С точки зрения Роскомнадзора, все, вроде как, правильно: не позволяет архитектура исполнить закон — меняйте архитектуру. Не закон же менять, задается вопросом программист ИА REGNUM Юрий Носов и предлагает представить себя на месте руководства Telegram.

«Оно ставит себе определенные цели, которые выражаются в архитектуре. Чтобы изменить архитектуру, нужно изменить цели. То есть где-то в целях проекта должна появиться приписка: «вот это все, не нарушая законы РФ». Но должна ли она появиться сейчас? Понятно, что если бы Россия была приоритетным рынком — пришлось бы лечь костьми», — говорит Носов.

Но в условиях, когда это вообще заграничная кампания и российские клиенты для нее составляют лишь малую долю, то ответ на этот вопрос не очевиден. Тем более что исполнение данного закона прямо противоречит тем целям, которые заявлены руководством мессенджера, — обеспечить массовое приватное общение. Если они изменят архитектуру, это похоронит вообще весь смысл существования Telegram.

Кроме того, напоминает эксперт, интернет — явление глобальное. Национальные правительства и законотворцы привыкли к тому, что они контролируют ситуацию на своей территории. Но это не вполне их территория.

Это зона глобальной юрисдикции, которой как бы формально нет. И ее регулирование со стороны национальных властей приводит к проблемам, поскольку глобальные игроки вынуждены исполнять законы сразу множества стран. Зачастую это вообще невозможно — законы могут противоречить друг другу.

«Да и чего греха таить, они могут быть попросту глупыми, не отвечающими реалиям. И боюсь, что в современном мире есть только два приемлемых варианта: огораживание или анархия. Китай пошёл по первому пути, там никаких поблажек: локализация или блокировка. Вариант с интернет-анархией вообще все менее популярен: почти все крупные страны имеют местное законодательство по регулированию Сети», — сказал Носов.

На самом деле, пока дело не дошло до физического отделения целых стран и блоков от Интернета, никто ничего заблокировать не сможет. И с учётом реакционности всех интернет-регуляторов, это может продолжаться очень долго за счет все новых технических трюков.

«Готов ли Роскомнадзор к полному огораживанию? Нет. И не надо было начинать до тех пор, пока мы не сможем построить свой, полностью автономный аналог интернета», — заключает программист.

Ранее Московский городской суд признал мессенджер Telegram подлежащим блокировке на всей территории России. Адвокаты мессенджера не смогли оспорить ранее вынесенное решение.

Читайте также: Telegram не смог оспорить решение о блокировке мессенджера в России

На апелляционном слушании представительница Роскомнадзора заявила, что регулятор предложил сотрудникам Telegram изменить архитектуру сервиса так, чтобы они все-таки смогли передать ключи шифрования и соблюсти закон.

Читайте также: «Мессенджер Telegram менять архитектуру не будет»