Видимо, тарифы в Санкт-Петербурге все-таки повысят. Причем повысят именно настолько, насколько это запланировано правительством. Во всяком случае, после результатов голосования по принятию четырех "непопулярных" законопроектов, касающихся изменения политики города в области жилищно-коммунальных тарифов, почему-то стало казаться, что депутаты так и не смогут, по крайней мере, на этот раз, преодолеть комплекс "кролика перед удавом".

Кто в этой ситуации кролик, думается, понятно. В роли удава в среду в который раз выступило правительство города в лице вице-губернатора Виктора Лобко. Того самого, которому неделю назад часть депутатов хотела, но так и не смогла вынести вотум недоверия. Если вспоминать ту историю, то человек, наблюдавший за развитием событий непосредственно, обязательно отметит странную метаморфозу, произошедшую с депутатами всего за несколько дней. Выказывавшие энтузиазм при появлении документа, парламентарии так и не сознались в заговорщических планах ни вызвавшей их для разговора Валентине Матвиенко, ни вернувшемуся из отпуска через неделю Лобко, напрочь отрицая само существование документа.

На прошедшей неделе основной темой в Законодательном собрании стало обсуждение четырех законопроектов, внесенных на рассмотрение губернатором. Общим смыслом предлагаемых документов было повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. И нельзя сказать, что депутаты восприняли идею о том, что им предлагают подписаться под такими непопулярными в народе предложениями, с радостью. Вернее, с самими фактом повышения они согласились сразу, поняв, что это замечательная позиция для маневра. Но вот с тем, что цены на услуги будет в дальнейшем устанавливать Смольный, они согласиться никак не могли. И в том, что цены на квартплату, на сами услуги, а также цены для тех, кто имеет несчастье обладать жилплощадью сверх устанавливаемой социальной нормы, прописываются в трех отдельных законопроектах, они тоже сразу узрели какой-то подвох со стороны администрации. Поэтому общее мнение было таким, что принимать следует только законы об упомянутой норме и о ценах на содержание и ремонт общих помещений жилого фонда. А другие два предлагалось объединить с последним, а пока не принимать. Такие решения вынесли как Бюджетно-финансовый комитет, так и комиссия по городскому хозяйству. Причем при обсуждении этих решений в их поддержку высказывались депутаты решительно из всех фракций, при этом обрушивая на законопроекты шквал критики, касающейся как юридической, так и смысловой частей документов. В общем, в среду утром, перед заседанием, все наблюдатели были уверены в том, что так оно и будет.

Да и ход обсуждения законопроектов вроде бы подтверждал эту уверенность: вице-губернатора Олега Виролайнена, представлявшего их, депутаты не отпускали с трибуны более часа, задавая порой довольно жесткие и резкие вопросы. После этого выступали и сами парламентарии, из которых лишь малая часть высказывалась в поддержку администрации. Однако результаты голосования заставили недоумевать: если единогласное голосование в поддержку закона "О социальной норме жилья" и почти единогласное (один голос "против") - в поддержку закона "О ценах на обслуживание и текущий ремонт общих помещений жилого фонда" можно было предположить, то уж всего три голоса из сорока, поданных против нещадно раскритикованных законов "О ценах на обслуживание и текущий ремонт общих помещений жилого фонда сверх социальной нормы" и "О плате за наем жилых помещений" выглядели совсем фантасмагорично. В оппозицию, в общем, опять никто не решился пойти.

Удивительно то, что решения БФК и комиссии по городскому хозяйству были приняты не далее, как в понедельник и вторник соответственно. То, что Смольный, наблюдая за неблагоприятным для него ходом развития событий, не замедлит принять меры, было, в общем, понятно. Но так быстро? Во всяком случае, выглядеть это все стало так, как будто депутаты изначально намеревались продемонстрировать администрации, что не все так просто. В последнее время значение Мариинского дворца заметно уменьшилось по сравнению со Смольным, с чем, конечно, очень многие депутаты не согласны. Поэтому и решили напомнить, что в плане законотворчества обе ветви власти все-таки зависят друг от друга. Стоит держать в уме, что в прошлую пятницу Комитет по законодательству не принял к рассмотрению закон "О структуре исполнительной власти", на который правительство возлагало большие надежды, а его председатель Игорь Михайлов намекнул на то, что в городе вновь может разгореться с трудом потушенный конфликт между парламентом и губернатором. Возможно, он сделал этот зря: теперь в случае, если конфликт действительно разгорится, Смольный сможет заявить, что, дескать, не мы его начали. Однако в любом случае этот шаг показал вероятную серьезность намерений ЗакСа.

В общем-то, предложения депутатов по объединению трех жилищно-коммунальных законопроектов в один радикальными не выглядели. Но, видимо, разработчикам было очень важно именно то, что это будут три разных документа. И депутаты решили, что сей важный момент - отличная возможность для того, чтобы дать губернатору возможность почувствовать себя обязанной.

И вот здесь опять на сцене появляется Лобко. Вице-губернатор терпеливо отсидел в зале заседаний все время, что продолжалось обсуждение, хотя ЖКХ, в общем-то, вопрос совсем не его компетенции. Местом для наблюдения при этом он выбрал кресло в президиуме, где, вообще-то, представители администрации предпочитают не сидеть. Эти места неудобны для постоянного общения с депутатами, зато с них как на ладони видно, что происходит в зале. Под неусыпным взором начальника администрации губернатора депутаты первоклассно продемонстрировали свое недовольство политикой Смольного. Но проголосовали, несмотря на всю свою критику, так, как было надо. Лобко после этого не скрывал удовлетворения и похвалил парламентариев за "политическую зрелость". Мог бы похвалить еще и за то, что "созрели" так оперативно - всего за один день.

Впрочем, может быть, что и не за день даже, а значительно быстрее - за несколько часов. За те несколько часов, что Лобко провел в Мариинском дворце. Возможно даже, что всего за те полчаса, что в перерыве заседания он провел в кабинете спикера. Вряд ли депутаты изначально планировали просто показать исполнительной власти свой норов, а потом все равно проголосовать "за". И вряд ли они в итоге приняли такое решение просто потому, что их об этом вежливо попросили. Тем более, что голосование все равно было тайным.

Скорее всего, все-таки сторговались. Предмет уступок администрации пока остается невыясненным. Вполне возможно, речь идет о количестве депутатов: в следующий созыв, согласно федеральному законодательству, половина депутатов должна будет идти по партийным спискам, и пока остается открытым вопрос, будет ли их по-прежнему 50, или все-таки количество депутатских кресел увеличится до 100. По крайней мере, другого сравнимого по масштабу предмета торга, способного заинтересовать сразу всех депутатов, пока не видно, хотя, вполне возможно, он есть. Одно можно сказать точно: какие-то струны для игры Лобко удалось найти, причем удивительно быстро. Хотя здесь возможны два варианта: либо его просто поставили перед необходимостью в ультимативной форме, либо администрация заранее держала в уме вероятность каких-то уступок.

Возвращаясь к ЖКХ: несмотря на то, что законопроекты приняты в первом чтении, у депутатов остается возможность во втором чтении изменить их поправками так, как они посчитают нужным (хотя уже и не так, как хотели изначально). Увеличить социальную норму жилья, и так далее. Но возникают сомнения - а если Лобко возьмет, да и приедет в ЗакС на рассмотрение законов и во втором чтении? Не случится ли так, что благие намерения депутатов снова разобьются о гипнотизирующий взгляд "удава"? Ведь если в обмен на нужное голосование Смольный пообещал депутатам что-то большое и хорошее, то ясно, что это касалось принятия непопулярных законопроектов в целом. В любом случае, становится видно, что выданный в свое время губернатору "кредит доверия" вовсе не был беспроцентным. Вопрос только в том, когда начнется оплата по старым счетам.

Михаил Шевчук