Прокуратура Тамбовской области подвела предварительные итоги проверки исполнения трудового законодательства в части выплаты заработной платы на предприятиях и в организациях региона в первом квартале 2004 года. Обобщение результатов показало, что руководители ряда тамбовских предприятий, а также индивидуальные предприниматели надолго задерживают зарплату своим наемным работникам. "Во многом этому способствует несоответствие действующему трудовому законодательству коллективных и трудовых договоров, регулирующих отношения хозяев и работников", - рассказала корреспонденту ИА REGNUM об итогах проверки прокурор отдела Тамбовской областной прокуратуры по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Елена Любимова:

Елена Николаевна, какие нарушения обнаружили ваши коллеги в ходе проверки? Какие меры предпринимает прокуратура Тамбовской области для восстановления законности в отношениях работодателей и работников, касающихся выплаты заработной платы?

Для защиты прав работников на своевременную и полную выплату зарплаты прокуроры городов и районов проводят проверки предприятий и учреждений на предмет исполнения трудового законодательства. Как правило, это предприятия внебюджетной сферы - долгов по зарплате бюджетникам в Тамбовской области практически нет. Основная масса нарушений - в сельскохозяйственных производственных кооперативах, обществах с ограниченной ответственностью, занятых производством сельхозпродукции.
Нами проверяется не только своевременность выплаты заработка, но и законность актов, ее регулирующих - приказов о выплате зарплаты, коллективных договоров и трудовых соглашений. Нередко они в нарушение статьи 22 Трудового кодекса РФ не заключаются вовсе, как это было на ряде предприятий в Пичаевском, Сампурском, Жердевском районах Тамбовской области. В Знаменском районе процедуру регистрации в органе по труду местной администрации смогли пройти коллективные договора лишь каждого пятого предприятия.
Выясняется, что вопреки требованиям Трудового кодекса РФ в ряде коллективных и трудовых договоров не определены конкретные дни выплаты зарплаты или она производится раз в месяц. Такие нарушения выявлены прокурорами Сампурского, Октябрьского, Староюрьевского, Кирсановского, Моршанского, Ржаксинского, Гавриловского, Жердевского, Знаменского и других территорий региона. Коллективные договоры, правила внутреннего распорядка, трудовые договоры, действующие на большинстве проверенных предприятий, учреждений и организаций не содержат положений о материальной ответственности работодателей за задержку выплаты заработной платы.
Проверками установлено, что некоторые работодатели Рассказовского, Инжавинского, Гавриловского районов денежные выплаты при увольнении работников производят не в полном объеме. В нарушении требований статьи 133 Трудового Кодекса РФ оклады работникам предприниматели Староюрьевского, Кирсановского, Пичаевского, Октярьского, Рассказовского, Инжавинского и других районов устанавливали ниже минимального размера оплаты труда. Повсеместно не соблюдается требования статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации: в случае выплаты заработной платы с нарушением сроков работодателями не насчитывается и не выплачивается работнику денежная компенсация. На предприятиях Пичаевского района неденежная форма оплаты труда превышает установленный законом 20%-ый размер. Так, в СПК "Рудовка", ООО "Шереметьево", ЗАО "Агрофирма "Вернадского", ЗАО "Агрофирма "Тараксинская", ЗАО "Агрофирма "Егоровская" и ряде других сельхозпредприятий доля "бартера" в заработке составляет от 70 до 100 %. Аналогичные нарушения выявлены на территории Знаменского, Бондарского и Сампурского районов Тамбовской области.
При выявлении подобных нарушений прокурорами вносятся представления с требованием своевременной и полной выплаты зарплаты. Если в 2003 году было вынесено 228 таких представлений, то за прошедшие три месяца - уже 187. Руководителям дается месячный срок для реагирования на требования прокуратуры о возврате долга. Задолженность, чаще всего, гасится, но есть и другие руководители, которые никак не реагируют на вмешательство прокуратуры и продолжают нарушать права работающих на предприятии. В этом случае, после контрольной проверки прокурор принимает решение о привлечении должностного лица к административной ответственности по статье 5.27 КоАП РФ.

Например?

Конкретный пример - деятельность руководителя ОАО "Кирсановвино" (Тамбовская область). Он привлекался к административной ответственности кирсановским межрайонным прокурором по части 1 ст.5.27 КоАП РФ. Контрольная проверка на предприятии показала, что нарушения не устранены, задолженность перед работниками оставалась очень большой. Прокурор обратился в мировой суд с требованием о дисквалификации данного руководителя. Суд удовлетворил это требование, но апелляционная инстанция не нашла в действиях должностного лица состава административного правонарушения и освободила его от ответственности. Тем не менее, по определению областного суда в силе было оставлено решение первой инстанции. В настоящее время трудовые отношения с гендиректором "Кирсановвино" расторгнуты.
Всего же в 2003 году тамбовскими органами прокуратуры по статье 5.27 КоАП РФ было возбуждено 100 административных производств, из которых 80 - по ее первой части (виновные оштрафованы), и 20 - по второй, в качестве санкции предусматривающей дисквалификацию должностных лиц. В отношении последних мировыми судами уже приняты ряд решений, по которым проштрафившиеся руководители освобождены от занимаемых должностей. В этом вопросе прокуратура Тамбовской области весьма последовательна. В 2004 году возбуждено 59 административных производств по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ и еще 11 - по 2-й ее части. Похожую цифру называет Государственная инспекция труда по Тамбовской области - за первый квартал у них 12 производств о дисквалификации направлены в мировые суды. Работа продолжается, хотя наши материалы обобщения свидетельствуют о том, что Государственной инспекции труда по Тамбовской области не в полной мере используются предоставленные законом полномочия. Прокурорский надзор на этом направлении по-прежнему необходим.

Елена Николаевна, на основании чего проводятся упомянутые вами прокурорские проверки - это поручение губернатора Бетина, или же обращения трудовых коллективов?

Данные проверки - это плановая работа, она планируется независимо от обращений. Количество таких обращений из года в год разное - в зависимости от экономического положения в регионе. Говорить о том, что у нас есть какое-то поручение губернатора о проведении этих проверок, неправильно. Администрация Тамбовской области проводит свою политику в этом направлении. Прокуратура области постоянно информирует областные власти о состоянии законности в данной сфере.
Наша работа планируется на основании статистических сведений, которые прокуратура области ежемесячно получает. Мы просто уточняем сведения о налиции задолженности по зарплате на конкретных предприятиях.

Как пересекаются в этой сфере интересы облпрокуратуры и комитета по труду администрации области?

У нас налажена тесная взаимосвязь и с комитетом по труду и с государственной инспекцией труда. Мы обмениваемся информацией - это целенаправленная работа.

С какой суммы долга работодателя перед работниками начинается вмешательство прокуратуры?

Вмешательство прокуратуры области и всех других органов государственной власти, которые занимаются этой проблемой, начинается, как правило, когда задолженность по зарплате превышает месячную норму. По закону у нас работодатель обязан платить зарплату два раза в месяц. Конкретные даты определяются коллективным или трудовым договором. Наличие месячного долга по зарплате является основанием для принятия мер прокурорского реагирования к должностному лицу.

Сколько заявлений о взыскании заработной платы уже направлено в суд?

За 2003 год тамбовскими органами прокуратуры в суды направлено 555 исков о выдаче судебных приказов о выплате зарплаты на общую сумму 5,5 млн. рублей. За первый квартал 2004 года в суд направлено 66 таких исков на сумму свыше 900 тысяч рублей. Могло быть и больше, но гражданский процессуальный кодекс дает возможность органам прокуратуры обращаться с иском в суд лишь в отношении работников, чей среднемесячный семейный доход ниже прожиточного минимума. Это единственное условие, на котором суды принимают подобные исковые заявления прокуроров. Более состоятельные граждане должны обращаться в суд самостоятельно.

Продолжается ли применение в Тамбовской области такого наказания, как дисквалификация руководителей за нарушение трудового законодательства? Насколько оно эффективно?

Оно эффективно, поскольку должностное лицо, которое дисквалифицируется, теряет право занимать руководящую должность не только в своем учреждении, но и вообще где-либо. За заключение с дисквалифицированным руководителем трудового соглашения хозяйствующий субъект тоже будет нести административную ответственность. Поэтому как только Правительством Российской Федерации будет учрежден орган и разработан порядок ведения реестра дисквалифицированных руководителей, они будут туда занесены, и любое предприятие или учреждение, открыв этот реестр, будет видеть, с кем из потенциальных руководящих работников нельзя заключать трудовой договор в связи с тем, что он недобросовестно относился к исполнению своих служебных обязанностей на прежней работе. Дисквалификация предусмотрена на срок от года до трех. Поэтому руководитель, который на протяжении трех лет не работал, во-первых, он теряет квалификацию, а во-вторых, и по истечении трех лет, ему наверняка будет трудно устроится на какую-либо работу, ведь реестр будет доступен для всех.
Хочу отметить и еще один момент. Лица, которые привлекаются по части 2 ст. 5.27 КоАП РФ к дисквалификации, наивно полагают, что если до момента вынесения приговора о дисквалификации погасят задолженность по заработной плате, то будут освобождены от ответственности. Это глубокое заблуждение: точно также, как по уголовному судопроизводству, возмещение материального ущерба не является основанием для освобождения от уголовной ответственности, в данном случае возмещение ущерба работникам в виде невыплаченной зарплаты не освобождает руководителя от административной ответственности - все хорошо вовремя! Всем начальникам, которые превентивно штрафуются по части 1 статьи 5.27, мы разъясняем эти перспективы. И как выяснилось, большинство относится к ним с пониманием. У нас есть информация о том, что если раньше руководители СХПК отдавали предпочтение кредитам на приобретение семян, техники и других производственных нужд, то теперь кредиты берутся и для выплаты зарплаты.