4 апреля губернатор Камчатской области Михаил Машковцев прибыл в Москву для решения первоочередных вопросов, связанных с межбюджетными отношениями, проблемой наделения промысловыми долями предприятий прибрежного рыболовства и энергообеспечением области. Запланированы рабочие встречи в Правительстве РФ, Агентстве по рыболовству, Министерстве финансов и других профильных министерствах и ведомствах. С камчатским губернатором встретился корреспондент ИА REGNUM:

Первый, пожалуй самый неприятный, вопрос касается уголовного дела, возбужденного против вас областной природоохранной прокуратурой. Известно, что вы располагаете документами, полностью подтверждающими правомерность ваших действий в путину 2002 года и опровергающими предъявленные обвинения. Как сейчас складывается ситуация? Что нового? Изучены ли документы, которые Вы предоставили прокуратуре?

Я, честно говоря, не знаю, чем сейчас занимается прокуратура, какие она ведет следственные действия. По отношению ко мне после первого допроса по инициативе прокурора и второго допроса, который я сам попросил сделать, чтобы предоставить документы, которые я к тому времени дополнительно смог собрать, никаких следственных действий не было. Но поскольку прокуратура области очень широко освещала во всех СМИ информацию о том, что и как происходило, почему она возбудила уголовное дело, а с нашей стороны никаких ответов не было, я скажу вот что.

Хотелось бы осветить суть дела. На Камчатке каждое лето проходит лососевая путина. Лососевые - это большая группа пород рыб: нерка, кета, горбуша, чавыча. Путина эта очень скоротечна. Рыба приходит из моря, заходит в реки, поднимается в верховья, нерестится и гибнет. Своими телами она при этом кормит будущих мальков. В этом биологический смысл гибели после нереста. Если пропустить слишком мало рыбы на нерест, то, естественно, теряется поколение. Поэтому научные учреждения, Институты рыбного хозяйства, в частности Тихоокеанский институт рыбного хозяйства КамчатНИРО, готовят научное обоснование общедопустимого улова (ОДУ). Это очень сложный вопрос - прогнозировать количество лосося, который придет в очередной год. Очень опасно слишком много выбрать, наука всегда перестраховывается и дает ОДУ меньше реальной цифры. Здесь играют роль еще браконьерство и прочие причины.

До 2002 года существовал механизм, когда на каждой территории создавались рабочие группы, которые оперативно увеличивали ОДУ. В 2002 году сложились 2 фактора. Во-первых, впервые за многие десятилетия Минприроды приняло решение не допускать рабочих групп на местах, а все делать через Москву, через Правительство. Вторая сторона - именно в 2002 году подходы лосося были огромные, многократно превышающие прогнозы науки. А не выбрать эти лишние объемы - это не только экономические потери. Здесь существует большая опасность: если нерестилище переполняется, то тогда умирающая рыба становится не кормом, а загнивает и уничтожает всю икру.

Это не теория. Последний такой случай был на Камчатке в 1983 году, когда горбуши пришло очень много, ее недовыбрали. Она сама себя уничтожила. С тех пор у нас по нечетным годам горбуши приходит в 10-20 раз меньше, чем по четным. То есть практически по нечетным годам промысловых объемов горбуши не приходит. За 20 лет стадо так и не восстановилось.

На Камчатке сложилась ситуация, когда мы могли потерять и горбушу и нерку. По остальным видам ситуация была несколько спокойней, хотя и по чавыче выбрали в 10 раз больше, чем было первоначальное ОДУ. Но это не было связано с тем моим распоряжением, за которое возбуждено уголовное дело.

Мы полтора месяца переписывались с Москвой, доказывая, что нужно срочно увеличивать объемы добычи. Все с нами соглашались, но телега катилась очень медленно, а лососевая путина скоротечна. В результате, 2 августа собралась Комиссия по чрезвычайным ситуациям Камчатской области. Присутствовал заместитель министра природных ресурсов. Ситуация была признана чрезвычайной. 5 августа я издал распоряжение продолжать лов до соответствующего распоряжения правительства. Распоряжение это, в конечном счете, вышло 13 августа, 20-го пришло на Камчатку. Но ход продолжался. 19 августа я издал еще одно распоряжение продолжать лов. Тем временем готовилось еще одно распоряжение Правительства. Оно впоследствии собрало все визы. Была государственная экологическая экспертиза, подтвердившая, что надо увеличивать ОДУ, был подготовлен проект распоряжения. Но поскольку путина уже закончилась, никто не торопился его подписывать. В конечном счете, оно так и осталось не подписанным.

Надо подчеркнуть, что тогда областной совет народных депутатов обратился к президенту. Президент вмешался в ситуацию, потребовал от правительства в кратчайший срок решить проблему, которая, кстати сказать, и была быстро решена, но уже после моего распоряжения.

Поэтому говорить о том, что мое распоряжение нанесло ущерб природе абсолютно неверно. Наоборот, благодаря ему мы и экономику подняли - взяли лишнюю рыбу, и не допустили экологической катастрофы. Хотя нерестилища все равно были переполнены.

У меня в руках копия статьи в журнале "Рыбное хозяйство России" за январь 2003 года, где ученые на примере путины 2002 года анализируют проблемы своей науки, почему они так грубо ошиблись в 2002 году. Здесь очень много интересных выводов, но хочу обратить внимание на два.

Первое: "Суммарный недолов всех видов лососевых на Дальнем Востоке из-за ошибки науки и очень медленной работы правительства составил примерно 240 тысяч тонн". Второе. Хочу процитировать фразу, которая не только оправдывает... Об оправдании речь не идет. Наверно, награждать надо было за это дело: "В определенной степени потери экономические и экологические были уменьшены своевременным решением губернатора Камчатки, объявившим чрезвычайное положение. До его отмены (этого распоряжения) и было дополнительно выловлено около 17 тысяч тонн нерки. При этом нерестилище нерки озера Курильское все равно было переполнено в 3 раза". Это уже плохо, но это еще не катастрофа. А если бы мы допустили еще большего переполнения нерки, то на очень долгие годы лишились бы самой ценной промысловой породы лососевых.

Тогда не было никаких разговоров об уголовном деле и прокурор области сам благословлял эти решения. Поэтому если говорить в терминах прокуратуры и называть мое распоряжение преступлением, то прокурор был подстрекателем и должен идти вместе со мной по 33-й статье за подстрекательство к преступлению.

Но я все-таки думаю, что это просто попытки большого передела камчатских рыбных запасов, в котором, к сожалению, участвует и Камчатская прокуратура. Однако, я уверен, что не вся прокуратура на таком уровне. Думаю, что Генпрокуратура до суда найдет возможность поправить своего коллегу.

1 апреля Вы встречались с одним из ведущих адвокатов России, который пожелал детально разобраться в существе вопроса и оказать Вам бескорыстную помощь. Вы передали ему материалы дела. Известно также, что такое решение он принял, сочтя повод к возбуждению дела явно надуманным. Кто этот адвокат? Он уже изучил материалы? Каковы его прогнозы?

Совершенно верно. Но фамилию я, раз уж не назвал, то и называть не буду. Сразу скажу, что это не была первоапрельская шутка. Он действительно прилетал на Камчатку. С 1 по 3 апреля мы с ним работали. Правда, он не как адвокат со мной работал, а как консультант. Он посмотрел копии протоколов допросов, документацию, прослушал мои объяснения, дал несколько ценных советов. Но, в принципе, сказал, что никакой судебной перспективы в этом деле нет, разумеется, если суд будет беспристрастным.

Закрывая эту тему, хочу спросить следующее. На полуострове создан Комитет в поддержку губернатора Камчатской области. 31 марта группа депутатов областного Совета и Петропавловск-Камчатской городской Думы приняла обращение к гражданам - не вмешиваться в деятельность федеральных органов. Депутат областного Совета, председатель обкома профсоюза работников рыбной промышленности Ирина Орлова заявила, что создание комитета, его многочисленные обращения в адрес генеральной прокуратуры, Президента РФ - все это делается с ведома областной администрации. Вы как-нибудь прокомментируете это заявление?

Во-первых, не группа депутатов. Ирина Орлова так и не назвала ни одной фамилии из тех депутатов, которые якобы за ней стоят. В законное депутатское формирование президиум областного совета обратился генеральный прокурор с письмом в мою поддержку. Ну а действия Ирины Орловой можно определить как: "Все, что против действующего губернатора, все хорошо". Как раз в 2002 году она во главе рыбаков митинговала: "Зачем губернатор, который не может принять никаких решений без ведома Москвы. Почему мы ходим на поклоны к Москве, а не принимаем решения на месте". Сейчас она за принятое тогда решение готова отдать меня под суд. Сделанные заявления характеризуют нравственный уровень этого человека.

Я просто удивляюсь, как можно так издеваться над Конституцией России. Конституционное право граждан выражать свое мнение по любому вопросу называют чуть ли не преступлением.

По-прежнему актуален вопрос с отопительным сезоном на полуострове. Я знаю, что задолженность муниципальных предприятий ЖКХ Петропавловска-Камчатского за текущее потребление тепловой энергии достигла 125-ти миллионов рублей. Специалистами департамента финансов, комитета по ТЭК и ЖКХ администрации Камчатской области, совместно с представителями администрации Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования и предприятия "Камчатсэнерго" разработан график взаимных расчетов. На его основании до конца апреля городская администрация приняла обязательства о перечислении энергетикам 87 миллионов рублей. Областной департамент финансов обязуется в течение месяца перечислить в качестве плановой межбюджетной финансовой поддержки Петропавловскому муниципальному образованию 102 миллиона рублей.

Однако, по вашим словам "все это - лишь "пожарные" меры. Для стабилизации энергообеспечения территории необходимо: во-первых, принять муниципалитетам необходимые решения по доведению тарифов на услуги ЖКХ до уровня федеральных стандартов, во-вторых, Правительство России должно взять контроль над ценами на нефтепродукты в свои руки и не допускать скачкообразного их подорожания". Как считаете, удастся договориться с правительством?

Все эти договоренности будут лежать и ждать, что я привезу из Москвы. Вы меня как раз застали за написанием очередного письма министру финансов Кудрину. Я тут обращаюсь и к премьеру Михаилу Фрадкову. Но я не очень верю, что он меня примет. Надеюсь попасть к его первому заместителю Жукову и все-таки вернуться на Камчатку с какими-то гарантиями финансовой поддержки. Нам сейчас надо как-то прожить до конца зиму.

А в остальном могу только повторить ранее сказанное. Надо, с одной стороны, нашим депутатам, нравится или не нравится, соблюдать федеральные законы. Если мы не выйдем на федеральные стандарты, то доказывать москвичам, что нам нужна финансовая помощь, невозможно. С другой стороны, правительство должно пересмотреть бюджетные отношения с Камчатской областью, которая по сравнению со всеми остальными находится в самом ущербном положении. Мы имеем 70% бюджетной обеспеченности, хотя по конституции должны иметь 100-процентную обеспеченность.

Какие еще вопросы хотите решить в Москве?

Как я сказал, одна из первоочередных задач - финансовая. Вторая - работа с Госкомитетом по рыболовству, потому что распределение "прибрежки" на данный момент все еще не подписано. Я сегодня (6 апреля) имел очень подробную беседу с директором федерального агентства по рыболовству Ильясовым Станиславом Валентиновичем. Он поставил задачу рабочей группе все спорные проблемы решить и вечером дать приказ на подписание.

Какие-нибудь еще встречи удалось провести?

Был ряд встреч. Но это, так сказать, техническая работа, которая не интересует общероссийского читателя.

25 марта в Петропавловске-Камчатском состоялось судебное заседание, на котором рассматривалось уголовное дело в отношении бывшего руководителя департамента ЖКХ Петропавловска-Камчатского Михаила Екимова. Дело возбуждено по статьям 319 и 129 часть 2 "Оскорбление представителя власти при исполнении должностных обязанностей" и "Клевета, содержащаяся в публичных выступлениях". Насколько мне известно, вы подали соответствующее заявление после того, как Екимов в телевизионном выступлении позволил оскорбительные высказывания в ваш адрес. Лариса Галеева, под председательством которой проходило заседание, заявила, что уголовное дело прекращено, так как истец и подсудимый помирились. Прокомментируйте, пожалуйста.

Во-первых, честно говоря, мне надоело судиться. Конечно, надо наказывать клеветников. Обращаться с гражданским иском, оценивать свои честь и достоинство в рублях, я считаю безнравственным. Поэтому я и обратился с возбуждением уголовного дела.

Да, Екимов несколько раз обращался ко мне с предложением пойти на мировую, говорил, что он принесет извинения через прессу. Но когда на меня свалились еще и другие уголовные дела, эта грубая, некрасивая работа прокуратуры, мне просто стало неприятно быть с прокуратурой Камчатской области на одной стороне по любому делу. Это ускорило мое решение подписать мир.

Хочу коснуться еще одного уголовного дела - в отношении бывшего мэра Петропавловска-Камчатского Юрия Голенищева. В прокуратуре Камчатской области считают, что он умышленно затягивает сроки ознакомления с материалами, прочитав за 2 месяца 1,5 тома из 22-х. Вы согласны с этим мнением?

Вы знаете, сейчас меня этот вопрос абсолютно не интересует. Юрий Иванович оказался абсолютно неподготовлен к работе в качестве мэра города. Отсюда все ошибки, нервозность, дерганье, нежелание работать совместно с областной администрацией. Могу сказать одно. Его необходимо было отстранять от должности, иначе эту зиму город бы не перенес. То, что отстранение произошло в результате возбуждения уголовного дела, наверно, это правильное решение. После того, как Голенищев перестал быть мэром, этот вопрос меня перестал интересовать. Теперь это дело прокуратуры.

Президиум Всероссийского Конгресса "Матери России" высоко отметил работу администрации Камчатской области по выполнению и формированию целевых программ, направленных на защиту материнства и детства. Отмечен ваш личный вклад в это дело. По решению Конгресса вы признаны "Лучшим руководителем года". Поздравляю! В связи с этим вопрос, какие социальные программы работают на Камчатке?

Было очень неожиданно и приятно для меня получить золотой диплом в номинации "Лучший руководитель года". Но раз уж я его заслужил, то это следствие того, что с момента вступления в должность губернатора, несмотря на очень тяжелое финансовое положение, мы взяли курс на социальную ориентацию нашего нищего бюджета. У нас нет задолженностей ни по каким социальным пособиям, тем более по детским. Я считаю это абсолютно недопустимым. Нет задолженностей и по зарплате бюджетникам.

В области в несколько раз увеличилась занятость детей в различных внешкольных мероприятиях. Созданы приюты для трудных детей. Причем приюты работают настолько хорошо, что дети из тяжелых семей специально убегают из дома, чтобы хотя бы месяц пожить в приличных условиях. Работает большая программа помощи матерям, молодым семьям.

19 марта Госдума приняла конституционный закон "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа". О необходимости укрупнения регионов говорили давно и много. Образование Пермского края - первый пример реализации подобных планов. В последние дни заговорили и о развитии этого начинания. Причем, если одни аналитики говорят о перспективах слияния отдельных регионов, то другие мыслят глобально. Так, по мнению одного из них, процитирую: "в результате, под конец президентского срока мы окажемся в новой стране, но с тем же главой государства на третий срок". Что Вы можете сказать по этому вопросу?

Я не думаю, что это быстрый процесс. Объединение регионов нужно, в частности, воссоединение Корякии и Камчатки - назревший вопрос, который очень трудно сегодня решить. Это разъединяться было легко. Во-вторых, конституционные процедуры требуют нескольких лет с момента появления идеи: подготовка и проведение референдумов и другое. Я никак не связываю этот объективно необходимый процесс укрупнения регионов, в разумных пределах, с подстройкой под то, что этим можно будет оправдать 3-й президентский срок. Я верю тому, что сказал президент: "Я не собираюсь нарушать конституцию, никакого 3-го срока не будет".

Осенью состоятся выборы губернатора Камчатской области. Какие у вас планы?

Если бы у меня не было планов выдвигаться на 2-й срок, то не было бы и этого уголовного дела. Все бы спокойно и терпеливо дожидались, пока я уйду. Я уверен в победе!