"Александр Хлопонин выбрал в союзники Олега Дерипаску".

(Коммерсантъ, 16.04.04 А.Корнышева, А.Видишев)

Александр Хлопонин выбрал в союзники Олега Дерипаску

А Анатолий Чубайс - Виктора Вексельберга

Вчера заместитель губернатора Красноярского края Василий Кузубов заявил, что администрация края отдает предпочтение в достройке Богучанской ГЭС компании "Базовый элемент", с которой сегодня намерена подписать инвестиционный меморандум. В РАО "ЕЭС России", владеющем 66% акций Богучанской ГЭС, оптимизма краевых властей не разделяют и подчеркивают, что механизм достройки станции будет определять главный акционер РАО ЕЭС - государство.

Как заявил вчера на пресс-конференции Василий Кузубов, краевые власти считают приоритетом "создание комплекса потребителей" для Богучанской ГЭС, а у компании "Базовый элемент" уже готов проект строительства алюминиевого завода недалеко от Богучанской ГЭС. Администрация края не исключает, что в крае появится еще один целлюлозно-бумажный комбинат. Один - Енисейский (принадлежит компании "Континенталь Менеджмент", представляющей интересы Олега Дерипаски) - в Красноярском крае уже есть. А скорейшее начало реализации проекта достройки Богучанской ГЭС, считает замгубернатора, позволит привлечь и портфельных инвесторов, например компанию "Норильский никель". Что касается заявления о намерении участвовать в достройке станции конкурента Олега Дерипаски Виктора Вексельберга, хозяина компании "Ренова", в которую входит ЗАО "Комплексные энергетические системы", то, по словам господина Кузубова, администрация края пока не получала никаких предложений на сей счет. Василий Кузубов уверен, что окончательное решение по выбору варианта достройки ГЭС зависит от федеральных властей. А они, как известно, к предложенному "Базовым элементом" варианту достройки Богучанской ГЭС за счет дополнительной эмиссии акций подконтрольной "Базэлу" Красноярской ГЭС, как и к идее объединения этих двух ГЭС, относятся настороженно.

Минэкономразвития открыто выступает против этой идеи, о чем прямо заявил заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов. МЭРТ вместе с Минпромэнерго и администрацией Красноярского края будет искать "выгодный государству" механизм достройки Богучанской ГЭС с участием частного инвестора. А РАО ЕЭС, учитывая напряженные отношения с Олегом Дерипаской (он даже не счел нужным отвечать на письмо Анатолия Чубайса, предложившего заключить инвестиционный контракт между Красноярской и Богучанской ГЭС), вполне может поддержать схему достройки, предложенную Виктором Вексельбергом.

Подконтрольное господину Вексельбергу ЗАО "Комплексные энергетические системы" вчера направило РАО ЕЭС предложения, согласно которым компания намерена достроить Богучанскую ГЭС, заключив с РАО долгосрочный контракт на покупку электроэнергии станции по фиксированной цене. Напомним, Минэкономразвития предлагает передать станцию в долгосрочную аренду инвестору, который будет получать электричество до момента возврата вложенных в достройку ГЭС средств.

После этого станция вернется обратно государству в лице ее собственника - РАО "ЕЭС России". В самом РАО ЕЭС еще не определились с проектом достройки. "Все необходимо тщательно взвесить. Вместе с тем трудно считать приемлемым предложения "Базового элемента", потому что они приведут к неминуемому росту тарифов как для населения Красноярского края, так и для промышленных предприятий", - заявил вчера "Ъ" по этому поводу руководитель департамента РАО ЕЭС по работе со СМИ Андрей Егоров.

Аналитик банка "Зенит" Сергей Суверов считает планы СУАЛа стать инвестором Богучанской ГЭС вполне реальными. "У СУАЛа в отличие от "Русала" нет собственной гидрогенерации, что удорожает его продукцию. С другой стороны, средства у компании после продажи ТНК есть, и они вполне могут их направить на достройку гидростанции", - заметил господин Суверов. К числу аргументов в пользу СУАЛа господин Суверов отнес и нормальные взаимоотношения руководства СУАЛа с менеджментом РАО ЕЭС. Однако он не исключил и другого варианта, когда обе алюминиевые компании будут взаимодействовать друг с другом по этой проблеме.

"Субъект сам по себе выжить не сможет".

(Коммерсантъ. 16.04.04. М.Светлова)

Красноярский край, Таймыр и Эвенкия создадут единое экономическое пространство

Вчера в Красноярске состоялось заседание совета губернаторов Красноярского края и входящих в него Таймырского и Эвенкийского автономных округов. Губернаторы договорились, что процесс политического объединения трех территорий в единый субъект федерации начнется с создания единого экономического пространства, и определили круг первоочередных задач по созданию предпосылок для интеграции.

Автором идеи создания совета губернаторов был ныне покойный красноярский губернатор Александр Лебедь, который предполагал, что этот орган станет первым шагом к объединению края с Таймыром и Эвенкией. Совет создавался в течение нескольких лет, и только в начале этого года соглашение о его создании, прошедшее ратификацию в парламентах всех трех субъектов, было законодательно закреплено парламентом Красноярского края. Задачей совета является координация деятельности органов исполнительной власти края и автономных округов, а также совместное принятие решений, обязательных к исполнению на территории всех трех субъектов федерации.

Как объявил после заседания глава Красноярского края Александр Хлопонин, совет обсудил итоги работы за 2003 год, ход проводимых на уровне федерации реформ и их экономические последствия для региона, а также первоочередные задачи по созданию предпосылок для взаимовыгодной интеграции. Именно с экономической интеграции, по словам господина Хлоцрнина, начнется процесс объединения трех субъектов. "Нам нужно создать единое экономическое пространство, а потом идти к народу с идеей объединения", - подчеркнул глава края. Создание единого экономического пространства, как считает глава Таймыра Олег Бударгин, нужно начинать с "создания консолидированного бюджета и подготовки единой концепции социально-экономического развития территорий". Господин Бударгин согласен с тем, что до политического объединения еще далеко. "Сегодня можно констатировать, что каждый субъект сам по себе в существующей новой модели государства выжить не сможет, нужно создать условия для объединения", - заявил он. Но для этого надо провести "большую экономическую работу, создать гарантии защиты населения и доказать, что они ничего не потеряют в случае объединения".

"Сначала нам нужно дать гарантии населению, - согласился с Олегом Бударгиным глава Эвенкии Борис Золотарев. - Наших полномочий недостаточно, чтобы решить эти проблемы на месте". Господин Золотарев особо подчеркнул, что сейчас население Эвенкии выступает против объединения.

Роль населения в процессе объединения отметил и красноярский губернатор: "Объединяться трем субъектам или нет, будут решать не три губернатора или законодательных органа, а жители территорий". Основной базой для экономического объединения господин Хлопонин назвал Красноярский край. По его словам, "наращивание налогового потенциала Эвенкии и Таймыра возможно только через призму наращивания потенциала Красноярского края".

Губернатора Эвенкии, который является противником объединения, господин Хлопонин заверил, что Красноярский край готов делегировать администрации автономии все необходимые полномочия. Дело в том, что новая редакция закона "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ" значительно урезает полномочия автономных округов. При этом в начале будущего года, согласно подготовленным правительством поправкам к Бюджетному кодексу, бюджет Эвенкии вольется в бюджет края.

На изменении этих норм и подписании соответствующего договора с администрацией края и настаивает губернатор Золотарев. По этому поводу красноярский губернатор заявил, что сейчас главам трех регионов необходимо выступить консолидировано в переговорах с центром о сохранении трансфертной системы.

"Это займет несколько дней, месяцев или лет".

(Газета 16.04.04. А.Орешникова)

Губернаторы Красноярского края, Эвенкии и Таймыра обсудили проблемы объединения

Вчера в Красноярске состоялось второе заседание Совета трех губернаторов, посвященное объединению Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов. По итогам встречи главы регионов сообщили, что эвенки не хотят присоединяться к Красноярскому краю, в то время как жители Таймыра воспринимают идею более позитивно и ищут на это деньги.

Впрочем, губернаторы сошлись на том, что объединение должно начаться с экономической интеграции территорий. "Нам нужно создать единое экономическое пространство, а потом идти к народу с идеей объединения", - заявил губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. По его словам, сейчас в администрациях Эвенкии и Таймыра рассматриваются проекты, которые объединят экономические интересы края и автономий. Глава региона привел в пример проект развития Ванкорского и Северо-Ванкорского месторождений, которые находятся на пограничной территории Красноярского края и Таймыра, а также упомянул о строительстве железной дороги, ведущей на юг Эвенкийской автономии. "Проект развития Богучанской ГЭС включает строительство железной дороги до Ангары и дальше, а это уже юг Эвенкии.

Если бы мы не хотели объединяться, то мы бы и говорили о строительстве до Ангары. Мы это понимаем и видим смысл в объединении, а в Эвенкии вот не понимают, значит, это нужно доказать", - отметил Александр Хлопонин. "Народ Эвенкии против объединения. Жители не видят в этом ничего хорошего, - откликнулся глава Эвенкийского автономного округа Борис Золотарев. - Сначала нам нужно дать гарантии населению. Наших полномочий недостаточно, чтобы решить эти проблемы на месте". Он напомнил, что сегодня уровень бюджетной обеспеченности в Эвенкии - 168 тысяч рублей в год на человека, в то время как в Красноярском крае эта цифра составляет 14 тысяч, а в среднем по России - и вовсе 12 тысяч рублей. Этот показатель в Эвенкии поддерживается благодаря финансированию из центра - бюджет округа полностью состоит из федеральных дотаций. Но с 1 января 2005 года вступают в действие поправки в Налоговый кодекс, согласно которым федеральные трансферты будут поступать не напрямую в автономии, а в бюджет Красноярского края. Между тем он является донорским, а потому дотации из центра ему не положены.

Таким образом, финансирование жителей северной территории может оказаться переложенным на краевой бюджет, а уровень жизни в Эвенкии приведен к общекраевому. Это, по словам Бориса Золотарева, поставит жителей автономии на грань вымирания. На это глава Красноярского края Александр Хлопонин высказался в том духе, что регион готов делегировать все экономические полномочия администрации Эвенкии, лишь бы сохранить для автономии финансирование из центра. "У нас сейчас нет разногласий в понимании действия законов по передаче полномочий", - подчеркнул губернатор. По его словам, главам трех регионов необходимо выступить консолидированно в переговорах с Минфином и Минэкономразвития о сохранении трансфертной системы.

По словам главы Таймырского АО Олега Бударгина, жители полуострова к идее объединения относятся более лояльно. "Сейчас мы думаем, как найти на это деньги. Нужно искать возможности зарабатывать их на территории округа", - сказал глава Таймыра.

Говоря о сроках возможного объединения, Александр Хлопонин отметил: "Мы сейчас не можем дать четкий ответ, будет ли объединение и когда. Может, это займет несколько дней, может, несколько месяцев, а может, и лет".

"Регион ждет инвестиций".

("Гудок", 16.04.04. Н.Юрлов)

Вчера в Красноярске начал работу инвестиционный форум регионального развития.

Мероприятие подобного рода проводится в краевом центре впервые. На него приглашены руководители Правительства РФ, представители Администрации Президента РФ, Государственной Думы и Совета Федерации, губернаторы, руководители ОАО "РЖД" и других крупных компаний. Его главная цель - привлечь денежные средства для развития крупнейшего региона.

По мнению губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, задача ускоренного роста экономики может быть решена только в случае появления на уровне регионов значимых "историй успеха". В этом отношении Сибирь уже демонстрирует способы привлечения инвестиций в наиболее перспективные проекты.

В то же время на местах хотели бы четко представлять, какой будет политика государства: ориентированной исключительно на выравнивание различий между субъектами Федерации или акцентированной на их развитие?

Одними из приоритетных на форуме значатся вопросы развития транспорта. Инвесторов интересуют, в частности, возможности создания в Красноярске мультимодального транспортного узла. Предполагается также рассмотреть проекты, предусматривающие расширение железнодорожной сети в районах Нижнего Приангарья в связи с запуском в эксплуатацию крупных энергетических и промышленных объектов. В рамках транспортной тематики форума - развитие Северного морского пути и увеличение грузопотока на Енисее, создание на базе терминала авиакомпании "КрасЭйр" международного аэропорта в Красноярске.

"Вера Оськина, депутат Государственной Думы: Льгот много, но бедности еще больше".

(Парламентская газета 16.04.04. Беседовала Валентина Боваева)

- Вера Егоровна, вы пришли в Думу отстаивать интересы сибиряков. В этой связи какие, на ваш взгляд, проблемы являются первоочередными?

- Давайте начнем не с проблем, а с возможностей. Сейчас, при сильном Президенте, укрепившейся исполнительной власти, и от народных избранников требуется реализация конкретных проектов, программ, необходимых для страны. Депутаты столь высокого ранга, как депутаты Государственной Думы, должны мыслить категориями более масштабными, чем масштабы одного региона. В то же время, образно говоря, река политики, депутатства складывается из бесчисленных притоков региональных территорий. И полноводность, могущество российской политики будут зависеть от самодостаточности этих регионов.

Красноярский край как регион-донор заслужил право быть вписанным во все программы федерального бюджета, чтобы в него вернулась хотя бы часть денег, заработанных в крае. Что же касается проблем, то их у нас не меньше, чем в других регионах. К тому же, если другие дотационные регионы осваивали схемы взаимодействия с Центром, мы пытались выживать сами. С приходом нового губернатора связи Красноярского края со столицей стали значительно крепче. Пример тому - начавший работу вчера инвестиционный форум, на который приехали министры, представители различных отраслей народного хозяйства Сибири, инвесторы. Красноярский край перестает быть обособленной территорией.

Он видит свое развитие в общем развитии всей России. У нас и проблемы практически типичные, "зеркальные" для всех регионов. Это мы еще выявили в предвыборную кампанию красноярского "Единства", когда по всей территории края провели акцию "Диалог с избирателями". Было получено более 100 тысяч предложений, пожеланий и просьб. Диалог позволил выявить самые "болевые" точки. Это нищенские пенсии, заработная плата, которая бывает порой ниже прожиточного минимума, безработица, в том числе среди молодежи, беспризорность, тяжелое положение в жилищно-коммунальном хозяйстве... Пообещать их мгновенно устранить на краевом уровне - значит обмануть ожидания сибиряков. Но буду делать все, чтобы они решались эффективными, по-настоящему работающими законами на федеральном уровне.

- Сейчас Красноярский край в Госдуме представляют восемь депутатов. Являетесь ли вы единомышленниками?

- Большая часть депутатов - Николай Ашлапов, Игорь. Исаков, Раиса Кармазина, Александр Клюкин и я - прошли при поддержке "Единой России". Валерий Зубов представляет Народную партию, Валерий Сергиенко - "Родину", а Петр Романов - КПРФ. Замечу, что сибиряков в Госдуме всегда отличала работоспособность: ряд положений, представленных красноярцами прошлого созыва на рассмотрение, вошли в новые федеральные законы. Надеюсь, что эта тенденция будет сохранена. К тому же новый состав депутатов Госдумы от Красноярского края представлен весьма профессиональными и компетентными политиками, специалистами, управленцами.

В нашей командной копилке есть опыт управления краем, крупными предприятиями, опыт работы в комиссии по финансам, бюджету и налоговой политике, в социальном законотворчестве, на информационном поле. И практически все прошли "школу" либо краевого, либо федерального парламентаризма. Например, в результате работы моей коллеги Раисы Кармазиной с федеральными органами в бюджет края дополнительно поступило 2 миллиарда 380 миллионов рублей. А Александр Клюкин благодаря своей депутатской деятельности привлек в край около 100 миллионов рублей. Надеюсь, что нам с коллегами удастся объединить наши усилия в Государственной Думе и претворить в жизнь немало законопроектов и на федеральном уровне.

- Вы очень тепло говорите о своих земляках-депутатах, но скромно умалчиваете о себе. Говорят, что, будучи председателем социальной комиссии Законодательного собрания Красноярского края, многое сделали для сограждан.

- Своим главным предназначением в парламентской работе считала и считаю законодательное обеспечение и гарантию социальной защищенности нашим гражданам. Мы были нацелены на конкретные результаты, и работа получилась плодотворной.

Нашей комиссии удалось внести поправки и дополнения в Закон "Об основных принципах социальной защиты населения в условиях жилищно-коммунальной реформы". Тем самым мы защитили практически все малообеспеченные и низкооплачиваемые слои населения нашего края. Нам с коллегами тогда пришлось буквально с карандашом в руках рассчитывать каждую цифру, чтобы в результате не пострадали другие социальные статьи бюджета. Кстати, я специально интересовалась у своих коллег по Госдуме и узнала, что подобного жизненно важного документа нет не только ни в одном регионе, но даже в стране в целом. Могу сказать и о том, что при моем непосредственном участии принимались такие важные программы края, как "О социальной поддержке населения, находящегося в трудной жизненной ситуации", "О целевой поддержке детей-инвалидов на 2002-2005 гг.", "О порядке и условиях предоставления жилых помещений гражданам, оказавшимся в особо тяжелых условиях" и многие другие. Надеюсь, что они облегчили жизнь моих сограждан, нуждающихся в помощи со стороны государства.

- Вера Егоровна, вы один из лидеров Красноярского регионального отделения партии "Единая Россия". Каков, на ваш взгляд, ее потенциал как на федеральном, так и на уровне субъектов Федерации, в частности того же Красноярского края?

- "Единая Россия" на прошедших выборах уверенно вышла победителем, это говорит само за себя. Хочу вспомнить слова Бориса Грызлова, сказанные им на втором съезде "Единой России", о том, что "Наша идеология - это идеология общенационального успеха. В понимании партии общенациональный успех подразумевает успех каждой российской семьи, каждого отдельного российского гражданина". Могу добавить, что "Единая Россия" свое предначертание видела и видит в объединении всех здоровых сил общества для развития как отдельно взятого региона, так и страны в целом. Сейчас она совместно с новым Правительством принялась реально, не на словах, а на деле решать такие насущные проблемы, как сдерживание роста тарифов, повышение зарплаты бюджетникам, помощь сельхозпроизводителям, что, естественно, невозможно без участия субъектов Федерации. Поэтому в составе высшего политсовета "Единой России" шесть губернаторов, среди них и губернатор нашего края Александр Хлопонин. Уверена, что именно "Единая Россия" сможет помочь нашей стране пойти по пути стабильного экономического развития, гражданского согласия в нашем обществе. А о том, что она пользуется уважением и доверием у большинства населения страны, говорит тот факт, что число ее последователей растет с каждым годом.

На мой взгляд, сочетание мощного внутреннего резерва регионов и значительного потенциала Центра с его высокой пробивной силой может гарантировать "Единой России" стабильные и высокие темпы развития. И это касается разных сторон деятельности. Будь то политика или экономика страны. Я бы назвала сегодняшний успех нашей партии "эффектом масштаба" в рамках всей России.

- Помогает ли вам в нынешней работе в Госдуме опыт законотворческой деятельности, накопленный в Красноярском краевом парламенте?

- Безусловно. Скажу больше, для меня это огромное и ценное подспорье.

Дело в том, что основной профиль нашей постоянной комиссии Законодательного собрания заключался в правовом закреплении гарантий социальной защиты населения края. В первую очередь это касалось инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов локальных войн, пенсионеров, а также людей, попавших в трудные жизненные ситуации. Поэтому специфика прежней депутатской деятельности и определила мой выбор в Госдуме соответствующего профильного комитета, а именно, по труду и социальной политике.

- А какие проблемы являются приоритетными сегодня в работе вашего комитета?

- Вопросы, связанные с трудовыми отношениями и обеспеченностью населения. Считаю, что самым надежным способом борьбы с бедностью и деградацией населения является нормальная политика занятости и трудовых доходов. Сегодня, к сожалению, реалии жизни таковы, что человек труда просто выпал из поля зрения социальной политики. С этим никак нельзя мириться.

Начало моей работы в Госдуме связано с доработкой законопроектов, доставшихся нам от прежнего состава комитета, их 115. Многими из них занимаюсь лично как руководитель подкомитета по социальным гарантиям. К примеру, уже внесены поправки в законы "Об основах социального обслуживания населения в РФ" и "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" по вопросу оплаты стационарного обслуживания. До 1 января 2002 года в пенсионном законодательстве было предусмотрено, что 75 процентов от суммы пенсии лиц этой категории поступало в распоряжение домов-интернатов, а 25 процентов они получали на руки. В новой редакции теперь граждане пожилого возраста и инвалиды стационарно обслуживаются на договорных условиях. В договор входят условия содержания жилых помещений, приобретение продуктов питания и другое. Очень много работы предстоит над подготовкой поправок к Трудовому кодексу, пенсионному законодательству.

- А что вас как председателя подкомитета по социальным гарантиям волнует больше всего?

- Не только как депутата, но и как человека, выросшего в многодетной семье, а у нас было шестеро детей, папа прошел войну, попал в плен, в результате чего не имел абсолютно никаких льгот, меня волнует положение стариков, к сожалению, многие из них получают пенсию всего лишь 900 рублей.

И какое бы повышение ни проводилось, она у них по-прежнему остается минимальной. Среди них бывшие колхозники, которые всю жизнь работали за трудодни, а некоторые из них имеют трудовой стаж до полувека..

Не я одна считаю, что политика в отношении людей старшего поколения в нашей стране должна быть иной. С одной стороны, в России слишком много категорий населения имеют различные льготы. Еще в свою бытность вице-премьером Валентина Матвиенко говорила, что около 100 млн. человек у нас пользуются ими. Такого не выдержит бюджет ни одной страны, даже самой богатой. С другой стороны, люди с самой нищенской пенсией не имеют никаких льгот. Поэтому я глубоко убеждена, что в сфере социальной политики нам нужно прийти к тому, чтобы помощь была адресной.

И прежде всего старикам и детям, потому что одни уже не могут работать, другие еще не могут.

* * *

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА:

Вера Оськина родилась в деревне Покровка Вознесенского района Горьковской области. В конце семидесятых окончила Высшую комсомольскую школу (ныне Институт молодежи), в начале девяностых - аспирантуру Академии государственной службы при Президенте РФ. Серьезно занималась социологией, психологией, этикой. Кандидат социологических наук. Имеет практический навык этого ученого звания. Являлась депутатом Законодательного собрания Красноярского края, возглавляла постоянную комиссию по социальной защите, делам ветеранов и инвалидов.

Опытный политик, С 2000 года была председателем политсовета Красноярской региональной организации общероссийской партии "Единство". В декабре 2003 года избрана депутатом Государственной Думы, является членом Комитета по труду и социальной политике.

"Встреча трех губернаторов".

("Красноярский рабочий", 16.04.04, Татьяна Макогонова)

Вчера в Красноярске состоялось очередное заседание совета губернаторов края, Таймыра и Эвенкии. На повестке дня стояли важные вопросы: подведение итогов работы совета, внесение изменений в его устав, экономические последствия федеральных реформ для жителей трех сибирских регионов и возможности их преодоления, а также участие края, ТАО и ЭАО в открывшемся сегодня инвестиционном форуме. Главный вывод из трехчасового разговора Александр Хлопонин ухитрился уместить в одном предложении: расхождений в толковании вынесенных на обсуждение проблем у руководителей трех территорий нет.

Хотя проблема межбюджетных отношений между краем, Таймыром и Эвенкией в свете принятия в первом чтении нового Налогового кодекса РФ и вступления в силу с января 2005 года федерального закона "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" стоит довольно остро. Пусть бюджеты ТАО и ЭАО зависят не столько от Москвы, сколько от стабильной работы "Норникеля" и "Юкоса", лишаться социальных гарантий федерального центра губернаторам дотационных территорий вовсе не хочется.

Чтобы Минфин, решивший было одним взмахом пера дотации превратить в инвестиции, прислушался к голосу из регионов, которые могут оказаться пострадавшими, хорошо бы, чтобы эти регионы "кричали хором". Консолидированный бюджет, по мнению Александра Геннадиевича, совсем не страшен, если край, Таймыр и Эвенкия выработают грамотную консолидированную позицию по отношению к федеральному центру.

Сейчас создана рабочая группа от совета губернаторов, которая должна подготовить экономическое обоснование цены вопроса объединения бюджетов, предлагаемого Москвой, чтобы внести в федеральные законы соответствующие коррективы. Эта же группа к концу мая представит на утверждение соглашение между краем, Таймыром и Эвенкией, в котором край должен делегировать переданные ему полномочия равноправным субъектам - автономным округам.

Консолидация исполнительной власти трех соседних территорий особенно важна сегодня, когда краю присвоен один из высших инвестиционных рейтингов - рейтинг "А" (напомним, край переместился на это почетное место с категории "С").

"Край и рост экономики".

("Вечерний Красноярск", 16.04.04)

По мнению губернатора края Александра Хлопонина, "Красноярский край может быть локомотивом роста российской экономики". Для этого Советом администрации края реализуется комплексный план мероприятий, направленных на создание условия для экономического роста. К числу таких мероприятий относится и Инвестиционный форум, который открылся сегодня в Красноярске.

В первый день, 16 апреля, пройдет пленарное заседание, в котором примут участие представители органов власти, ведущих министерств, федеральных агентств, крупного бизнеса.

Во второй день работы форума, 17 апреля, пройдут секционные тематические заседания, на которых будут рассматриваться отдельные инвестиционные проекты, сообщил заместитель губернатора Эдхам Акбулатов.

Он подчеркнул, что "форум в первую очередь нужен для того, чтобы презентовать край потенциальным инвесторам и рассказать о планах государственной власти по улучшению инвестиционного климата".

Для инвесторов форум привлекателен тем, что можно обсудить планы и проблемы, задать вопросы представителям власти, познакомиться с "картой инвестиционных проектов" края.

Э. Акбулатов отметил, что в бюджете края предусмотрены средства для реализации крупных инвестиционных проектов, и подчеркнул, что "инвестиции должны осуществляться при активном содействии государственной власти".

В рамках форума предполагается заключить ряд перспективных соглашений как с Советом администрации края, так и различным бизнес-структурам между собой.

Среди приглашенных на форум - главы крупнейших российских компаний: заместитель председателя правления холдинговой компании "Интеррос" Сергей Алексашенко, президент компании "Роснефть" Сергей Богданчиков, генеральный директор "Русского алюминия" Олег Дерипаска, генеральный директор СУЭКа Петр Хаспеков и многие другие. Из правительственных чиновников свое участие в форуме подтвердили министр экономического развития Герман Греф и министр финансов Алексей Кудрин. Всего заявки на участие в мероприятии подали более 700 человек.

"Грядки готовы. Нужен дождь инвестиций".

("Красноярский рабочий", 16.04.04, Юрий Чувашев)

- А не получится ли, - спрашиваю, - и в этот губернаторский срок, при кризисном управляющем Александре Хлопонине, ровно как прежде, когда и при экономическом профессоре Валерии Зубове, и при десантном генерале Александре Лебеде власть по-шамански истово заклинала проливные и обильные инвестиционные дожди над краем, а в итоге все неизменно заканчивалось лишь монотонным бубнением с высоких трибун сверхконцептуальных докладов на макроэкономические темы?

- Нет, - убежденно отвечает мне заместитель губернатора края, начальник ГУРЭП Эдхам Акбулатов. - Мы рассчитываем, что начинающий сегодня работу инвестиционный форум регионального развития станет сугубо практическим мероприятием и завершится подписанием ряда соглашений, предусматривающих реализацию конкретных инвестиционных проектов.

- А как краевая власть, - все продолжаю допытываться, - намерена "разводить" интересы потенциальных инвесторов? Ведь не секрет, что у одних ФПГ в регионе есть преференции, а у других нет...

- Вопрос о критериях выбора партнеров для государственной поддержки в области инвестиционной деятельности, - невозмутимо следует своим курсом Акбулатов, - поставлен совершенно справедливо. Для нас важно развитие края. А для этого мы будем отбирать инвестиционные проекты, способствующие росту потенциала региона, увеличению объема доходов консолидированного бюджета, созданию новых производств и рабочих мест на нашей территории. Капитал по сути своей интернационален, и если мы создадим в крае привлекательный инвестиционный климат, то серьезные деньги в регион пойдут...

Слова эти очень даже знакомы. Равно как и привычен энтузиазм, с которым они из года в год произносятся в канун очередного "судьбоносного" для края события. Правда, нелишне заметить, что от учащенного и чрезмерно пафосного их употребления доверия они вызывают все меньше. Впрочем, почему бы, в конце концов, не попытаться поверить и еще раз?

Тем более что сегодня в театре музкомедии - на пленарном заседании форума - с сольными "номерами" выступят самые настоящие тяжеловесы российского бизнеса. Доклады президента нефтяной компании "Роснефть" Сергея Богданчикова, председателя правления ОАО "Русский алюминий" Олега Дерипаски и генерального директора ОАО "СУЭК" Петра Хаспекова о перспективах развития экономики края и мерах по улучшению инвестиционного климата в нем интерес вызывают априорный.

Хочется верить, что и прочие ораторы, представляющие министерства, банки, инвестиционные фонды и реальный сектор экономики, смогут не только произнести приятные для края в целом и краевой власти в частности слова, но и совершить полезные поступки. Как вознамерилась это сделать сегодня компания "Базовый элемент", решив подписать инвестиционный меморандум с администрацией региона.

А там, глядишь, к посрамлению скептиков, и другие подписанты объявятся. И кстати, уж коли наша власть желает реально задружиться с крупным бизнесом, то и ей самой жизненно необходимо крупнеть и матереть. Причем, желательно, не бронзовея при этом.