Томские общественные экологические организации обеспокоены планами строительства в Томской области завода по переработке оружейного плутония в МОКС-топливо. Представители "Института международной экологической безопасности" (ИМЭБ), Томской экологической студенческой инспекции (ТЭСИ), Сибирского экологического агентства (СЭА) в совместном заявлении выступили за утилизацию плутония методом остекловывания (иммобилизации), как наиболее приемлемую альтернативу ликвидации сокращаемых ядерных арсеналов.

Как сообщил ИА REGNUM заведующий кафедрой геоэкологии и геохимии Томского политехнического университета Леонид Рихванов, вовлечение в ядерный топливный цикл МОКС-топлива и переработка ОЯТ не только повышают опасность распространения делящихся материалов, но и обостряют проблему обращения с радиоактивными отходами. По его мнению, плутоний, как чужеродный элемент для биосферы, обладает высокой химической активностью, очень токсичен, поэтому, для обеспечения экологической безопасности его следует изолировать как можно быстрее. Но процесс этот желательно организовать таким образом, чтобы при его реализации было произведено минимальное количество радиоактивных отходов.

"Российско-американская МОКС-программа - направлена не на объединение усилий для уменьшения ядерной и радиационной опасности, решения проблем радиоактивных отходов, радиоактивного загрязнения и помощи населению обеих стран, пострадавшему в результате гонки вооружений и аварий на предприятиях ядерного топливного никла, а на усиление ядерного лобби," - заявил директор СЭА Алексей Торопов.

Начальник бюро технической подготовки строительства завода по производству МОКС-топлива СХК Борис Аварьянов подверг резкой критике предлагаемый экологами альтернативный вариант утилизации боевых делящихся материалов. Он подчеркнул, что иммобилизация - заключение материала в стеклянную или керамическую матрицу - в отличие от МОКС-программы, не решает проблему сокращения избыточных запасов, так как плутоний не теряет своих "оружейных" свойств. При продолжительном хранении в матрицы подвержены саморазогреву (примерно 250 Вт/т), в них накапливается опасный радиоактивный гелий, что так же создает опасность разгерметизации оболочки. Кроме этого применяемые для этих целей фосфатное стекло со временем растрескивается под действием радиации, а боросиликатное стекло не обладает необходимыми изолирующими качествами.

Сегодня в 30-километровой зоне СХК расположено более 80 населенных пунктов с населением около 650 тыс. человек, в том числе, города Северск и Томск. В нескольких километрах от реактороного и радиохимического заводов комбината находится одно из крупнейших в России нефтехимическое роизводство "Томскнефтехим". Административная граница Томска вплотную примыкает к санитарной зоне СХК. Все опасные грузы для СХК перевозятся по одноколейной железнодорожной ветке, которая проходит по Томску в непосредственной близости от густонаселенных кварталов.

МОКС-топливо (MOX-топливо) - это смесь оксидов урана и плутония (UO2 + РuО2), предназначенная для сжигания в реакторах атомных электростанций. Сокращение "МОКС-топливо" происходит от английского - "MOX fuel" и дословно означает "Мiхеd-Охidе fuel". Новый завод, ориентировочной стоимостью 1 млрд. долларов США, планируется построить до 2010 года в рамках реализации российско-американской программы по утилизации оружейных материалов, которая предполагает до 2024 года перевести 68 метрических тонн оружейного плутония (по 34 тонны с каждой стороны) в МОКС-топливо с последующим использованием для производства электроэнергии на обычных АЭС.