Как уже сообщало ИА REGNUM, 9 апреля Карачаево-Черкесия встречала нового полпреда президента РФ в Южном федеральном округе Владимира Яковлева. В тот же день в республике находился министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев. В Большом зале Дома правительства Карачаево-Черкесии состоялось собрание актива агропромышленного комплекса республики, на котором присутствовали не только руководители, специалисты АПК, но и министры других отраслей, главы муниципальных образований, а также высшее руководство Карачаево-Черкесии, включая ее президента Мустафу Батдыева. На собрании выступали Яковлев и Гордеев.

Одной из основных тем собрания стала проблема дотаций агропромышленного комплекса. Основной докладчик - министр сельского хозяйства и продовольствия Карачаево-Черкесии Шарафутдин Узденов отчитался о проделанной им работе за полгода: реструктуризированы долги сельхозпредприятий, разобрались с земельными паями. Однако лейтмотив его выступления был один - нужны деньги: "Мы ждали этой встречи, ждали ее с надеждой и верой, что она послужит решению многих вопросов сельскохозяйственного производства республики. Алексей Васильевич (Гордеев) достаточно подробно ознакомлен с положением дел в агропромышленном комплексе республики, с проблемами, в решении которых мы просим и ждем помощи... Просим помочь семенным материалом. Просим увеличить процент субсидирования и большего вовлечения сельского хозяйства Карачаево-Черкесии в федеральные целевые программы... Хотелось бы побольше инвесторов, так как своих сил нет и бюджет слабый. Но инвесторов таких, чьи программы носят социальный характер. Просим из бюджетного кредита выделить еще 25 млн. рублей безвозмездно, плюс к этому еще средства защиты растений. В этом случае мы смогли бы хорошо отсеяться и к концу года уже иметь лучшие результаты."

Ответ министра Гордеева был неожиданным и резким: "Не хочу показаться грубым, но отвечу словами Виктора Черномырдина - ""Давалка" в стране закончилась"".

Сходную позицию высказал и полпред Владимир Яковлев: "Вы говорите "помогите". Меня беспокоит подход к тому, как помогать. Здесь сидит много людей, работавших в хорошее советское время. Они-то помнят, что были колхозы-миллионеры, и были отстающие, которым каждый год списывали долги, и все время они занимали такую позицию: "Дайте нам". Так вот, важно, чтобы у нас так не получилось. "Дайте",- но на какой конкретный срок? Кто будет возвращать?"

Разговор вышел за рамки сельскохозяйственной тематики. Владимир Яковлев коснулся других проблем: "Если говорить о результатах прошлого года, есть неплохие показатели по приросту валового регионального продукта. Но больше минусов. Это и сокращение инвестиций в экономику Карачаево-Черкесию. Они и так маленькие - 2,2 млрд. рублей в 2003 г. Это говорит о том, что территория не привлекательна. Сюда не придут деньги, пока не будет создано хотя бы минимальных условий для бизнеса. Я сегодня очень долго беседовал с вашим президентом. Мы обсуждали, насколько это возможно, вопросы экономического развития... Республика должна иметь четкие, понятные планы движения вперед, конкретные цифры. Мы и дальше будем так разговаривать - языком цифр и конкретных предложений. В республике можно определить несколько конкретных задач, на которые будем работать все вместе - и федеральное правительство, и полпредство, и, конечно же, сама республика. Один из важнейших вопросов для республики - экология. Проезжаешь, смотришь - красивые поля, замечательные горы, воздух вроде свежий. Но 65 миллионов кубометров неочищенных стоков выбрасывается в открытые водоемы. Река Кубань считается самой грязной рекой в России. Это здесь-то, на Кавказе, где мы гордимся минеральными источниками, чистым снегом, горами. Это одно из приоритетных направлений, которым мы должны заниматься."

Коснулся Яковлев и разворовывания природных ресурсов: "Богатство республики - лес. Почему "кругляк" вывозится, да еще несанкционированно? Что, нельзя перекрыть три дороги? Или тот, кто стоит на шлагбауме, тоже "крышует", участвует в вывозе леса, который необходимо здесь перерабатывать? Красивые карьеры, замечательный камень. Это все места для развития различных отраслевых направлений - и в сельском хозяйстве, и в лесной промышленности, и в изготовлении готового отделочного камня. Почему все это вывозите? Кто с кого спросил? Я не называю в цифрах убытки, которые республика понесла. А вот тех, кто не обеспечил безопасность, контроль, - надо наказывать. И, наверное, не надо ждать, пока кто-то придет, самим необходимо принимать меры на территории. И Народному Собранию надо принимать местные законы четче, понятнее, которые бы воспрепятствовали варварской деятельности."

Деликатно коснулся Владимир Яковлев и проблемы миграции из республики: "К сожалению, происходит сокращение численности населения, миграция идет совершенно в другую сторону. Это плохой показатель. Думаю, когда-то наступят такие времена, причем в недалеком будущем, когда здесь будет востребована рабочая сила, а ее не будет."

Общий итог выступлений Яковлева и Гордеева сводился к тому, что федеральный центр не готов более дотировать Карачево-Черкесию в прежних объемах и на прежних условиях. Впрочем, относится это, по всей видимости, и к другим субъектам Южного федерального округа. В беседе с корреспондентом ИА REGNUM Яковлев следующим образом высказался о перспективах Федеральной целевой программы "Юг России": "К сожалению, мы не получили ожидаемого эффекта, поскольку "Юг России" - это набор адресных социальных программ. Смысл же программы заключается совершенно в другом - необходимо определить главные точки роста территорий, вложить в них совместно деньги региона, бизнеса и федерального центра и при этом получить в ближайшее время отдачу. Пока этого не произошло. "Юг России" сейчас пересматривается, и на следующий год, при формировании бюджета, это будет совершенно новая программа."