В Риге с государственным визитом находится президент Узбекистана Ислам Каримов. После встречи высокого гостя у Рижского замка, президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга провела с узбекским коллегой переговоры, при этом Латвия позиционировалась, как член Евросоюза и НАТО, а Узбекистан - как представитель Центральноазиатского региона.

В политической части переговоров, если опустить протокольные темы и фразы, особое внимание уделялось антитеррористической борьбе. Президент Каримов проинформировал президента Вике-Фрейбергу о состоянии безопасности в Центральной Азии в целом, и в Узбекистане в частности, рассказал о том, какие меры принимаются для стабилизации ситуации.

Рост товарооборота между двумя странами, увеличившийся за последние 6 лет на 60% и достигнувший 106 млн. $ в год, обусловил особое внимание к экономическим вопросам. Латвия уже фактически является центром перевалки узбекского хлопка на запад, при этом президенты обоих государств высказали пожелание повысить эффективность новых торговых путей между Центральной Азией и Европой.

После завершения встречи президентов были подписаны межгосударственные соглашения: консульская конвенция, договор о реадмиссии, соглашение между учреждением омбудсмена Узбекистана и Государственного бюро по правам человека Латвии, договор о сотрудничестве между Ригой и Ташкентом. Сегодня, в завершающий день визита В. Вике-Фрейберга и И. Каримов будут присутствовать на торжественном открытии дара узбекского народа - памятника Улугбеку (1394-1449) великому ученому и правителю Самарканда, внуку Тимура-Тамерлана. Встав около бывшего мореходного училища, монумент уже стал притчей во языцех рижан. И не только потому, что связь средневекового азиатского астронома с Латвией прослеживается с трудом, а сам он воздвигнут на пьедестале, обрубленный чуть выше колен. В памяти рижан еще свежи баталии за возможность вернуть в столицу реставрированную конную статую Петра Первого, которая стояла в Риге до войны. Рижская дума отказала под предлогом, что российский император ничего хорошего для страны не сделал. По поводу же памятника Улугбеку стало известно, что по сигналу из столичного самоуправления новое украшение Риги началось возводиться в страшной спешке - только 26 марта, а узбекские друзья взяли на себя львиную долю затрат, включая оплату 30 елочек и дернового покрытия. Кстати, если бы возвращенный памятник русскому царю поставили на то место, где он демонстрировался рижанам, то Петр Первый мог бы переглядываться с Улугбеком.