Газета "Молодежь Дагестана" в номере от 26 марта в редакционной колонке комментирует заявления дагестанских политиков, связанные с предстоящими в 2006 году первыми всенародными выборами президента Дагестана. "Внесезонным заявлением" называет главный редактор газеты Гаджи Абашилов выступления сенатора Рамазана Абдулатипова и депутата Госдумы Гаджи Махачева во время их совместной поездки по районам Дагестана в марте. Оба политика заявили, что будут бороться за пост президента Дагестана. "Именно так - вдвоем. На то, как было сказано, есть две причины. Их, Абдулатипова и Махачева, соперники, допуская возможность неблагоприятного исхода для себя, могут снять свои кандидатуры и таким образом лишить оставшегося кандидата, если им будет кто-то один из них, юридического права баллотироваться без альтернативы. А еще в нынешних реальных условиях, по мнению сенатора и депутата, что угодно, с кем угодно и когда угодно может произойти, и подстраховка на случай форс-мажора не может считаться лишней."

По мнению главного редактора, заявление Абдулатипова и Махачева ставит больше вопросов, чем дает ответов: "Они пока ничего не сказали о своих союзниках, о том, кого они видят на посту премьера, спикера парламента (полагают, видимо, что слишком рано раскрывать карты...). А это, в свою очередь, проблема позиции, роли и места национальных элит в предстоящих баталиях." При этом редактор строит прогнозы относительно других возможных претендентов на президентский пост. Он, в частности, полагает, что, помимо тандема Абдулатипова и Махачева, будут и другие претенденты аварской национальности ("Не станем озвучивать их имена, они и так на слуху"). Довольно важно в этом контексте упоминание московского бизнесмена и депутата Госдумы Сулеймана Керимова: "Что может предпринять миллиардер и депутат Думы Сулейман Керимов сам или кого он поддержит?" Керимов по национальности лезгин, но, по имеющимся данным, его симпатии находятся на стороне ряда аварских политиков, оппозиционно настроенных по отношению к нынешней дагестанской власти. Одновременно автор колонки выражает уверенность, что представители другого дагестанского народа-тяжеловеса - даргинцев - тоже будут бороться за президентский пост: "Можно не сомневаться также в том, что не упустит шанс стать первым президентом и нынешний руководитель республики М. М. Магомедов, а в случае его отказа или невозможности сделать это - С. Амиров (мэр Махачкалы - ИА REGNUM). И здесь встанет вопрос национальных элит, объединенного политического и финансового капитала."

Задается главный редактор "Молодежи Дагестана" и вопросом о том, что предопределило "ранний старт" Абдулатипова и Махачева: "Большая уверенность в своих силах и возможностях? Некий сигнал со стороны, на который нельзя было не среагировать? Необходимость упредить нежелательное развитие событий? Опередить возможных соперников в инициативе и в темпе? Попытка поймать парусами своего политического корабля порыв ветра грядущих перемен? Вопросы, вопросы, вопросы... Их бы было меньше, если б публичная политика и открытые дискуссии получили бы у нас должное развитие. А так - все обсуждают всё, но только вполголоса, в узком кругу, с оглядкой, и 99 человек из 100 хотят, чтобы честно и открыто о политике говорил и писал кто-то другой..." С последним замечанием трудно не согласиться, поскольку, хотя заявления Абдулатипова и Махачева вызвали немалый резонанс в дагестанском обществе, на страницах республиканских СМИ о них не было опубликовано практически ничего, кроме процитированной выше редакторской колонки в "Молодежи Дагестана".

Много внимания уделяют дагестанские СМИ происходящим в республике судебным процессам. Так, "Новое дело" в номере от 9 апреля посвящает статью делу о взрыве в Каспийске 9 мая 2002 года, которое рассматривает Верховный Суд Дагестана. Дело Мурада Абдуразакова ("абхазского Мурада") и Абдулхакима Абдулкаримова, обвиняемых в организации взрыва, было передано в Верховный суд Дагестана еще в феврале. Адвокаты обвиняемых заявили газете, что вина их подзащитных не доказана. А защищающий Абдулкаримова адвокат Цахай Цахаев заявил, что суд отклонил практически все ходатайства защиты. Он также сообщил, что его подзащитный написал "Обращение к каспийчанам и ко всем пострадавшим в результате теракта" В обращении Абдулкаримов заявляет, что непричастен к теракту, и требует найти и наказать его истинных виновников. Кроме того, Цахаев намерен пригласить на процесс заместителя Генпрокурора России Владимира Колесникова, чтобы он поддерживал обвинение. "В своих выступлениях по телевидению он (Колесников) делал категоричные выводы о виновности моего подзащитного, хотя вина его не была доказана. Заявления Колесникова противоречат и уголовно-процессуальному законодательству, и Закону "О СМИ". Мне бы очень хотелось, чтобы он прибыл на суд и здесь попробовал доказать то, о чем говорил на всю страну", - сказал адвокат газете. Справедливости ради необходимо отметить, что, подробно представляя точку зрения защитников, газета - по крайней мере, в данном материале - не предоставляет слова стороне обвинения. Это, однако, никак не отменяет того факта, что предыдущий "каспийский" судебный процесс в прошлом году фактически развалился: подсудимым в итоге были вынесены обвинительные приговоры, однако ни у одного из них приговор не имел отношения к взрыву 9 мая, в причастности к которому они изначально обвинялись.

В том же номере "Новое дело" рассказывает о забастовке водителей маршрутных такси, курсирующих между Махачкалой и ее городом-сателлитом Каспийском: "Они протестуют против решения каспийской администрации создать МУП "Каспийскавтотранс", в которое должны будут вступить "маршруточники". По словам последних, это означает, что им придется ежемесячно платить администрации по 1000 рублей. С таким положением дел водители, разумеется, не согласны." В администрации Каспийска утверждают, что решение об организации МУПа преследует цель создать конкуренцию в сфере пассажирских перевозок. Водители с этим не согласны: "Дело вовсе не в конкуренции. Мы лишь хотим оставаться частными предпринимателями и работать на себя, а не на администрацию."

Еще один заслуживающий внимания материал в "Новом деле" от 9 апреля - статья "Исламское вырождение в Дагестане". Это едва ли не самый критичный за последнее время анализ состояния ислама в Дагестане - регионе с весьма развитой и многообразной мусульманской традицией. "С прискорбием приходится признать, что сегодняшний дагестанский ислам находится в глубочайшем кризисе. Он оказался не способен предложить обществу ни одной жизнеспособной программы решения социальных, экономических, национальных, политических или хотя бы культурно-нравственных проблем, стоящих сегодня перед дагестанцами. Вместо решения реальных проблем современные дагестанские мусульмане с остервенением выясняют, кто из них больше кафир (безбожник), многобожник или ваххабит, какую тюбетейку и какую бороду носить и какой ислам является более истинным. Народ в очередной раз обманут: ему предложен выбор между респектабельным, богатым, полным изобилия и удовольствия Западом, который успешно решает свои экономические, социальные, культурные проблемы, и исламом, ощетинившимся, как дикобраз, невежеством, коррупцией и нечистоплотностью официальных структур... Непрекращающаяся грызня и перепалка "духовных лидеров" Дагестана из-за длины "усов и штанов", обвинение шейхами друг друга в самозванстве и "лжешейхизме" уже порядком надоели нормальным людям."

Особенно тревожным, на взгляд авторов статьи, является национальный подтекст противоречий внутри дагестанского ислама. Отметим, что противостояние независимых Духовных управлений мусульман различных национальностей было характерно для Дагестана начала 90-х годов, однако автора статьи утверждают, что межнациональные распри присутствуют в дагестанском исламе и сегодня: "Ислам, который был ниспослан людям для окончательного разрешения любых национальных вопросов, в Дагестане вдруг стал приобретать ярко выраженные национальные черты. Более того, между национально окрашенными исламскими группами началась взаимная борьба и конкуренция. За что? Как оказалось, за власть и за право навязывать всем остальным собственное видение ислама. Ислам, который отменяет все национальные и расовые различия, в нашей республике становится фактором национальной неприязни и обострения отношений." Впрочем, в известной мере и сами авторы статьи не чужды дискуссиям о месте различных национальностей в дагестанском исламе: "Обновления дагестанского духовенства не происходит, а наоборот, идет консервация и закрепление всех духовных постов за отдельной нацией," - здесь под "отдельной нацией", очевидно, имеется в виду аварская, так как именно аварцы занимают сегодня командные высоты в Духовном управлении мусульман Дагестана. И все же проблему "закрытости" официального ислама в Дагестане авторы ставят в более широкий контекст: "Такая закрытость и консервация не приводит к появлению новых идей и концепций развития, не происходит "обновления крови", идет постепенное вырождение исламской интеллектуальной мысли. Однако из естественных и социальных наук известно, что закрытые системы долго не живут... А в это время молодежь, полностью разочаровавшаяся в официальном духовенстве и его интерпретации ислама, в поисках свежей мысли и возможности приложить свои горящие сердца пополняет ряды радикальных движении и группировок."