Президент России Владимир Путин считает необходимым кардинально упростить процедуру получения российского гражданства, прежде всего для соотечественников. Такое заявление он сделал в четверг, 7 июня, отвечая на вопросы граждан во время «прямой линии».

«Я глубоко убежден, что мы должны пойти по пути либерализации всего, что связано со сферой получения российского гражданства. В этой сфере совершенно точно должны быть приняты серьезные кардинальные меры», — сказал президент.

Он добавил, что должны быть решены и проблемы с трудоустройством соотечественников.

Путин за время «прямой линии» дважды возвращался к теме упрощения получения гражданства: в первый раз — отвечая на вопросы беженцев Донбасса, во второй — в ответ на вопрос уроженки Одессы и гражданки Украины.

Президент подчеркнул, что процедура получения гражданства должна быть упрощена для всех, «кто считает себя частью большого русского мира». Прежде всего это касается граждан Украины, сказал Путин, но вместе с тем не зависит ни от национальности, ни от вероисповедания.

Путин отметил три причины, по которым процедура получения гражданства должна быть упрощена. Прежде всего это необходимость поддержать соотечественников, кроме того — ситуация на рынке труда и демографическая ситуация.

Читайте также: Путин: получение гражданства для соотечественников будет упрощено

За последние 15 лет научных наблюдений за процессом приобретения гражданства России можно заметить, как государство разного рода инновациями расширяет круг лиц, которые имеют возможность быстро, льготно и просто получать гражданство России, отмечает главный редактор ИА REGNUM Модест Колеров.

«Это началось с того, что было расширено понятие соотечественников: к этой категории стали относиться все, кто родился на территории Российской империи и Советского Союза. Потом к этой же категории отнесли тех, кто получал в России высшее образование, тех, у кого в России есть родственники, и так далее. Потом облегчили доступ к гражданству тем, кто участвовал в государственной программе переселения соотечественников.

Но никто и никогда не получал гражданство России быстрее, чем те, кто подпадал под действие межправительственного соглашения России и Киргизии. Они приобретали гражданство даже быстрее, чем те, кто участвовал в программе переселения, — за три месяца вместо шести.

То есть воля государства вполне способна обеспечить льготный и быстрый доступ к приобретению гражданства. Но если этим занимаются в рамках кампанейщины, то система начинает работать не так, как должна.

Приведу пример. Не так давно моя знакомая должна была сдавать экзамен на знание русского языка. Он для нее родной, но она должна была сдать экзамен, потому что она иностранная гражданка. И что же у нее спрашивает на экзамене по русскому языку (!) это взбесившееся бюрократическое создание? Оно спрашивает, чем памятен Петергоф. Правильный ответ — «фонтаны». Это не вопрос на знание языка, это — произвольные домыслы и мифы.

До тех пор, пока государство будет исполнять свои обязанности таким отвратительным и хамским образом, до тех пор, пока оно не будет бить подобную сволочь по головам — улучшений не будет. Должна быть заинтересованность в результате. Льготность в применении норм о получении гражданства должно быть не по букве закона, а по его сути».