Год назад, в апреле 2003 года, вступили в силу шесть федеральных законов, в соответствии с которыми началось реформирование электроэнергетической отрасли и РАО "ЕЭС России". В мае 2003 года Совет директоров РАО "ЕЭС России" единогласно принял Концепцию стратегии РАО "ЕЭС России" "5+5". В этом программном документе развития энергохолдинга изложены предложения и предпочтения Компании в период реструктуризации отрасли. Все возможные изменения и уточнения будут вноситься в этот документ только в соответствии с корпоративными процедурами РАО "ЕЭС России", включая решения Совета директоров.

Правительство России также приняло план мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2003-2005 гг., который детально уточняет дальнейшее нормативное обеспечение реформы.

Прошедший год стал годом начала практической реализации реформы электроэнергетики. Преобразования в РАО "ЕЭС России" развернулись по следующим направлениям:

Реформирование региональных энергосистем ( АО-энерго).

На сегодняшний день из 70 АО-энерго, проекты реформирования которых подлежат утверждению органами управления РАО "ЕЭС России", Правление РАО "ЕЭС России" согласовало 58 АО-энерго, Комитет по стратегии и реформированию при Совете директоров РАО "ЕЭС России" - 53 АО-энерго, Комиссия Правительства РФ по реформированию электроэнергетики - 41 АО-энерго и Совет директоров РАО "ЕЭС России" - 42 АО-энерго.

Подходит к завершению реорганизация трех энергосистем (Калугаэнерго", "Брянскэнерго", "Орелэнерго"), которые были объявлены "пилотными" проектами реформирования. В марте 2004 года состоялись внеочередные общие собрания акционеров компаний, выделенных в ходе реорганизации из ОАО "Брянскэнерго", ОАО "Калугаэнерго", ОАО "Орелэнерго". На этих собраниях были утверждены Уставы созданных компаний, избраны члены Советов директоров и Ревизионных комиссий, а также Генеральные директоры компаний. 1 апреля 2004 г. в Калужской обл. состоялась государственная регистрация акционерных обществ, выделенных из ОАО "Калугаэнерго".

Функционирование конкурентного сектора оптового рынка электроэнергии (5-15%). Подготовка к либерализации оптового и розничного рынков электроэнергии.

Сектор свободной торговли электроэнергии в рамках Федерального оптового рынка электроэнергии (мощности) начал функционировать 1 ноября 2003 года. Запуск рынка был осуществлён в соответствии с постановлением Правительства РФ "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода". Также в соответствии с данным постановлением Наблюдательным советом НП "АТС" были утверждены регламенты оптового рынка электроэнергии и другие нормативные акты, принятие которых необходимо для начала торгов секторе конкурентной торговли оптового рынка электроэнергии.

С начала торгов в секторе свободной торговли оптового рынка было реализовано 10,8 млрд. кВтч. электроэнергии. Среднесуточная цена покупки электроэнергии в секторе свободной торговли за первый квартал 2004 г. составила 434,76 руб./МВтч. При этом среднеотпускной тариф в регулируемом секторе ФОРЭМ в первом квартале 2004 г. составил около 497 руб./МВтч. Таким образом, стоимость электроэнергии, купленной в секторе свободной торговли оптового рынка электроэнергии в 2004 г., в среднем на 12,5% меньше, чем в регулируемом секторе.

Формирование новых субъектов отрасли.

Формирование оптовых генерирующих компаний (ОГК). 1 сентября 2003 г. Правительство России своим Распоряжением утвердило перечень и состав оптовых генерирующих компаний (ОГК). В процессе реформирования будет создано 6 ОГК на базе тепловых электростанций и 4 ОГК - на базе гидроэлектростанций. В соответствии с Концепцией Стратегии "5+5" на первоначальном этапе оптовые генерирующие компании (ОГК) будут создаваться как 100% дочерние общества РАО "ЕЭС России" на базе принадлежащих РАО "ЕЭС России" пакетов акций и имущественных комплексов федеральных электростанций (ФЭС).

В качестве приоритетного варианта формирования ОГК Советом директоров РАО "ЕЭС России" был признан "базовый" вариант создания ОГК, предусматривающий: на первом этапе учреждение ОГК в качестве 100% дочерних обществ РАО "ЕЭС России" с внесением в оплату уставного капитала принадлежащих РАО "ЕЭС России" имущественных комплексов электростанций и акций АО-станций; на втором этапе внесение в оплату акций ОГК принадлежащих РАО "ЕЭС России" акций в АО-станциях, выделенных из АО-энерго; переход на единую акцию в тепловых ОГК путем обмена акций.

Формирование территориальных генерирующих компаний (ТГК) Механизмы создания ТГК, а также конфигурация ТГК, разработанная менеджментом РАО "ЕЭС России", в настоящее время обсуждаются В Правительстве РФ. Предполагается, что в течение апреля-мая 2004 года Совет директоров ОАО РАО "ЕЭС России" сможет принять решение и утвердить конфигурацию создаваемых ТГК.

Формирование межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК) МРСК предполагается создавать в качестве 100% ДЗО РАО "ЕЭС России", в уставный капитал которых вносятся принадлежащие РАО "ЕЭС России" акции РСК (распределительных сетевых компаний), выделенных при реорганизации АО-энерго. РАО "ЕЭС России" была разработана и одобрена Комитетом по стратегии и реформированию при Совете директоров РАО "ЕЭС России" конфигурация МРСК, которая предусматривает создание 5 таких компаний. Вынесение вопроса о конфигурации МРСК на Совет директоров РАО "ЕЭС России" предполагается в апреле-мае 2004 г.

Формирование вертикали оперативно-диспетчерского управления За прошедший год созданы и начали работу 55 Региональных диспетчерских управлений - филиалов "СО-ЦДУ ЕЭС", которые осуществляют региональное оперативно-диспетчерское управление 60 энергосистемами (Северокавказское РДУ управляет энергосистемой Ставропольского края и 4 энергосистемами Кавказской Энергетической Управляющей Компании, Ростовское РДУ управляет энергосистемой Ростовской области и энергосистемой Республики Калмыкия).

Реформирование энергоремонтных и сервисных видов деятельности.

Проектная группа "Ремонты", созданная в РАО "ЕЭС России" для организации реформирования ремонтных видов деятельности, на данный момент рассмотрела и утвердила проекты реформирования ремонтных видов деятельности всех АО-энерго и АО-электростанций (окончательные решения не приняты только по проектам 3-х АО-энерго в части ремонтов в электрических сетях). Совет директоров РАО "ЕЭС России" одобрил учреждение свыше 100 дочерних ремонтных компаний АО-энерго и АО-электростанций, из них более 90 дочерних ремонтных компаний уже прошли государственную регистрацию.

В феврале был реализован первый проект по снижению аффилированности ремонтных компаний в ОАО "Белогородэнерго" - продажа 100% акций ОАО "Белгородэнергоремонт", специализирующемся на ремонте и модернизации тепломеханического, котельного, турбинного и сетевого оборудования, а также новом строительстве.

Реформирование научно-проектного комплекса (НПК).

В части реформирования научно-проектного комплекса РАО "ЕЭС России" функции единоличных исполнительных органов АО-институтов Уральского региона переданы ОАО "Инженерный центр энергетики Урала", Южного региона - ОАО "Южный ИЦЭ", Поволжского региона - ОАО "Волгаэнергопроект - Самара", Сибирского - ОАО "Сибирский ЭНТЦ" и Северо-западного - ОАО "СевЗап НТЦ" соответственно. Вопросы о реорганизации АО-институтов Сибирского и Поволжского регионов предполагается вынести на рассмотрение общих собраний акционеров вышеуказанных обществ в апреле-мае 2004 г., АО-институтов Северо-западного региона - в июне 2004 г. В последующем будут приниматься решения о реорганизации остальных АО-институтов Сибирского и Поволжского регионов. Завершить реорганизацию реформируемых обществ научно-проектного комплекса вышеуказанных регионов планируется к февралю 2005 г. Схема реформирования научно-технического центра Дальневосточного региона находится в стадии разработки.

Реформирование исполнительного аппарата

РАО "ЕЭС России" разработало новую организационную структуру исполнительного аппарата материнской компании. Новая оргструктура включает в себя три основных блока: Корпоративный центр, Центр управления реформой и блок, объединяющий шесть бизнес-единиц.

Корпоративный центр будет являться разработчиком стратегических показателей для всей компании РАО "ЕЭС России". В него будут входить 10 отдельных блоков, в т.ч. отвечающих за стратегическое планирование, мониторинг финансовых результатов, обеспечение взаимодействия с акционерами, органами власти, СМИ, т.д.

Центр управления реформой будет разделен на два блока: первый можно обозначить, как "теоретическая часть реформирования". В его задачи будет входить задание рамок реформы и запуска конкурентного рынка электроэнергии. Второй - "практический", в котором будет осуществляться управление процессами реформирования: разделение АО-энерго и создание новых компаний.

Как сообщили ИА REGNUM в департаменте по работе со СМИ РАО "ЕЭС России", из шести бизнес-единиц две представляют собой ныне действующие юридические лица: Федеральную сетевую компанию (ФСК) и Сетевого оператора (СО) соответственно. В оставшиеся четыре бизнес-единицы будут объединены оптовые генерирующие компании, территориальные генерирующие компании, изолированные энергосистемы, ремонтные и строительные предприятия, а также исследовательские организации.