Организация пассажирских речных перевозок в период навигации 2004 года обсуждалась в администрации области. Совещание проходило в узком кругу посвященных, среди которых были не только чиновники, но и особо заинтересованные в этом вопросе лица - руководители ОАО "Астраханское пассажирское речное предприятие", ОАО "Астраханский порт" и регионального филиала ФГУП "Федеральный центр логистики". Но даже не вся навигация в целом интересовала собравшихся, а дальнейшая судьба речных трамвайчиков, до поры до времени томящихся у причальных стенок. Эта проблема для астраханских речников уже стала настоящей головной болью, которая возобновляется по весне. Ее предыстория ходит корнями в советские времена, когда государство тратило на содержание убыточного водного транспорта огромные средства. Недавнее же прошлое еще больше осложнило жизнь трамвайчиков, поскольку они оказались в центре имущественного спора, который не решен до сих пор.

До июня 2002 года маломерный речной пассажирский транспорт, принадлежащий Минимущества РФ, находился в безвозмездном пользовании у ОАО "Астраханский порт" на основании соответствующего договора о пользовании недвижимым имуществом. Однако срок действия документа благополучно истек, и федеральное ведомство решило, что теперь трамвайчики должны приносить государству прибыль, а за их использование ОАО "Астраханский порт" должно платить арендную плату. Последнее, оценив свои возможности, в официальном письме уведомило исполнительную власть региона, что отказывается от использования этого вида речного транспорта из-за его убыточности.

На основании данного послания было принято решение о создании Астраханского пассажирского речного предприятия, полностью принадлежащего администрации области. Иными словами, регион решил взять на себя все расходы по содержанию трамвайчиков и выкупить за счет сформированного капитала необходимую инфраструктуру (дебаркадеры и прочее имущество).

Администрация области заключила договор о приобретении данного имущества и даже выплатила часть денег. Но затем все дело вновь застопорилось. Причина в том, что Минимущества РФ поручило заниматься этим вопросом региональному филиалу ФГУП "Федеральный центр логистики". Это ведомство, взвесив все "за" и "против", все же согласилось передать 4 трамвайчика (из 5), но установило такие условия, выполнение которых влетит областному бюджету в немалую сумму. Они довольно просты: принимая теплоходы, астраханское пассажирское речное предприятие должно ежемесячно платить за аренду трамвайчиков по 58 тыс. рублей за каждый, а также взять на себя содержание экипажей, эксплуатационные расходы и т.д. В итоге расходы на обслуживание этого транспорта должны возрасти на 2 млн. рублей, а цена билета увеличится в несколько раз.

Естественно, с таким предложением администрация области не согласилась. Да и не смогла бы этого сделать по чисто объективным причинам: за время переговоров в Центре логистики сменилось четыре руководителя, а последний и вовсе заявил, что до окончания реорганизации Минимущества решения принимать не будет, сообщило РИА "Аверс".

Финансовая сторона дела осложняется еще и тем, что трамвайчики требуют ремонта, который оценивается почти в 1,5 млн. рублей. Кроме того, областной бюджет должен выделить около 7 млн. рублей на погашение кредиторской задолженности перед ОАО "Астраханский порт" за прошлые годы (покрытие убытков). Для решения проблемы Анатолия Гужвин следующее: регион берет на себя погашение задолженности, порт приводит теплоходы в нормальное состояние и передает их Центру логистики, с которым администрация области и будет решать их дальнейшую судьбу.

Подводя итоги совещания, глава региона сказал, что Астрахань издавна имеет свой маломерный пассажирский флот, и лишаться его не собирается, несмотря на желание федеральных структур полностью завладеть речными трамвайчиками (попытки отправить их в Москву уже были).

И хотя до окончательного решения вопроса еще далеко, губернатор выразил убежденность в том, что сейчас в первую очередь необходимо сохранить теплоходы в акватории астраханского порта и найти такие эффективные экономические механизмы, которые не позволили бы резко поднять цены на билеты.

"Сегодня мы наметили примерный план действий, который позволит с 20 апреля запустить пассажирскую навигацию и сохранить флот для астраханцев", - добавил Анатолий Гужвин.