Вопрос контроля за обеспечением безопасности инфраструктуры транспорта является приоритетным направлением в деятельности ОАО "Российские железные дороги". Железнодорожники объясняют это тем, что железнодорожный транспорт, в силу большой протяженности сети дорог, отдаленности многих объектов, массового скопления людей является одним из уязвимых видов транспорта в плане террористических проявлений.

По данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM от пресс-службы ОАО "РЖД", работа по противодействию терроризму ОАО "РЖД" организована по нескольким основным направлениям. Среди них, в частности: защита пассажиров и работников железнодорожного транспорта от терроризма; предупреждение террористических проявлений на объектах железнодорожного транспорта и минимизация ее последствий, а также необходимое рабочее взаимодействие с компетентными органами; выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению терактов на объектах железнодорожного транспорта.

В последние годы стала очевидной и неотложной необходимость оснащения техническими средствами защиты объектов транспорта и финансирование этих целей, отмечают в "РЖД". В 2002 году на эти цели было израсходовано около 70 млн. рублей, в 2003 году - около 380 млн. рублей. В текущем году в инвестиционной программе ОАО "РЖД" предусмотрено выделение 496,7 млн. рублей. В частности в 2004 году будет выделено порядка 50 млн. рублей на повышение уровня технической защищенности объектов Минераловодского отделения Северо-Кавказской железной дороги, являющейся одним из наиболее проблемных направлений. В электропоездах будут поэтапно установлены системы видеонаблюдения. Также системы видеонаблюдения планируется установить и на Московской железной дороге.

В 2002-2003 годах количество террористических актов на объектах железнодорожного транспортах возросло, констатируют железнодорожники. Кроме того, железнодорожники и работники милиции регулярно сталкиваются с анонимными звонками о заложенных в зданиях вокзалов или вагонах поездов бомбах. В 2003 году было зафиксировано 610 подобных телефонных сообщений. Один из последних случаев подобного хулиганства произошел в начале апреля в городе Макарове ( Сахалинская железная дорога ). Оперативно-поисковые мероприятия по обнаружению взрывного устройства ничего не дали, однако такие провокационные действия оказывают негативное психологическое воздействие как на пассажиров, так и на работников железных дорог, подчеркивают в "РЖД".

Наибольшее количество сообщений (более 62%) поступало в отношении объектов железнодорожного транспорта, находящегося в оперативном обслуживании Московского УВДТ. В этой связи при финансовой поддержке столичной магистрали - филиала ОАО "РЖД", в сентябре 2003 года в Московском УВД стала функционировать фоноскопическая лаборатория, которая позволяет проводить идентификацию человека по голосу и манере речи, тем самым обеспечивая доказательства вины преступников. Также на сети железных дорог в настоящее время уже установлено 1336 телефонных аппаратов с автоматическими определителями номеров абонента, а системой телевизионного наблюдения оснащены 120 вокзалов, в том числе все столичные вокзалы.