6 апреля с предложением о создании инициативной группы по проведению референдума по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (УО БАО) выступил депутат областного Законодательного cобрания (ЗС) Михаил Матханов. На брифинге он рассказал, что намерен обратиться к своим коллегам в ЗС, депутатам окружной Думы УОБАО, политическим и общественным организациям с просьбой поддержать эту инициативу и "принять активное участие в процессе". По словам Михаила Матханова, с его подачи в округе группа по референдуму будет сформирована в ближайшее время, аналогичная должна появиться и в области. Причиной, подтолкнувшей депутата к этому шагу, он считает "наличие положительного коми-пермяцкого примера", который перевел идею объединения "на новый виток развития".

Михаил Матханов призвал все силы двух субъектов федерации объединиться в вопросе проведения референдума. Он отметил, что у него уже есть ряд явных сторонников по созданию инициативной группы. Депутат ЗС напомнил, что тема слияния округа и области была поднята им еще четыре года назад. По его мнению, округ и область могли бы стать первыми в сфере укрупнения регионов, однако "процесс затормозили окружные власти". Сейчас, подчеркнул М. Матханов, окружная Дума дала положительный ответ на вопрос, нужен ли референдум, и "пока округ не передумал, нужно действовать".

По словам депутата ЗС, инициативная группа должна четко сформулировать вопросы, вынесенные на референдум, собрать необходимые для его проведения 1 тыс. подписей, а также заняться просветительской и агитационной работой. М. Матханов отметил, что время от регистрации группы до даты проведения референдума может составить 5-6 месяцев. Формулировка вопроса, по мнению г-на Матханова, одна из актуальных проблем, поскольку "как сформулируем, так и будут голосовать". Сам депутат склоняется к вопросу, аналогичному тому, что был задан коми-пермякам: "Согласны ли вы с созданием нового субъекта федерации путем объединения двух регионов?". Кроме того, Михаил Матханов не исключил возможности совмещения даты референдума и выборов депутатов ЗС в случае принятия соответствующих поправок в федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав...".

М. Матханов подчеркнул, что сначала необходимо узнать позицию граждан по вопросу объединения, а затем уже прорабатывать все социально-экономические последствия этого процесса. По его мнению, анализ результатов слияния двух регионов не должен быть "определяющим для жителей области и округа". При этом парламентарий сказал, что "укрупнение - это не самоцель, главная задача состоит в том, чтобы люди и в области, и в округе стали жить лучше". Процесс слияния, по его словам, уже идет, в частности, в ряде федеральных структур (УМНС, Пенсионный фонд). В любом случае, заявил депутат, интеграция абсолютно необходима. В том, что население даст "зеленый свет" объединительному процессу, Михаил Матханов не сомневается. Среди противников объединения он назвал окружную элиту, имущественные интересы которой могут быть ущемлены.

Отвечая на вопрос, какие преференции необходимы округу и области на переходный период объединения, М. Матханов заметил, что не является "сторонником торговли под эгидой слияния". "Другое дело, что регионы должны представить Федерации свое видение процесса. И, если вопрос будет решен в пользу объединения, федеральный центр возьмет на себя часть финансирования, чтобы улучшить положение дел в регионе", - сказал Михаил Матханов, передает ИА Байкальская служба новостей.

26 марта 2004 года президент России Владимир Путин подписал федеральный конституционный закон об образовании в составе РФ нового субъекта в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Он был одобрен Государственной думой 19 марта 2004 года и Советом Федерации 24 марта 2004 года и подготовлен на основании части 2 статьи 65 Конституции РФ.

В законе содержатся положения, определяющие основные условия и процедуру образования Пермского края, его наименование, статус и границы, а также положения о прекращении существования с 1 декабря 2005 года Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа как субъектов РФ. В заключении правительства отмечается, что в законе прописан порядок формирования и утверждения в переходный период бюджетов Пермского края, Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Дополнительных средств из федерального бюджета на реализацию положений закона не потребуется.