В эксклюзивном интервью ИА REGNUM итоги выборов и сложившуюся ситуацию в Алтайском крае комментирует спикер Краевого Совета народных депутатов (КСНД) Александр Назарчук. Именно его алтайские политологи в шутку называют одним из победителей прошедших выборов губернатора, в отличие от большинства представителей алтайской политической элиты. По некоторым данным, Назарчук оказал определенную помощь Михаилу Евдокимову, в частности, именно организовал выступление в поддержку Евдокимова своего коллеги по Аграрной партии Николая Харитонова. Взамен Назарчук, видимо, рассчитывает на поддержку нового губернатора в своей борьбе за сохранение поста спикера.

Выборы нового состава КСНД прошли одновременно с первым туром выборов 14 марта. Известно, что фракции единороссов удалось договориться с Александром Суриковым о поддержке, взамен которой Суриков после своей предполагаемой победы поможет им забрать пост спикера. Именно поэтому единороссы, без вмешательства губернатора не способные обеспечить себе большинство депутатских голосов, дважды срывали сессии, оттягивая время. Теперь, после проигрыша Сурикова, шансы Александра Назарчука сохранить свой пост за собой стали весьма высоки. В этой связи уместно вспомнить шутку одного барнаульского журналиста: "Я всегда говорил: Назарчук - старый хитрый колхозник. Не зря он летом каждые выходные ходит на скачки на ипподром. Он знает, на какую лошадь нужно ставить".

Александр Григорьевич, чем вы объясняете такие результаты выборов губернатора края?

Прежде всего, в Алтайском крае выборы были особые. Я теперь только понял, что в 2000 году мы, и я лично, совершили ошибку. Тогда я встречался с председателем Центральной избирательной комиссии и просил нам разрешить совместить выборы президента и местные - всех уровней власти, от местного самоуправления поселков до губернатора. В результате выборы были для избирателей очень сложные, в селе люди получали до восьми бюллетеней.

Поэтому впервые в истории Алтайского края в день голосования мы не избрали полностью состав КСНД - депутаты остались не избраны по шести округам. Сказалась и специфика смешанного голосования по партийным спискам и по одномандатным округам.

В принципе, все ожидали, что в первом туре действующий глава наберет 50%. Не получилось. Я думаю, что сыграла свою роль, прежде всего, экономическая ситуация в крае. Мы имеем самые низкие доходы населения в Сибири. Этому есть и объективные причины, но народ-то они не интересуют. Нам избиратели постоянно задают вопросы - Почему так? Почему бюджетная обеспеченность одного человека в крае ниже, чем в других территориях? Почему заработная плата, среднемесячный доход на одного человека в крае ниже, чем у наших соседей? Так что если сегодня кто-то думает, что в оценке итогов выборов надо исходить только из того, как работали штабы, это не верно.

А если все-таки проанализировать работу штаба Сурикова и его лично, какая самая большая ошибка была совершена?

Его проигрыш - это пренебрежительное отношение к левым силам. Его слишком тесные объятия с "Единой Россией". Я говорил об этом и самому Сурикову еще до первого тура - ведь я же общаюсь с людьми, я знаю, что не готов Алтайский край сегодня к таким резким поворотам, от левых к "Единой Россией". Ведь Суриков пришел во власть на волне борьбы с демократами, с перестройщиками. Сначала он пришел в краевой Совет (тогда он был Заксобранием). Потом на волне борьбы депутатов с исполнительной властью, которую тогда представляли губернаторы Райфикешт и Коршунов, стал главой региона. У жителей Алтайского края Суриков всегда ассоциировался как представитель левых сил.

Я считаю, что основная ошибка Сурикова была в том, что он хотел на двух стульях сидеть. Когда были выборы в Госдуму, он не пошел открыто по спискам "Единой России", как более 30 руководителей других российских регионов. Суриков отказался. Но и от левых ушел. А так не бывает, за каждым политиком должна быть политическая система. Можно ошибаться, выигрывать и проигрывать вместе со своей политической силой, но когда "ни с вами, ни с нами".

Так что тенденция к его проигрышу наметилась задолго до выборов. При приближении выборов левые силы главу администрации уже однозначно не поддерживали. На конференции регионального отделения НПСР около двух десятков из 80 голосов проголосовали против поддержки главы администрации. Во многом это было именно следствием попытки Александра Александровича сменить политические пристрастия. Люди, тем более старшего поколения, не прощают, когда человек начинает менять свои политические воззрения.

Поэтому всю выборную кампанию левые силы формально поддерживали главу администрации, но практически ничего не делали, по крайней мере, до первого тура. Суриков надеялся, что левые силы будут вынуждены его поддерживать, но поддержка получилась только на бумаге, а практически, на деле, нет.

Дала такие результаты и излишняя самоуверенность главы. У нас предыдущие выборы были срежиссированы очень удачно, проблем никаких не было, и мы думали, что также пройдут и эти выборы. Но вмешалась еще одна сила, пришли в край другие люди, пришла сама фигура Михаила Евдокимова, которого в крае хорошо знают. И в первом туре все другие кандидаты набрали очень мало голосов, в том числе и тот, кто на первом этапе выдвигался как основной оппонент Александра Сурикова (гендиректор ОАО "Алтайэнерго" Сергей Шабалин, - прим. ИА REGNUM). Голоса, по существу, распределились между двумя кандидатами - Суриковым и Евдокимовым.

Какие ошибки штабом Сурикова были совершены во втором туре?

Сурикову можно было серьезно отреагировать на результаты первого тура. Нужно было объективно оценить, посмотреть, кто как голосовал. Ведь в первом, да и во втором туре действующую власть однозначно не поддержали города края - и Барнаул, и Бийск, и Рубцовск. Крупные районы с большим населением проголосовали за Евдокимова. Сельские районы с небольшим количеством жителей, где Александр Суриков успел побывать, проголосовали за него. На этом этапе надо было сделать выводы, внести какие-то изменения. Но ни в штабе, ни в программных документах ничего не поменялось.

Во время второго тура, после избрания краевого Совета, мы дважды пытались провести сессию. И депутаты-представители "Единой России" дважды сессию сорвали неявкой. Была сорвана наша попытка сформировать краевой Совет, сделать представительную власть действующей. Причем этому было противодействие и самого Сурикова. И в этом избиратель увидел цели, которые не направлены на благополучие Алтайского края, поэтому я думаю, что это также стало одной из причин поражения Сурикова. Эти попытки не диктовались интересами края, они диктовались политическими амбициями и личными интересами определенной группы депутатов - "Единой России".

Я дважды встречался с Суриковым, говорил с ним об этом, потому что это зависело только от него, потому что руководство партии "Единая Россия" сформировано им, и он мог им сказать, чтобы пришли на сессию. Никто не собирался указывать депутатам-единороссам как голосовать, кого избирать председателем и руководителями комитетов. Главное, что как раз в этот период краю нужна была представительная власть. У нас в 31-ом районе Алтайского края и в городах сменились главы муниципальных образований. Как раз в этот период шло формирование муниципальной власти, проводились сессии, и нужна была хотя бы одна ветвь власти, которая бы оказывала влияние на муниципальные образования и местное самоуправление. Избранные депутаты КСНД имеют авторитет на местах, они могли бы повлиять на мнение избирателей. А мы в это время сидели на сессиях в разных залах - 33 депутата на сессии и 25 единороссов в соседнем зале сидят, не идут на сессию, срывают ее.

Какие первые действия предпримет краевая власть?

Сегодня ко мне приезжают руководители районов, спрашивают: "Александр Григорьевич, у нас в районе много проголосовало за Сурикова, будет ли какая-то на это реакция?" Я сказал: "Выборы закончились, и каждый разумный человек теперь должен думать не о том, кто как голосовал, а о том, что мы должны сегодня делать.

Сегодня край срочно нуждается в том, чтобы и представительная, и исполнительная власть были сформированы, на дворе весна, благополучие Алтайского края во многом зависит от того, как сработает агропромышленный комплекс. Я думаю, что Михаил Евдокимов, который собирается серьезно работать, будет вынужден быстро формировать действующие органы власти. Ни одного дня ни на какие торжества, ни на какие другие мероприятия у края нет.

Мне звонят из других сибирских территорий, руководители которых на Советах округа и заседаниях МАСС привыкли видеть нас с Александром Суриковым как единый тандем, спрашивают - что случилось, как же Суриков проиграл. А ведь Суриков сегодня является председателем МАСС. Но - народ сделал выбор, и народ в чем-то обвинять нельзя, надо анализировать и надо все делать, чтобы те обещания, которые давались избранным главой, выполнялись. У нас есть объективные трудности, мы без заемных средств сельское хозяйство поддержать не в состоянии, поэтому надо работать с банками, поставщиками ГСМ.

Я как председатель предыдущего созыва КСНД буду встречаться с Михаилом Сергеевичем. У него сегодня есть свои задумки, но я, поскольку очень хорошо знаю край, знаю, какие проблемы надо решать, буду прежде всего советовать ему быстрее формировать органы власти. Чтобы у нас не получилось, что завтра люди, поддержавшие нового главу края, были бы в нем разочарованы.

Наши оппоненты приводят в пример, что в Иркутске несколько месяцев Заксобрание не могли сформировать, в Красноярске... Это совсем другие территории. Алтайскому краю можно зимой митинговать, а в апреле никаких митингов не должно быть, все должны быть в поле.

Вы говорите, что за каждым политиком должна быть политическая сила. А Михаил Евдокимов на какую политическую силу ориентируется?

Михаил Сергеевич в Алтайском крае человек известный. Однако у меня его предвыборная кампания никак не увязывается с какой-то политической системой. Он новый человек. Это тоже очень важно, потому что сегодня у людей есть желание что-то поменять, увидеть во власти новых людей.

Кто войдет в команду Евдокимова?

Пока я с ним не встречусь, ничего не знаю, ничего не могу сказать. Слухи всякие ходят. Я считаю так: тот вариант, который был в Красноярске, когда Лебедь привозил с собой одну за другой команды, для Алтайского края неприемлем. Потому что Красноярск - это крупные сырьевые отрасли, которые находятся в структурах, жестко управляемых отдельными личностями.

У нас по-другому. Поэтому я рассчитываю на то, что люди, которые будут определять политику края, должны быть наши. Завозной человек, тем более в такой период (имеется ввиду весенний сев, - прим. ИА REGNUM), неприемлем.

Но все-таки вы такой вариант не исключаете?

Конечно, проведя такую предвыборную кампанию, у человека появляются какие-то обязательства перед теми, кто помогал ему в выборах. Но самое главное обязательство - перед людьми, которые за него проголосовали. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы Михаил Сергеевич опирался на людей из Алтайского края.

А кто помогал ему на выборах, перед кем он имеет обязательства? Не знаю. Много было разговоров, я и с Суриковым встречался, это обсуждал. Сначала говорили, что за Евдокимовым стоят угольщики из Кемерово, потом начали говорить, что это энергетики - Чубайс. Потом последний раз я встречался с Суриковым после его встречи с Тулеевым, он сказал - это не угольщики и не Чубайс. Стоят какие-то другие структуры.

Сейчас обсуждается идея создания краевого правительства. Возглавит его будто бы бывший первый вице-губернатор Николай Чертов. Как вы относитесь к этой идее?

Первое. Чтобы сделать такую структуру, надо, чтобы краевой Совет двумя третями голосов внес изменения в Устав края. Сегодня у нас в структуре нет правительства, министров. Чтобы внести такие изменения, надо прежде всего сформировать краевой Совет. Кроме того, две трети голосов сегодня ни у одной силы нет.

К тому же, чтобы внести такие изменения, надо, чтобы исполнительная власть подготовила проект такого закона, в котором должна быть предусмотрена структура власти. И только после этого ее можно формировать.

Время у нас для этого неудачное - у нас нет времени. Сейчас четыре заместителя главы, в том числе первый заместитель, который курирует вопросы сельского хозяйства, написали заявления об уходе, и по существу никто не занимается проблемами посевной. Надо очень быстро это решить.

Николай Чертов все-таки останется в команде?

Ну, это вопрос к Евдокимову. Они вообще-то были товарищами и до выборов. И одна из причин охлаждения отношений Чертова с Суриковым - подозрения в том, что Николай Чертов работал на Евдокимова. Хотя я с Чертовым почти ежедневно встречаюсь, он шутит: "стал не своим ни там, ни там". Все зависит не от личных отношений, а от глубины понимания того, что сегодня надо делать. Чертов - наиболее подготовленный сегодня человек, который мог бы до окончания формирования новой структуры вести всю текущую работу. Сохранив руководителей подразделений по отраслям, он мог бы без всяких раскачек завтра вести ту работу, которая нужна.

Удастся ли новому губернатору выстроить отношения с краевым Советом?

Ну, от этого зависит его успех. На противостоянии никто никогда нигде не достигал никаких целей. Краевой совет сегодня очень сложный по составу. У нас четыре политических блока и разные одномандатники, поэтому состав очень сложный.

А в своей работе с КСНД на какую группу будет опираться Евдокимов?

Все зависит от того, кого он поддержит на пост председателя краевого Совета. Нам пока удавалось до этого времени в КСНД наиболее значимые решения принимать, исходя не из политических пристрастий и партийных знамен, а исходя из интересов края. И мне бы очень хотелось, чтобы краевой Совет работал на интересы населения.

Евдокимов на выборах спикера вас поддержит, как считаете?

Как я могу сказать, если я с ним не встречался? Я знаю, какие силы меня поддерживают в краевом Совете, а что будет делать Михаил Сергеевич - это вопрос к нему. Я пока ни с кем переговоров не веду. Однако знаете, пойти на обновление всех и вся - это очень сложно. Тем более, что краевой Совет - это небольшая группа, 62 депутата. Никого председателем, кроме депутата, не поставишь, поэтому выбор здесь небольшой. Я не говорю, что я единственная кандидатура на пост председателя, просто исхожу из того, что краевой Совет и исполнительная власть должны работать вместе.

Как сложатся отношения новой администрации и республики Алтай?

Эти отношения уже Михаил Иванович (Лапшин) выстроил - приехал, сказал, что вот, хорошо бы чтоб Михаил Сергеевич приехал. Знаете, я думаю, что они должны оставаться нормальными, потому что у нас с Суриковым во взаимоотношениях с республикой Алтай было слишком много личностного.

Мы же поддерживали Михаила Ивановича на выборах депутата ГосДумы. У нас районы, граничащие с республикой, были закреплены за каждым районом республики в поддержку Лапшина. Поэтому мы избрали его депутатом. Я делал это, исходя из того, что Лапшин может возглавить аграрную фракцию в Госдуме. Александр Суриков исходил из того, что Лапшин - крестьянин. А потом, после его победы Лапшина на выборах главы республики, на все это наложился неприязненный подход в вопросе объединения и всего остального.

Теперь отношения будут новые, это однозначно. Насколько они будут тесные? Михаил Иванович Лапшин должен сделать выводы из отношений с прежней администрацией, многое, что мешало этим отношениям, он должен пересмотреть. Прежде всего в оценке своей личной деятельности. Не надо ему говорить, что он совершил там какое-то чудо небывалое, в республике. Я посмотрел их показатели по итогам прошлого года, практически все они ниже показателей за 2002 год. То есть переоценивать себя не надо. Но как их выстроит Михаил Сергеевич с Михаилом Ивановичем? Сказать пока сложно. Я Михаила Ивановича знаю очень давно. Мы с ним прошли и Съезд народных депутатов, и Аграрную партию, трижды проиграли выборы в Госдуму под его руководством партией. Поэтому у меня сегодня с ним отношения меньше как с руководителем республики, больше как с руководителем партии.

Кстати, насчет партии. Вы согласны с теми, кто хочет его заменить на посту руководителя партии?

Мы заменим его 29-го апреля. Пройдет съезд, там все решится.

А лично вы кого будете поддерживать?

Это вопрос очень серьезный. Я разговаривал с разными людьми, например с Харитоновым. Думаю, съезд ответит на этот вопрос. Но B> надо заменить.