Опасность принятого Госдумой в третьем чтении закона о взаимодействии аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов с ЦБ состоит в том, что отныне налоговый орган может решить не проводить собственное исследование конкретного налогоплательщика, а сразу обратиться к аудиторам. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 19 июля заявил общественный омбудсмен по налогам при уполномоченном по защите прав предпринимателей Борисе Титове, партнёр и руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Михаил Орлов.

«Как правило, аудитор, оценивая налоговые риски, исходит из консервативного подхода, идентифицирует налоговые риски даже при малейших сомнениях — аудиторская профессия такая. Не хотелось бы, чтобы этот консервативный подход и был положен в основу решения налогового органа», — подчеркнул он.

Орлов также отметил важность новых принятых положений — так, теперь в законе прописано чёткое разделение на правовое регулирование международных и внутренних запросов. То есть если речь идёт о международном запросе, то компетентный государственный орган иностранного государства может обратиться в налоговую службу России, и только оно может инициировать запрос к аудиторам.

«Но мы предполагаем, что это будут исключительные случаи и при таком международном взаимодействии, аудиторское сообщество не ожидает вала запросов», — считает Орлов.

Следующее направление — это внутреннее взаимодействие в рамках внутреннего налогового контроля. Здесь законопроект претерпел существенные изменения:

«Первое это то, что если любые вопросы к аудиторам будут направляться исключительно с санкционирования федеральной налоговой службы, то фильтр ФНС позволит отсеять пустые запросы, направленные исключительно на удовлетворение любопытства», — пояснил омбудсмен.

Вторым новшеством является необходимость запрашивать только ту информацию, которую налоговый орган может сам запросить у налогоплательщика.

«То есть если налоговый орган, проводя налоговые мероприятия, запросил информацию у налогоплательщика в рамках 93 статьи, а налогоплательщик по каким-то причинам не отреагировал, вот именно эту информацию, но не больше, можно будет адресовать аудиторам. Это защитит налогоплательщиков от субъективных суждений аудиторов. Это очень важное изменение, которое было принято в ходе долгой дискуссии на стадии обсуждения законопроекта», — отметил Орлов.

Третьим важным изменением, по мнению эксперта, является то, что подобного рода запрос возможен только в рамках выездной налоговой проверки. В рамках камеральной налоговой проверки такие запросы инициировать невозможно.

Напомним, 19 июля Государственная дума в третьем, окончательном чтении приняла закон, согласно которому налоговые органы получат доступ к аудиторской тайне. Документ, разработанный правительством, был одобрен в первом чтении в июне 2017 года, однако ко второму чтению, которое состоялось спустя год, был значительно доработан.