В Госдуме состоялись парламентские слушания по актуальным проблемам законодательного обеспечения борьбы с терроризмом
Москва, 14 апреля, 2004, 10:38 — ИА Регнум. 13 апреля в Государственной Думе под председательством Владимира Васильева состоялись парламентские слушания на тему: "Актуальные проблемы законодательного обеспечения борьбы с терроризмом", организованные Комитетом по безопасности. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Управлении по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ нижней палаты парламента, открывая слушания, первый заместитель председателя ГД Любовь Слиска отметила, что начало ХХI века было ознаменовано обострением борьбы с терроризмом. Однако силовые методы, направленные против экстремистских сил, позволяют лишь сдерживать вал терроризма. "Война с терроризмом, - подчеркнула Л.Слиска, - это война за сердца и умы людей". Первый вице-спикер палаты выразила сожаление позицией некоторых СМИ, которые не уделяют должного внимания борьбе с терроризмом. Она высказалась за принятие поправок в Закон "О средствах массовой информации", которые бы ограничивали трансляцию показов терактов, придание гласности информации, мешающей проведению контртеррористических мероприятий.
Председатель Комитета по безопасности В.Васильев, в свою очередь, подчеркнул, что в числе основных внутренних условий роста террористических проявлений в России особую роль играют образование устойчивых очагов сепаратизма, межэтнические противоречия и конфликты, идеологический раскол и криминализация общества, критически опасные масштабы организованной преступности и коррупции. По его словам, внешние условия, которые являются определяющими причинами терроризма в России, заключаются в реанимации геополитических притязаний внешних сил к Российской Федерации, а также в переносе на российскую территорию противостояния некоторых зарубежных политических сил.
"Масштабы террористических проявлений в России обусловливают необходимость создания государственной системы противодействия терроризму, обеспечивающей комплексное решение задач по предупреждению, выявлению, пресечению террористических актов и ликвидации их последствий, надлежащей правовой и материально-технической обеспеченности деятельности по предупреждению терроризма и транснациональной преступности, согласованных усилий всех субъектов антитеррора", - сказал депутат.
По мнению В.Васильева, одна из основных задач в области противодействия терроризму в условиях современной России состоит "в адекватном законодательном обеспечении борьбы с этим крайне опасным явлением". В последние годы в результате проведенной в этой области работы в Российской Федерации были заложены основы ранее отсутствовавшей законодательной базы борьбы с терроризмом. Действующим законодательством регулируется достаточно широкий круг вопросов этой сфере: даны понятия терроризма, террористической деятельности и преступлений террористического характера, определены субъекты борьбы с терроризмом, их задачи, функции и полномочия, заложены правовые основания проведения контртеррористических операций, возмещения вреда лицам, пострадавшим от террористических актов, их социальной реабилитации, а также решен ряд иных вопросов антитеррористической деятельности, - отметил председатель Комитета по безопасности. В то же время правоприменительная практика, обратил внимание В.Васильев, свидетельствует о том, что в целом антитеррористическое законодательство страдает отсутствием системности, отдельные нормы законов не дополняют друг друга, а существуют, как бы, обособлено, а иногда и вступают между собой в противоречие. В этой связи оно не в полной мере соответствует современным реалиям, международным нормам и нуждается в определенной корректировке, а также разработке целого ряда нормативных правовых актов.
На слушаниях особое внимание обращалось на необходимость совершенствования антитеррористического законодательства, повышения роли и ответственности всех субъектов антитеррористической деятельности; обеспечение защиты прав и интересов жертв терактов и участников антитеррористических мероприятий; адекватного финансирования и технического оснащения субъектов борьбы с терроризмом; проведения экспертизы текущего законодательства на предмет террористической уязвимости, прежде всего, в части жилищного и промышленного строительства, развития транспортных систем, готовности органов здравоохранения, средств МЧС для работы в период чрезвычайных ситуаций; рассмотрения целесообразности предоставления дополнительных полномочий субъектам борьбы с терроризмом, в том числе антитеррористическим комиссиям на уровне Правительства России и субъектов Федерации.
Большинство участников слушаний считает, что в уточнении под этим углом зрения нуждаются федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении", Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, федеральные законы "О борьбе с терроризмом", "О безопасности", "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации", "О милиции", "О внутренних войсках МВД России", "О внешней разведке", "О средствах массовой информации", ряд других нормативно-правовых актов Российской Федерации. Особое внимание планируется уделить и законодательному обеспечению международного взаимодействия в борьбе с терроризмом, в том числе отработки механизма выдачи террористов и международных преступников, нацеленного на универсализацию принципа "выдай или суди", обеспечению неотвратимости ответственности за терроризм и транснациональную оргпреступность.
Отмечая, что перед российским обществом стоит масштабная задача формирования эффективной национальной системы противодействия терроризму, призванной своевременно выявлять причины и истоки терроризма и экстремизма, обеспечивать действенные профилактику, пресечение террористических проявлений в нашей стране и ликвидацию последствий террористических актов, большинство участников парламентских слушаний предложили Госдуме рекомендовать Президенту выступить с политической инициативой, направленной на создание эффективной государственной системы противодействия терроризму, формирование национального антитеррористического фронта, максимально широкое международное сотрудничество в минимизации последствий новых вызовов и угроз. В рамках решения задачи совершенствования и систематизации антитеррористического законодательства Госдуме рекомендовано уточнить и доработать: федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении", Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, Федеральные законы "О борьбе с терроризмом", "О безопасности", федеральные законы, регламентирующие деятельность правоохранительных органов и спецслужб, а также федеральные законы в сфере градостроительства, эксплуатации транспортных систем, объектов повышенной опасности. Максимально полно использовать возможности межпарламентских связей, работы в межпарламентских сообществах для доведения до парламентариев зарубежных стран позиции России о необходимости объединения усилий в борьбе с терроризмом, в том числе по розыску и преданию суду террористов.
В качестве одного из основных направлений формирования эффективной национальной системы противодействия терроризму рекомендовать правительству разработать федеральную целевую программу "Антитеррор" на 2004-2007 годы. На слушаниях подчеркивалась настоятельная необходимость совместно с президентскими структурами, политическими партиями, общественно-политическими организациями и лидерами традиционных религиозных конфессий, мобилизовать институты гражданского общества и российской общественности на расширение профилактики и предупреждение терроризма, в том числе гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений и формирование у населения мотивации личной сопричастности к антитеррористической борьбе. Принимая во внимание большую роль СМИ в формировании общественно-политического климата в стране, большинство участников слушаний призвали журналистов "занять ответственную гражданскую позицию в деле создания национального антитеррористического фронта, воспитания населения в духе бдительности, осознания необходимости осуществления контртеррористических мер, сопричастности каждого гражданина к борьбе с терроризмом и экстремизмом".