Первую пресс-конференцию алтайского триумфатора Михаила Евдокимова перенесли с 5 на 6 апреля, вторник, да и во вторник не было уверенности, что она все-таки состоится. "Губернатор немного приболел", - объяснила его пресс-служба. По данным штаба, Михаил Евдокимов "отдыхал" в Белокурихе и своем родном селе Верх-Обском, где третий день продолжалось празднование. Это село в 40 км от второго по величине краевого города Бийска - малая родина нового алтайского губернатора, где он провел свое детство.

Журналисты обрывали телефоны штаба, а пресс-секретари Евдокимова вынуждены были придумывать за своего шефа ответы на интересующие прессу вопросы. Только за три часа до брифинга стало известно, что он точно состоится. Ради участия в пресс-конференции Михаил Евдокимов специально приехал из Верх-Обского.

Аккредитация на встречу журналистов с новым главой региона по своей сложности напоминала запись на пресс-конференцию Владимира Путина. Сначала требовалось позвонить лично пресс-секретарю штаба Евдокимова Ольге Есиловской. Затем перезвонить в пресс-службу края, состоящую из прежних сотрудников, чтобы согласовать вопросы. После этого, если журналист лично штабу Евдокимова не был известен, требовалось пройти "фейс-контроль" в штабе. Там от журналистов потребовали не допускать излишней самодеятельности, задавать только заранее заявленные вопросы и не приставать с просьбами об эксклюзиве. Штаб после победы переехал в здание крайадминистрации, заняв одну из комнат на первом этаже.

На самой пресс-конференции дела обстояли не лучшим образом. Надо сказать, что вся краевая администрация за последние дни заполнилась никому не известными молодыми людьми маргинального вида, с гордым видом заявляющими "мы из штаба Евдокимова".

Руководители его команды теперь представляются не иначе как "вице-губернаторы", секретарша, поправляя прессу, требующую позвать к телефону "начальника штаба Ермолова", называет "Николая Георгиевича" не иначе как "первый вице-губернатор". Более того, кабинеты четырех вице-губернаторов, подавших в отставку, уже заняты какими-то людьми. По слухам, это представители ростовских и краснодарских спонсоров.

Сама же пресс-секретарша Ольга прославилась на весь Барнаул тем, что в эфире местной радиостанции долго ругала этот "грязный и провинциальный город". Когда ведущий тактично заметил, что ее здесь никто не держит, и она вполне может вернуться в свой солнечный Краснодар, Ольга, вздохнув, заявила, что "придется остаться". "А ведь у меня там есть машина и коттедж, и вообще мне оттуда звонили и сказали, что там уже алыча зацвела", - добавила она. Журналист был в шоке.

В этой связи уместно заметить, что по Барнаулу циркулируют сравнения Михаила Евдокимова с Александром Лебедем. Победивший в свое время в Красноярском крае благодаря народной любви, Лебедь вынужден был опираться на своих друзей и знакомых, привезенных в регион в качестве "заместителей". На несколько лет красноярская краевая администрация была ввергнута в кадровую чехарду, повторения которой очень не хотят в Барнауле. Помимо сравнения с Арнольдом Шварцнегером, ставшим губернатором Калифорнии - почти такого же южного и туристического региона, как Алтай, в крае пользуется популярность сравнение Евдокимова с Рональдом Рейганом. Как известно, до своего занятия политикой он был комедийным актером, в отличие от брутального Шварцнегера, а до президентского поста тоже был губернатором. "Вот вам и решение вопроса, кто будет "преемником-2008", - пошутил в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM один барнаульский политолог.

Обстановка в краевой администрации напоминает взятый революционной матросней Зимний. Вход на пресс-конференцию происходил только по аккредитации, на входе несколько молодых людей проверяют паспорта и содержимое сумок. Тем не менее, зал был полон - по свидетельству знающих людей, на первый брифинг нового губернатора пришли не столько журналисты, сколько чиновники, депутаты и бизнесмены, съехавшиеся со всего Барнаула.

Любопытствующих был так много, что пресс-секретарь прежнего губернатора Андрей Ляпунов, пока еще сохраняющий свой пост, вынужден был объявить: "просьба ко всем присутствующим, не являющимися журналистами, покинуть помещение. Это требование штаба, извините". Когда никакой реакции не последовало, г-ну Ляпунову пришлось поставить вопрос ребром: "Меня сейчас охрана просит пальцем показать, кто журналист, а кто нет. Не хотелось бы скандалить и попадать в неприятную ситуацию. Давайте те, кто не аккредитован, выйдет из помещения, иначе придется выгонять всех и обратно запускать уже только по записи. Я лично обещаю всем, кто выйдет из зала, рассказать, что говорил Евдокимов. Да вы и сами узнаете это из СМИ". Кстати, Андрей Ляпунов, известная фигура в журналистских кругах Сибири, уже получил предложение от команды Евдокимова остаться в краевой администрации. Несколько человек поверили бывшему пресс-секретарю и удалились. Среди оставшихся в зале были замечены экс-кандидат в губернаторы, гендиректор ОАО "Алтайэгнерго" Сергей Шабалин, депутат крайсовета, лидер регионального блока "В поддержку президента" Павел Чеснов, директор ФГУ "Алтайгосэнергонадзор" Анатолий Полонский и другие.

Вошедшего Михаила Евдокимова публика встретила аплодисментами. Присутствующим бросилось в глаза, что его лицо, совсем как в знаменитом монологе, было красным.

Выглядел он неважно, как изрядно уставший от борьбы, а может быть, от празднования, человек. Одев очки, губернатор начал читать текст, причем было заметно, что видит он его впервые. Так называемое заявление содержало в основном общие вещи вроде призывов "ко всем жителям края сплотиться и начать конструктивную работу на благо региона". "Выборы закончились. Никакой революции не будет. Я предлагаю всем, выйдя из этого зала, засучив рукава, начать работать. Предстоит тяжелая кропотливая работа", - объявил Евдокимов.

Отдельного обращения удостоились работники СМИ, которых Евдокимов называл не иначе как "коллеги". "Я благодарю вас за самостоятельную позицию и даже мужество, которую многие из вас проявили на выборах. Мы с вами найдем общий язык. Все будет хорошо", - пообещал губернатор. Надо сказать, что многие присутствующие в зале восприняли эти обещания как вполне конкретные. Дело в том, что за некоторым исключением, краевые СМИ "воевали" на стороне прежнего губернатора и некоторым из них командой победителей в азарте победы были пообещаны репрессии.

На вопрос, как будут строиться отношения нового главы региона с бизнесом, Евдокимов также по-доброму ответил: "беспредела не будет. Будем планомерно работать с бизнесменами. Все будет в рамках закона". Правда, на вопрос, будет ли новый хозяин края влиять, например, на рынок наружной рекламы, Евдокимов ответил утвердительно. Дело в том, что сейчас около 70% рынка наружки Барнаула принадлежит известному барнаульскому бизнесмену Анатолию Банных. На выборах губернатора Банных поддержал Сурикова, в результате биллбордов Евдокимова в столице края не было.

Каким-то особым образом будут строиться и отношения нового губернатора с "Алтайэнерго", упомянутый руководитель и бывший активный участник избирательной кампании которой присутствовал на брифинге. "С энергетиками меня связывает многолетняя дружба", - удивил собравшихся Евдокимов. Однако затем загадочно продолжил: "Бывает так, что поведение людей не очень адекватно, но из-под контроля никто не уйдет. Будем делать так, чтобы тарифы в крае далеко не отрывались от соседних регионов".

Не совсем понятной оказалось и отношение губернатора к государственно важной теме объединения регионов - в данном случае Алтайского края и республики Алтай. Услышав этот вопрос, Евдокимов оживился и начал вспоминать детство: "Мое детство и юность прошли в едином Алтайском крае. Всем было хорошо. Мы все время ездили отдыхать на Алтай и не думали, что это какой-то другой регион. Я думаю, если народ Алтайского края и Республики Алтай скажет: "Мы хотим жить вместе", - это нормально. Жизнь покажет". Кстати, перед зданием краевой администрации был замечен джип с горно-алтайскими номерами "О 001 ОО". Это машина одного известного горно-алтайского предпринимателя, регулярно предоставляющего ее Михаилу Лапшину для поездок в другие регионы - глава республики приехал на переговоры с новым соседом.

Весьма абстрактным оказалось и отношение Евдокимова к наследию прежней администрации. "Все то положительное, что было достигнуто, будет сохранено и приумножено", - заявил губернатор и заверил собравшихся, что социальная политика Александра Сурикова будет продолжена: "Не идет даже речи о том, чтобы ее свернуть. Все хорошее будем продолжать".

Михаил Евдокимов также собирается оставить карьеру юмориста. "У меня нет иллюзий, что я смогу совмещать эти два занятия - комика и губернатора. Придется выбирать что-то одно, поэтому эстрадную деятельность я прекращаю и больше ей заниматься не буду". На вопрос, где он собирается жить, Евдокимов ответил, что "если позволите, в Барнауле". И под общий смех журналистов поведал, что "я, конечно, построил дом в родном селе Верх-Обском, но не для того, чтобы там жить, а только чтобы отдыхать".

Привлек внимание губернатора и вопрос о том, пройдет ли его инаугурация по устоявшемуся в крае сценарию или это будет что-то необычное. "Нет, никаких гулянок не будет", - неожиданно ответил Евдокимов. "Я раньше в инаугурациях не участвовал и не знаю, какие они бывают, но у нас все пройдет в соответствии с уставом области и в присутствии официальных лиц. Пышных торжеств не будет, скромно отметим и сразу начнем работать", - почему-то именно так решил ответить юморист, пользующийся в крае репутацией большого любителя застолий. По словам губернатора, инаугурация пройдет через 10 дней после объявления официальных результатов выборов, примерно 18 апреля.