После нескольких дней режима прекращения огня между правительственными силами и талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ) Афганистан, похоже, вновь погрузился в противостояние, которое не прекращается в течение последних 15 лет, пишет Джеймс Ставридис в статье для издания Bloomberg.

Коррупция

Читайте также: Atlantic: Деятельность Совета по правам человека глубоко порочна

Самая длинная война США зашла в тупик, поскольку ни одна из сторон не может добиться победы. Что помогло бы вырваться из возникшего тупика? На чём именно США должны сосредоточит свои усилия на пути поиска переговоров в условиях жестокой гражданской войны?

Необходимо решить две тесно друг с другом связанные задачи: устранение проблемы коррупции и поиск жизнеспособной экономической модели для страны. Ключевым источником как потенциального богатства, так и продолжающейся коррупции является обилие полезных ископаемых в Афганистане, которые, по некоторым данным, могут принести до $1 трлн. Да, нестабильность в стране вызывает сложности с привлечением первоначальных инвестиций, но со временем есть все возможности для крупномасштабной добычи лития, золота, железа, меди, свинца, редкоземельных элементов, драгоценных камней и талька.

Однако сейчас это подземное богатство приносит больше вреда, чем пользы. Например, давайте рассмотрим добычу талька, минерала, используемого в производстве широкого спектра товаров, от детского порошка до пластмасс. США и Европа являются конечными рынками для большей части добытого в Афганистане талька. Тем не менее новые исследования некоммерческой организации Global Witness, которая отслеживает связь между добычей природных ресурсов и коррупцией, показывают, что почти все производители афганского талька платят налоги боевикам.

В докладе Global Witness основное внимание уделяется месторождениям талька в провинции Нангархар, расположенной у границы с Пакистаном. В данной провинции ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) контролирует многие районы, богатые минералами. Существует реальная угроза того, что добыча полезных ископаемых может предоставить боевикам необходимые ресурсы для расширения своего влияния на всей территории Афганистана.

U.S. Army
Афганские полицейские

Читайте также: The Hill: В йеменском конфликте может наступить переломный момент

Что касается «Талибана» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), то, по оценкам Global Witness, добыча полезных ископаемых приносит боевикам около $300 млн в год. Действительно, добыча полезных ископаемых считается вторым по величине источником дохода боевиков после наркотиков. В отличие от незаконных наркотиков, минеральные ресурсы могут приносить значительные доходы афганскому правительству. Вместо этого они подпитывают конфликт и коррупцию.

Горнодобывающие шахты Афганистана являются яркой иллюстрацией того, что проблемы управления, связанные с коррупцией и незаконной добычей полезных ископаемых, превращаются в острые проблемы национальной безопасности. В конце концов, целью военных действий является создание пространства для борьбы с основными движущими силами конфликта. Коррупция, наряду с отсутствием в политике и экономике справедливости и принципа верховенства права, является одной из самых важных движущих сил конфликта.

Как США могли бы помочь Афганистану в борьбе с коррупцией? Одним из первых скромных шагов могло бы стать усиление совместной работы следователей министерства обороны США, департамента юстиции, агентства по борьбе с наркотиками, ФБР и ЦРУ. Такие усилия, предпринятые на уровне правительства, требуют параллельных усилий от других ключевых партнеров, таких как Великобритания, Франция и Германия.

ISAF Headquarters Public Affairs Office
Афганцы

Во-вторых, необходимо более активно изолировать и наказывать коррупционных субъектов, задействовав разведывательные, правоохранительные и другие ресурсы США. Например, Вашингтон экстрадирует подозреваемых наркоторговцев из Колумбии, американскому руководству следовало бы использовать аналогичные меры против коррумпированных субъектов в Афганистане.

Афганское правительство пытается противостоять коррупции. Например, в 2015 году оно запретило торговлю тальком, однако правоприменительная практика остается на низком уровне. Кабулу нужна поддержка со стороны Соединенных Штатов в борьбе с коррупцией. Вашингтон имеет полное право потребовать от афганского правительства более решительных антикоррупционных шагов.

Читайте также: The Hill: Разведка США боится обмана со стороны КНДР

Коррупция — это оружие в руках «Талибана» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), которые используют его для поддержки своих военных наступлений и подрыва демократически избранного правительства Афганистана. Коррупция также лежит в основе неспособности Америки стабилизировать раздираемую войной нацию, она в конечном итоге препятствует поиску пути к мирному урегулированию.