Новый вокзал на станции Тулун (Восточно-Сибирская железная дорога - филиал ОАО "РЖД") - это первый в регионе проект долевого строительства объектов железнодорожного транспорта. Его стоимость составила свыше 60 млн. рублей. Финансировало проект ОАО "Российские железные дороги" и администрация Иркутской области.

Строительство вокзала длилось 2 года. Современное комфортабельное здание вокзала рассчитано на одновременное пребывание 200 пассажиров. В здании сосредоточен весь комплекс пассажирских транспортных услуг: кассовый зал, зал ожидания, буфет, комнаты отдыха (отдельно - комната матери и ребенка), справочная служба.

Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе ОАО "РЖД", в 2002 году со станции Тулун отправились 168,5 тыс пассажиров. В 2003 году их количество значительно увеличилось до 191 тыс. Ввод в эксплуатацию нового вокзала даст возможность качественно удовлетворять спрос на пассажирские перевозки и существенно повысить обслуживание пассажиров.

Справка: История железнодорожной архитектуры в городе Тулун охватывает более века.

В марте 1897 года был уложен железнодорожный путь на отрезке Тайшет - Нижнеудинск - Тулун. А 1 июня 1898 года уже началось временное движение на участке Тулун - Зима. Ровно через год, в 1899 году, была официально открыта Средне-Сибирская железная дорога - от Новониколаевска (ныне - Новосибирск) до Иркутска, введено в эксплуатацию 5 тыс 257 км железных дорог - рекордный по тем временам показатель в транспортном строительстве в мире.

К концу 1897 года были построены или заложены почти все вокзалы на станциях железной дороги, а сама дорога вошла в пределы Иркутской губернии, прошла через станцию Тулун. Об этом говорится в газете "Восточное обозрение" от 28 декабря 1897 года. В 1898 году в Тулуне был построен вокзал. Это было здание 3-го класса. Вокзалы этого класса возводились только вблизи больших населенных пунктов, где предполагалась продолжительная остановка с питанием пассажиров в станционных буфетах.

Время не пощадило деревянное здание - уже по записи в паспорте вокзала от 1940 года степень его износа составляла более 55%. На основании "Историко-архитектурной экспертизы" Центром сохранения культурно-исторического наследия Управления культуры Иркутской области было дано разрешение на снос старого здания вокзала. С учетом состояния станционных зданий и градостроительную роль занимаемого вокзалом места в планировке станционного поселка и привокзальной площади было рекомендовано строительство нового здания вокзала на месте старого.