Дети разных народов начинают забывать родной язык. В Астраханской области решили исправить эту ситуацию и разработали собственную программу развития образования в сфере родных (нерусских) языков. Ее обсудили 27 февраля совместно с педагогами представители национальных обществ, которые вошли в Консультативный совет при главе администрации области. Причины столь пристального внимания к этой проблеме для региона, где проживают представители свыше 120 национальностей, отмечает РИА "Аверс", неслучайны.

Экономические, социальные реформы, перераспределение миграционных потоков, удовлетворение образовательных потребностей этнических групп, населяющих область, вызвало необходимость пересмотра приоритетов национального образования и реформированию системы образования в целом. Решение этой проблемы, по мнению астраханского губернатора Анатолия Гужвина, является основой проживания и эффективного взаимодействия представителей всех национальностей в регионе. В 1997 году департаментом общего и профессионального образования администрации области была принята программа по изучению национальных языков. Принята она была с учетом предложений национальных обществ, заинтересованных в возрождении родных языков. Но нехватка преподавательских кадров и их низкая квалификация не позволили реализовать ее в полном объеме. В области, где всего обучается около 140 тысяч детей, примерно 10 тысяч школьников могли бы изучать язык, на котором разговаривали их предки и приобщаться к истокам национальной культуры. Но все упирается в нехватку кадров.

На весь астраханский край приходится всего 126 преподавателей, из которых только 71 педагог имеет высшее образование. Высшее образование педагоги могут получать только в сопредельных государствах, поскольку в области нет масштабного социального заказа, способного ориентировать местные вузы на подготовку кадров. Стоит правда отметить, что в рамках соглашений, подписанных между Астраханской областью с Татарстаном и Казахстаном, в Казанском и Атырауском университетах были подготовлены 20 преподавателей татарского и казахского языка. Но это не решило проблемы.

Есть проблема и с обеспеченностью учебниками. Полностью обеспечены ими только классы, где ведется преподавание на калмыцком языке. Общество казахской национальной культуры "Жолдастык" выступило заказчиком учебника для изучения казахского языка, но уже сегодня стало ясно, этот учебник нуждается в серьезной доработке, для того чтобы стать систематическим учебным пособием. Наиболее характерными проблемами национального образования являются отсутствие взаимодействия между участниками процесса, несоответствие учебных планов и программ современным требованиям, низкая квалификация преподавательского состава, не имеющего возможности стажироваться в регионах - носителях языка.

Как заявила заместитель начальника департамента общего и профессионального образования Ирина Кучерук, в регионе за последние пять лет, на 7% сократилось количество школ, где изучают родные языки. По ее мнению, отсутствие мотивации и большое количество смешанных браков привело к тому, что сами родители не используют знание родного языка, как средство коммуникации даже на уровне семьи. Административными мерами эту задачу решить невозможно. Примером этому может служить то, что французское и германское посольства вкладывают немалые средства для того, чтобы в Астраханской области не падал интерес к изучению французского и немецкого языков. Тем не менее, в школах все меньше и меньше желающих изучать их, в то время как спрос на изучение английского языка растет.

Для того чтобы дети приобщались к родному языку, необходима просветительская работа со стороны национальных обществ, направленная на приобщение детей к культурным ценностям каждого народа. Нынешняя программа изучения родных языков, по замыслу ее разработчиков должна не столько закладывать параметры системы их изучения, сколько обеспечить интеграцию этой системы в единое образовательное пространство региона, где должен быть создан рынок национальных образовательных услуг, применяющий современные технологии преподавания, включающими в себя даже использование Интернета.

В рамках программы, которую сегодня одобрили представители национальных обществ, предлагается также создать в ходе переписи населения этнический атлас региона, который поможет выстроить более стройную систему изучения родных языков. Кроме того, намечено проведение обучающих семинаров для преподавателей с приглашением специалистов из регионов - носителей языка и международных экспертов в области национального образования.