Сегодня на тель-авивском кладбище "Яркон" состоялись похороны Юдит Несиху - одной из опытнейших разведчиц Моссад, участвовавшей в поимке и доставке в Израиль крупнейшего нацистского преступника Адольфа Эйхмана из Аргентины, где он после войны скрывался от международного правосудия.

Иссер Харель (организатор и первый начальник "Моссада"), скончавшийся в марте этого года, упомянул Юдит Несиху в книге своих воспоминаний. Как пишет Харель, Юдит приехала с родителями в Израиль в 1940 году. Большинство ее родственников осталось в Западной Европе, где они все и погибли. Ее семья не отличалась особой религиозностью, но она примкнула к молодежному религиозному движению, бросила гимназию, а через год вернулась. В университете доучиться не успела - началась война за независимость, и девушка ушла в армию. После войны Несиху стала активисткой студенческого движения. Она была завербована в "Моссад" в 1956 году и стала одной из первых женщин, которые там служили. После завершения этой операции Юдит вышла замуж, продолжая сотрудничать с "Моссад" до 1974 года.

Дело Эйхмана

На след Эйхмана вышли случайно в 1957 году. Дочь одного из евреев, проживавших в пригороде Буэнос-Айреса, начала встречаться с молодым человеком, который называл себя Николасом Клементом. Однажды он проговорился о том, что его отца зовут не Риккардо Клемент, а Адольф Эйхман. Вскоре эта информация легла на стол Несера Харела - основателя израильской секретной службы "Моссад". Харел смог добиться разрешения Давида Бен-Гуриона лично возглавить операцию по захвату Эйхмана и преданию его суду. Когда в Боливии была предпринята попытка государственного переворота, Эйхману предложили ему возглавить департамент государственной безопасности. На это он ответил: "Когда я слышу слова "Государственная служба безопасности", во мне с новой силой пробуждается аппетит к убийству", - пишет Исер Харел в своей книга "Похищение палача".

В 1958 году группа отборных израильских агентов тайно прибыла в Буэнос-Айрес, но семейство Клемент покинуло его двумя месяцами ранее. Лишь в декабре 1959 года одному из агентов "Моссада" удалось узнать, что Николас Эйхман работает в мастерской по ремонту мотоциклов - филиале фирмы "Мерседес-Бенц" в Буэнос-Айресе. Выяснилось, что Клемент живет в Сан-Фернандо. Израильская наружка в течение нескольких месяцев вела наблюдение за подозреваемым. Но полной уверенности, что это Эйхман, не было. Однако 24 марта 1960 года Риккардо Клемент пришел домой с цветами - и круг замкнулся. По "странному совпадению" именно в этот день родилась жена Эйхмана. В восемь часов вечера II мая 1960 года Адольф Эйхман попал в руки "Моссада". Его связали, уложили на заднее сиденье машины и отвезли в заранее приготовленное место.

Первым делом израильтяне проверили подмышки захваченного в поисках вытатуированного номера, который присваивался любому члену высшего эшелона СС. Татуировки не было, однако на ее месте оказался багровый шрам. Риккардо Клемент не стал скрывать своего истинного имени. Его вывезли из Аргентины, накачав наркотиками и переодев в форму пилота израильской авиакомпании "Эль-Аль".

11 апреля 1960 года в Тель-Авиве начался суд над Адольфом Эйхманом. В ходе процесса он был изобличён как один из главных организаторов и исполнителей акций массового уничтожения евреев в Европе. Судебный процесс по делу закончился 14 августа 1961 года, преступник в своих деяниях не раскаивался. Он утверждал, что просто выполнял приказы. 1 декабря 1961 года Эйхман был приговорен к смертной казни. 31 мая 1962 года его казнили. Тело его было сожжено, а прах развеян над морем вдали от берега.

Операция "Тигр": Похищение Йоси Шумахера

Впоследствии Юдит принимала участие в ряде известнейших операций Моссад, таких, как вывоз евреев Марокко в Израиль и поиски украденного и вывезенного в США ребенка Йоси Шумахера.

В 1961 году весь Израиль узнал о том, что ультраортодоксальный дед похитил своего внука, 12-летнего Йоси Шумахера, у его родителей, и исчез вместе с ним в неизвестном направлении. Семья Шумахер - Альтер, Ида и двое их детей - репатриировалась в Израиль из СССР в 1958 г. Они оказались в тяжёлом материальном положении и обратились к родителям Иды, состоятельным религиозным людям из Иерусалима, с просьбой помочь в уходе за детьми. Их сын Йоси поселился у деда, Нахмана Штаркеса, в районе Меа-Шеарим. В январе 1960 г. родители решили, что их финансовые трудности подошли к концу, и просили вернуть детей, однако Нахман был уверен, что внука, к которому он был очень привязан, отдадут в светскую школу, и заподозрил, что родители собираются вернуться в СССР, поэтому отказался возвратить внука. Шумахеры обратились в суд.

В феврале 1960 г. суд вынес постановление о том, что Йоси Шумахер должен быть немедленно возвращён родителям, однако его дед отказался выполнять решение суда, невзирая на очевидную угрозу тюремного заключения. На суде он утверждал, что внук находится в Израиле, но адрес внука упорно скрывал. Полицейское расследование также зашло в тупик. Тогда Д. Бен-Гурион принял решение поручить розыск мальчика "Моссаду". После двух с половиной лет поисков, проходивших на четырёх континентах, ребёнок был найден в Бруклине и возвращён родителям. Йоси Шумахер вырос в Израиле в семье родителей, сохранив хорошие отношения и с дедом.

Несмотря на успешное завершение операции Моссад подвергся сильнейшей критике. "Прославленная разведка страны, находящейся фактически в военном положении, тратит такие усилия и средства для погони за ребёнком и решает внутрисемейный спор", - писали газеты. Больше подобных операций "Моссад" не проводил, однако теперь розыски похищенных несовершеннолетних стали одним из направлений деятельности Интерпола. После прекращения сотрудничества с "Моссад" Юдит Несиху занималась политической деятельностью: после подписания Кэмп-дэвидских соглашений она стала одним из ведущих деятелей партии "Тхия", а на ее квартире проводились первые собрания членов этой партии, - сообщает "Маарив". Невзирая на героическое прошлое, Юдит, по отзывам соседей оставалась скромным, религиозным человеком.

По материалам израильской прессы.