, 11:41 — REGNUM  Корреспондент ИА REGNUM обратился за комментариями на тему укрупнения регионов путем образования 15 округов к 1-му зам.начальника Главного управления Минюста РФ по Республике Дагестан, заслуженному юристу РФ и РД Сабиру Давудову:

"В последнее время некоторыми политиками России поднимается вопрос об укрупнении регионов - субъектов Российской Федерации. Делаются пока робкие, но весьма целенаправленные попытки навязывания обществу идеи необходимости реформирования основ федерализма путем образования 15 округов. Думаю, что нельзя назвать, это идеями патриотов Родины, которые ратуют за ее расцвет.

Наоборот, они подталкивают к мысли, не приведет ли все это к обострению межнациональных и территориальных взаимоотношений и, в конечном итоге, к ослаблению и распаду России. Оснований к такому выводу достаточно. Это распад Советского Союза, раздоры и конфликты, как внутри, так и между собой закавказских государств, бывших республик СССР, это процессы произошедшие в Чеченской Республике, это навязчивые идеи создания на Северном Кавказе исламского государства и т.д.

Мы все понимаем, что эти негативные процессы - результат многолетней деятельности определенных сил. Все старые формы и методы, направленные на растаскивание России по национальным квартирам, на сегодня фактически исчерпали себя. Поэтому общественности подбрасывается идея "новой регионализации". Сегодня все известные политики, юристы - государствоведы понимают, что федеральное устройство нашей страны требует своего дальнейшего совершенствования. Определенные теоретические и практические изыскания в этом направлении ведутся.

Но принципиальный вопрос в том, что мы не должны допускать, чтобы кто-то, воспользовавшись этой идеей необходимости, стал навязывать обществу деструктивные, разрушительные пути реформ. Все усилия должны быть направлены на то, чтобы процесс этот происходил по объективным законам развития общества, безболезненно, чтобы он улучшал, совершенствовал федеративные отношения, привел к укреплению мира и согласия между народами, проживающими на территории России.

В данное время Российская Федерация состоит из 88 субъектов (было 89). Процесс формирования и установление этих субъектных образований происходил не под действием случайных факторов. Столетиями объективные законы развития человеческого общества обтачивали, обкатывали, очищали и в конечном итоге аккумулировали и синтезировали национальные, территориальные, культурно-этнические, если хотите, и обрядовые, бытовые, нравственные и физико-психологические составляющие - определенного социума людей в одно целостное национально-территориальное явление. Внутренняя связь этого человеческого социума настолько сильна, что любое механическое вмешательство может привести к невосполнимым разрушениям. Процесс такого воздействия на языке физики можно сравнить с процессом вмешательства в структуру молекулы вещества.

Поэтому, когда сегодня просто голословно называют 15 округов, которые необходимо создавать в России, невольно думаешь, насколько эти люди далеки от реальной действительности и какой вред могут нанести России претворение их предложений в жизнь.

Действительно, российский федерализм имеет свои особенности. Его поэтому в научных кругах называют асимметричным федерализмом. Поскольку в нее входят разные субъекты: образованные по территориально-национальному признаку - это 21 республика (государство), Еврейский автономный округ и 10 автономных округов северных малочисленных народов, 2 субъекта, образованные по территориальному признаку - 16 краев и областей РФ.

Конечно, федерализм был бы идеальным, если бы в него входили одинаковые, по сути, и содержанию субъекты, как, например, в США или ФРГ. Однако, давно уже стало аксиомой, что Россия это не США и ФРГ. Она имеет свои особенности, от них никуда не денешься, они органически связаны с землей российской.

Во-первых, Россия весьма велика по своей территории.

Во-вторых, Россия очень многонациональна и ее народы веками живут компактно на определенных территориях. Они не иммигранты, как в США, и неоднородны по национально-этническому составу, как в других европейских государствах.

В-третьих, Россия отличается своеобразием социально-экономических базисных составляющих. Поэтому Россия должна совершенствоваться своим путем, в том числе, и в вопросах федерализма. Только таким образом мы сохраним целостность России, ее экономическую, политическую мощь. Ни в коем случае нельзя, какими бы демократическими, гуманистическими посулами не кормили нас, оглядываться на опыт США и других западных стран, у нас с ними разные исторические пути формирования и государственности, и гражданского общества.

Сторонники создания 15 округов аргументируют свои доводы просто: 89 (88) субъектов - это много. Это голословный механический довод. Почему для США 50 штатов - не много, хотя территория США заметно меньше территории России. Почему в ФРГ более 15 земель субъектов, и почему для них это не много, тогда как территории ФРГ и РФ вообще не сравнимы.

В то же время штаты в США и земли в ФРГ имеют ощутимую самостоятельность. Так в Баварии в ФРГ провозглашается даже свое гражданство.

Сторонники 15 округов, должны понимать, что при любом реформировании федеральных отношений так грубо вмешиваться в межнациональные отношения, навязывать изначально чисто арифметически, сколько должно быть округов-субъектов ни в коем случае нельзя. Неужели для них не служат уроком все происходящие на земле межэтнические катастрофы. Разве мало примеров: Косово, Ирак, противостояния Израиля и Палестины, Грузии и Абхазии, события в Чечне, карабахская проблема и т.д., и т.п.

Так что, вряд ли в обозримом будущем можно вести речь об объединении национально-территориальных государственных образований.

Истории известны попытки создания путем объединения республик Северного Кавказа единого государственного образования. Кроме негативных последствий, ни к чему хорошему эти попытки не привели. Этого и хотят исламские фундаменталисты. Создание единого исламского государства на Северном Кавказе - это их цель.

Или же возьмем автономные округа малочисленных северных народов. Эти округа самобытные территориально-этнические образования. Если это приемлемо, удобно для компактно проживающего народа, то зачем вмешиваться в их уклад жизни. Какая необходимость на малонаселенных землях Севера, на огромных территориях, где нет нормальных условий жизни и каких-либо коммуникаций, создавать большие плохо управляемые округа?

Поэтому, в любом случае, процесс объединения существующих субъектов должен происходить естественным путем на основании волеизъявления населения, проживающего на этих территориях.

И по мере возникновения необходимости, видимо, это произойдет в многоуровневых субъектах и между субъектами-областями. К примеру, как это произошло между Пермской областью и Коми-Пермятским автономным округом. Возможно, в ближайшие годы произойдет еще несколько таких слияний. Но потом жизнь покажет насколько это эффективно. Ведь не исключены при таком объединении и негативные последствия.

Вопрос федерализма - это вопрос жизни для России, и он очень тонко и болезненно связан с национальной составляющей. На данном историческом этапе развития Российской Федерации, благодаря колоссальной воле Президента Российской Федерации, удалось стабилизировать устои федерализма, укрепить вертикаль власти, обеспечить единство правового пространства, тем самым сохранить мир, стабильность и территориальную целостность России.

Вся логика преобразований федеральных отношений заключается в том, что процесс должен идти естественным путем, только на основе волеизъявления самого населения, притом в двухуровневых субъектах и в субъектах, образованных по территориальному признаку.

Поэтому при наличии 21 субъекта (республик), образованного по национально-территориальному признаку, общее количество субъектов никак не может быть меньше хотя бы этого числа. Хочу завершить свою точку зрения словами поэта Расула Гамзатовича Гамзатова- самое лучшее решение национального вопроса - это не затрагивать его".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
11.12.16
Азербайджан грозит Нагорному Карабаху новой войной
NB!
10.12.16
Новак: РФ не будет заключать с Украиной дополнительные соглашения по газу
NB!
10.12.16
Выборы в Приднестровье: давление исполнительной власти началось
NB!
10.12.16
СМИ: Пальмира находится под контролем сирийских войск
NB!
10.12.16
Почему Россия позволяет унижать и дискредитировать себя?
NB!
10.12.16
«Вольсбург» продолжает опускаться в зону вылета
NB!
10.12.16
Государство намекает Церкви на важность идти путем милосердия
NB!
10.12.16
Порты: Россия хочет повоевать с Прибалтикой за белорусский нефтетранзит
NB!
10.12.16
Репрессии в Минске: о чём на самом деле идёт речь
NB!
10.12.16
«Фараон» Ортега, «мутный» миллиардер и никарагуанская авантюра
NB!
10.12.16
Репрессии в Минске: Эксцесс исполнителя? Кому это выгодно?
NB!
10.12.16
Официальный Минск преследует ИА REGNUM за критику дрейфа властей на Запад
NB!
10.12.16
Мининформ Белоруссии признал политическими свои репрессии против СМИ
NB!
10.12.16
Православные России выступили против политических репрессий в Белоруссии
NB!
10.12.16
«Помните же – не верьте отступлению»: Крымская война
NB!
10.12.16
Австрия: Что будет, если Трамп договорится с Путиным о Крыме и Донбассе?
NB!
10.12.16
Грузия: Мечты сбываются?
NB!
10.12.16
Уголовщина в московском ЖКХ: «Для вас закон — платить!»
NB!
10.12.16
«Не устал, не ухожу» — президент Гамбии передумал отдавать власть
NB!
10.12.16
«Секрет английского футбола» — изнасилования воспитанников футбольных школ
NB!
10.12.16
Госдеп США: Импичмент президента Южной Кореи должен пройти «мирно и плавно»
NB!
09.12.16
Действие международного права должно распространяться и на Белоруссию