Спор об украинской «автокефалии» всё больше начинает напоминать церковный раскол. Какова политическая составляющая этой дискуссии и есть ли в ней место христианству, обсуждает редактор ИА REGNUM Станислав Стремидловский.

Иван Шилов ИА REGNUM
Украинская церковь

История расколов, постигавших христианский мир, показывает, что политическая подоплека богословских споров присутствовала в этих событиях всегда, но в большей или меньшей степени. Нынешняя ситуация на Украине примечательна тем, что основным двигателем процесса являются две страны, совершенно не православные. «За правильное украинское православие» ратуют протестантская Америка и мусульманская Турция.

Если с действиями Вашингтона всё понятно — там с самого начала были готовы сделать всё, чтобы оторвать Украину от ее исторических корней, то Анкара подключилась достаточно внезапно. Вероятно, турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, интенсивно ведущий последнее время переговоры с Константинопольским патриархом Варфоломеем, надеется отвлечь внимание России от происходящего в Сирии. Кроме того, большая украинская диаспора, образовавшаяся в Турции после майдана 2014 года, также дает турецкому президенту дополнительный рычаг воздействия, который он, судя по всему, надеется использовать. Можно констатировать, что православие в данном сюжете с автокефалией оказалось задвинуто в самый дальний угол: речь идет о политике, в угоду которой жертвуют и религией.

Читайте статью США и Турция раскалывают украинское православие и другие публикации Станислава Стремидловского по церковно-политическим вопросам.