Защищая экологию Балтийского моря, прибалтийские страны преследуют экономические интересы: Интервью Леонида Коровина ИА REGNUM

Рига, 7 апреля 2004, 12:52 — REGNUM  Несколько дней назад Международная морская организация по инициативе прибалтийских стран, за исключением России, предварительно присвоила Балтийскому морю статус "особо чувствительного морского района". Такой статус с одной стороны, предполагает, что прибалтийские страны будут предпринимать определенные условия по сохранению экологии Балтийского моря. С другой - требует пересмотра существующих на Балтике международных документов, посвященных охране окружающей среды. В частности, речь идет о Хельсинской конвенции, которая в течение 30 лет определяла международные отношения между прибалтийскими странами по охране Балтийского моря. О том, почему возникла инициатива присвоения Балтийскому морю нового статуса и о том, каким образом будут взаимодействовать прибалтийские страны, корреспонденту ИА REGNUM рассказал член ХЕЛКОМ (исполнительного органа Хельсинской комиссии) Леонид Коровин.

Какова, на Ваш взгляд, антропогенная нагрузка на Балтийское море?

Несмотря на то, что очень многое делается для ее снижения, антропогенная нагрузка на Балтийское море достаточно высока, и, прежде всего, это связано с наземными источниками загрязнения. Что касается Санкт-Петербурга и Ленинградской области, то здесь проживает около 6 миллионов человек: других мегаполисов с таким количеством населения на Балтике нет. ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", при поддержке стран Балтийского моря, проводит большую работу, и на сегодняшний день очищает около 78% всего объема сточных вод. Тем не менее, остаются еще 22%. Кроме того, очень большой ажиотаж вызывало и вызывает строительство портов в Приморске, Высокце и Усть-Луге. Нам известны многие публикации в странах Балтийского моря о том, что увеличение объемов грузоперевозок, особенно нефтепродуктов, представляет собой колоссальную опасность для моря. Теоретически, такая позиция абсолютно обоснована. Но исторически так сложилось, что вопрос строительства портов стоял для России остро: ведь с распадом Советского Союза наша страна лишилась тех из них, что были построены в прибалтийских республиках. Чтобы обеспечить необходимый объем грузовых перевозок и соблюсти экономические интересы, России просто необходимо было создание собственных портов. На наш взгляд, проблема заключается в том, что мы не всегда ставим себе задачу донести информацию до иностранных коллег. Зарубежные участники должны иметь возможность высказать свои мнения не в качестве послесловия, а в виде диалога. Отсутствие информации порождает слухи и подозрения. В данном случае все требования безопасности, предъявляемые к портам, соблюдены. Более того, мы можем гордиться теми технологиями, которые здесь используются, и которые могли бы стать примером для существующих портов в соседних странах.

Сегодня многие прибалтийские страны выступают с инициативой присвоения Балтийскому морю статуса "особо чувствительной морской зоны". Как Вы считаете, сможет ли это помочь в решении экологических проблем региона?

Когда сегодня говорят о придании Балтийскому морю статуса "особо чувствительной морской зоны", имеют в виду лишь название, но мало говорится том, что за этим названием стоит. Статус "особо чувствительной морской зоны" предполагает существование четкого регламента, которого в настоящее время нет. Разрабатывать регламент после придания статуса - означает ставить проблему "с ног на голову". Кроме того, такой статус обычно присваивают уникальным объектам, которые, действительно, обладают неповторимостью: коралловым рифам, островам. Прецедента присвоения его морям пока не было. Это первый случай, который, на наш взгляд, недостаточно продуман с научно-нормативной точки зрения. Сегодня в Балтийском регионе действует множество международных документов, которые имеют сходные проблемы и задачи. Их наличие достаточно для того, чтобы решить экологические вопросы Балтийского моря.

Тогда почему эта тема так волнует прибалтийские страны?

В России закончилась экономическая депрессия: идет разработка новых нефтяных ресурсов, строительство новых портов, нарастает грузооборот. Рост экономики России приводит, в определенной степени, к снижению экономических успехов у наших иностранных коллег. Например, если грузооборот у нас возрастет, то он снизится в других портах в прибалтийских странах. Это не может их не беспокоить, и таким образом они пытаются защитить собственные интересы.

Какова, на Ваш взгляд, в настоящее время роль Хельсинской конвенции?

Недавно Хельсинская конвенция пережила серьезный кризис. Новая геополитическая ситуация, когда все прибалтийские страны, кроме России, готовятся к вступлению в Европейский союз, не могла не сказаться на приоритетах, эффективности заранее принятых решений. Была опасность, что международный документ прекратит свое существование. Высказывалось предложение все международные отношения на территории Балтийского моря регулировать директивами Европейского союза. Тем не менее, во многом благодаря активной, конструктивной и аргументированной позиции России были приняты иные решения. На сессии ХЕЛКОМ в Бремене (июнь 2003г), посвященной рассмотрению будущей стратегии и приоритетов деятельности ХЕЛКОМ были очень жаркие дискуссии и дебаты. Обсуждение шло не только днем, но и продолжалось вечером и даже ночью. В конце концов, были приняты решения, которые базировались на сбалансированном подходе. Всеми странами ХЕЛКОМ была принята Бременская декларация, отражающая эти подходы. В марте этого года проходила юбилейная сессия ХЕЛКОМ, в ходе которой были подписаны базовые документы для будущей деятельности. Сейчас уже все страны понимают, что более эффективного регионального механизма сотрудничества на Балтийском море нет, и заменить его ничто не может.

Известно, что не все требования международных конвенций выполняются. Как заставить стран-участниц внимательнее относится к своим обязательствам?

Здесь могут быть две философии. Одна из них основана на штрафах, санкциях и наказаниях. Другая - на сохранении механизма рекомендации. Но необходимо продумать, каким образом можно включить их в национальное законодательство, с тем, чтобы у нас не было расхождений между международным и национальным законодательством. Тогда все принятые решения будут выполняться автоматически. Пока в России этого не происходит, хотя в других странах обычно принятие решений на уровне ХЕЛКОМ автоматически влечет корректировки в национальном законодательстве.

Напомним, что 22 марта 1974 года государствами Балтийского региона была подписана Хельсинская Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря. В 1992 году Дания, Эстония, Германия, Латвия Литва Польша, Россия, Финляндия и Швеция обновили этот международный документ. На берегах Балтики в 9 странах живут около 80 миллионов человек.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
25.02.17
Неуклюжая попытка президента США сохранить лицо
NB!
25.02.17
Премьер Армении ездил в Грузию за альтернативой
NB!
25.02.17
Савченко рассказала о боевом духе и условиях содержания в ДНР пленных ВСУ
NB!
25.02.17
«Я, оказывается, революционер. Что этим хотят сказать?»
NB!
25.02.17
ДНР: ВСУ начали массированный обстрел после приезда Савченко
NB!
25.02.17
Папа Римский: Третья мировая война может произойти из-за недостатка воды
NB!
25.02.17
Генералы на службе у Трампа: шанс реализма?
NB!
25.02.17
Госдепартамент США начнет проводить брифинги для прессы с 6 марта
NB!
25.02.17
Подземный дворец коммунизма: Станция «Комсомольская Кольцевая»
NB!
24.02.17
Катастрофа Boeing MH17 спустя два года / 4
NB!
24.02.17
Как большой писатель стал большим чиновником и ушёл в тишину
NB!
24.02.17
Последние Советы Советской власти
NB!
24.02.17
Сербские фанаты спели на матче «Катюшу» в память Виталия Чуркина — видео
NB!
24.02.17
Бои в Донбассе: Солдаты ВСУ могли погибнуть из-за взрыва хранилищ с хлором
NB!
24.02.17
«Латвия станет государством, из которого убегут все люди»
NB!
24.02.17
Савченко призывала солдат ВСУ идти на Киев «валить власть»
NB!
24.02.17
Песков: Эрдоган прибудет в Москву и встретится с Путиным
NB!
24.02.17
СМИ: Демократы готовят план свержения Трампа
NB!
24.02.17
Альянс Россия—Турция—Иран: где тонко, там может порваться
NB!
24.02.17
Власти Белоруссии: мы скоро решим газовый конфликт с Россией
NB!
24.02.17
Донбасс останавливает заводы, Украина теряет миллиарды: обзор экономики
NB!
24.02.17
Из-за обстрелов ВСУ остановилась Донецкая фильтровальная станция