Около 200 российских НПО протестуют против законопроекта о собраниях и митингах

Москва, 15 апреля 2004, 15:26 — REGNUM  Представители 189 неправительственных организаций - правозащитных, экологических и других, в том числе Российского общества "Мемориал", Московской Хельсинкской группы, Фонда защиты гласности, Социально-экологического союза, Комитета "Гражданское содействие помощи беженцам и вынужденным переселенцам" и др. подписали обращение на имя Президента Российской Федерации Владимира Путина, председателя Совета Федерации Сергея Миронова, председателя Государственной Думы Бориса Грызлова и председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных oрганизаций Сергея Попова, котором выражают протест против принятия проекта федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

В обращении, в частности, отмечается, что принятый в перовм чтении 31 марта Государственной Думой проект закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", внесенный Правительством РФ, фактически отменяет 31 статью Конституции, гарантирующую право российских граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Законопроект "позволяет органам власти по своему усмотрению, "не принимать уведомление" (то есть, попросту запрещать) любые публичные мероприятия, если "цели мероприятия... противоречат положениям Конституции Российской Федерации, общепринятым нормам общественной морали и нравственности". Это - отнюдь не то же самое, что предусмотренное Конституцией ограничение прав и свобод граждан "в целях защиты основ конституционного строя и нравственности", - отмечается в обращении. - Данная норма закона позволит, например, наложить запрет на публичное выражение гражданами недовольства теми или иными статьями действующей Конституции РФ и на публичное высказывание пожеланий об изменении их в предусмотренном законом порядке. Очевидно также, что возможность огр аничений, связанных с необходимостью защитить "основы нравственности" - это не то же самое, что требование соответствия целей публичного мероприятия "общепринятым нормам общественной морали и нравственности". Само собой разумеется, что истолкование "целей мероприятия" и их соответствия положениям Конституции и нормам нравственности оказывается всецело в ведении исполнительной власти. Таким образом, уведомительная процедура фактически подменяется разрешительной".

"Недопустима и чревата всевозможными провокациями попытка разделить ответственность за обеспечение общественного порядка и безопасности мероприятий между "уполномоченными представителями власти или органов местного самоуправления" и организаторами публичных мероприятий "в пределах их компетенции", - говорится далее в обращении. - Подобная ответственность должна целиком лежать на представителях власти; участники публичных мероприятий, в том числе и организаторы, могут нести ответственность лишь за нарушение общественного порядка в! соответствии с действующим законодательством. Недопустимо, с другой стороны, наделение представителей власти правом следить за соблюдением регламента мероприятия и принимать, независимо от волеизъявления организаторов, меры к нарушителям этого регламента". Авторы обращения указывают и на другие антиконституционные запреты и ограничения права собраний, содержащиеся в законопроекте. В частности, "в нем запрещается проведение публичных собраний "на территориях, непосредственно прилегающих к резиденциям Президента РФ, зданиям, занимаемым федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления". Этот запрет, обессмысливающий само право публичных собраний как формы прямого обращения народа к власти не обоснован никакими конституционными нормами. Совершенно абсурден также запрет на проведение любых (а не только массовых) публичных мероприятий на территориях, "непосредственно прилегающих к опасным и вредным производствам и объектам, требующим поддержания повышенного уровня технологической и экологической безопасности". Прежде всего этому обрадуются директора предприятий, злостно загрязняющих окружающую среду - ведь активисты экологических движений лишатся возможности пикетировать эти самые опасные и вредные производства. Вообще, в законопроекте никак не оговорен особый правовой режим пикетирования, который должен существенно отличаться от установленного для митингов, шествий и демонстраций. Ограничения, допустимые для иных форм публичного действия, в случае пикетов неприемлемы".

"Мы настаиваем на радикальной переработке законопроекта. Мы считаем необходимым проведение парламентских слушаний с широким участием представителей общественных организаций" - заявляют авторы обращения.

Сбор подписей представителей российских НПО под этим оращением продолжается.

Напомним, что 13 апреля Президент РФ весьма жестко отозвался о законопроекте, нарушающим свободу собраний. "Кому это нужно сегодня, в условиях нашей действительности, ограничивать права и свободы граждан на демонстрации и шествия? Не должно быть никаких нездоровых ограничений, с этим связанных", - заметил он в ходе встречи с членами Правительства.

Эту позицию В.Путин еще раз подтвердил сегодня, 15 апреля, во время встречи с председателем Госдумы Б.Грызловым. Тот, со своей стороны выразил мнение, что "тезис о невозможности проведения митингов у зданий администрации и органов власти неправомерен". Согласно сообщению РБК, спикер Госдумы сослался на то, что "этот законопроект был внесен в прошлом году прежним правительством, а его текст готовился в апреле прошлого года". По его словам, он был вынесен на рассмотрение Госдумы для того, чтобы начать работу над текстом, причем изначально предполагалось внесение в этот документ многих поправок. Ко второму чтению законопроект будет поправлен, заявил Б.Грызлов и заметил, что сам лично уже внес три поправки, которые приняты к рассмотрению.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.