В Якутии выражают опасения, что из-за недофинансирования работы пожарных частей кемеровская трагедия может повториться в любом другом регионе России. Сотрудники противопожарных подразделений управления МЧС по республике признаются, что нарушения в их частях аналогичны тем, о которых рассказали пожарные в Кемерово: занятия проводятся без выезда на объекты, в частях недобор и недофинансирование. Люди предполагают, что аналогичная ситуация сложилась и во всех остальных противопожарных подразделениях МЧС России.

Читайте также: Пожарная служба в России при смерти: что показала трагедия в Кемерове

Обратившиеся в редакцию ИА REGNUM пожарные просили не раскрывать их имён, опасаясь давления со стороны руководства. Они очень хотят изменить ситуацию, чтобы потом не пришлось брать на себя ответственность за человеческие жизни и не нужно было скорбеть о погибших из-за экономии на работе противопожарной службы. Сотрудники подведомственных МЧС пожарных частей уверены в том, что страшный пожар с ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерово должен как минимум послужить поводом для изменения ситуации в подразделениях. Но пока ситуация обстоит так: условия работы пожарных таковы, что в случае масштабного ЧП они могут так же, как это было в Кемерове, просто не суметь сориентироваться в незнакомом здании.

«У нас всё так же, как в рассказах кемеровских пожарных. На осмотры зданий мы с 2015 года не ездим, — рассказал корреспонденту ИА REGNUM сотрудник подведомственной МЧС пожарной части Якутии. — Занятия бывают ночные, дневные, идут по плану на объектах, находящихся в районе выезда. И проходят они так: на здания делается план и просто ставится отметка «выполнено», в этом же графике указывают «выполнено в классе», и всё. Даже в школы никто не едет и ничего не смотрит. Устно в подразделениях МЧС это аргументируется экономией топлива, никаких запрещающих выезды приказов нет, только устное распоряжение. А в подразделениях ГБУ «Государственная противопожарная служба Якутии» даже есть внутренний приказ запретить все выезды, кроме пожаров».

При этом работать такая система занятий без выездов начала только пару лет назад. Раньше учения проводились прямо в находящихся в районе выезда зданиях, рассказал бывший сотрудник подведомственной МЧС пожарной части в Якутии.

Читайте также: Михалков усмотрел вину главы МЧС при пожаре в Кемерове, в ответ — «бред»

"Мы садились и выезжали на изучение районов выезда, а затем, при необходимости, производилась корректировка карточек пожаротушения, планов, — отмечает бывший пожарный Якутии. — У нас всё было в полном объёме, пожарно-тактические занятия проводились, всё отрабатывалось. А сейчас говорят, что это формальность, и не выезжают потому, что топлива нет. Это явная угроза того, что будут повторяться аналогичные кемеровской трагедии. Не выезжая, невозможно получить представление о здании: бойцы просто заплутают в дыму. Это бомба замедленного действия, и неизвестно, в каком регионе она ещё рванёт. Если ситуация не изменится, кемеровская трагедия вполне может повториться».

Сотрудники частей говорят также о том, что, по их информации, учения на объектах отсутствуют не только в Якутии, но и в других регионах страны: топливо таким странным образом экономят повсеместно. При этом пожарные уверены, что в зданиях с массовым пребыванием людей должны проводиться не просто учения, а занятия совместно с персоналом таких объектов, как это и происходило раньше.

«Сотрудники должны знать, как действовать в случае пожара, они бы и рады помогать людям в экстренной ситуации, но не знают, как. А раньше мы приезжали в места массового пребывания людей и действовали, как на пожаре: подъехали, развернулись, задание получили, отправили звенья газодымзащиты, размотали рукава. Легенду занятия отрабатывали полностью с учётом того, где очаг находится. Разница с реальным тушением только в том, что вода не подаётся. Это и знания, и моральная закалка. Очень жаль, что сейчас таких занятий нет», — сокрушается экс-сотрудник противопожарного подразделения.

Читайте также: Пожарные Якутии объявляют голодовку: Чаша терпения переполнена

Отсутствие учений на местах — только одно из достаточного внушительного списка нарушений, допускаемых в пожарных частях в целях экономии, признаются действующие работники частей Якутии. Так же, как и в Кемерово, там не хватает сотрудников. По словам собеседника ИА REGNUM, в пожарном расчёте, где он работает, выходит на смены на 8 человек меньше, чем нужно.

«А это целый караул. Плюс отпуска, учебные отпуска, больничные — людей не хватает. Они работают сутки через сутки, и им это не оплачивается», — отмечает пожарный.

Он вспоминает о том, что есть приказ № 56 министра ЧС РФ Владимира Пучкова, которым запрещены переработки личного состава, и если так получилось, что человек вышел не в свои сутки, то в качестве компенсации должен даваться отгул в течение 30 дней или оплачиваться переработка.

«Но по факту этого не происходит, — констатирует сотрудник подведомственной МЧС пожарной части. — Отгулы после дополнительных смен приходится требовать через прокуратуру, и даже это — безуспешно. Их не дают, ссылаясь на пожароопасный период. Перерабатывает весь состав, а проверка проводится только по фамилии заявителя. Отгульные можно взять деньгами по усмотрению начальника, и только если речь заходит об этом, то только тогда дают положенный выходной — и сутки через сутки приходится работать другому сотруднику… Кстати, в деньгах один отгульный сотрудника подразделения МЧС — примерно 4,5 тыс. рублей…».

Читайте также: На зарплату пожарным в Якутии денег нет: сотрудников предложили сократить

Борьба за отгулы, как выясняется, чревата — на пытающихся отстоять своё право работать по графику без дополнительных смен оказывается давление, признался собеседник ИА REGNUM. По его словам, те, кто требовал законный выходной, были разжалованы, людей пытались уволить. Видимо, потому, что если за отгулами пойдут все, кому они полагаются, работать будет просто некому.

«Не хватает диспетчеров, радиотелефонистов. В единой дежурно-диспетчерской службе некому работать, туда дёргают сотрудников из пожарных частей, — рассказал собеседник ИА REGNUM, — Пожарные уходят на пенсию, а новых не берут, оставшиеся закрывают собой все смены. Усиление, больничные, отпуска — люди работают через сутки».

Ещё одна проблема — состояние пожарных машин. Их ремонтом и осмотром не занимаются так, как нужно, утверждает пожарный одного из подразделений МЧС в Якутии.

«Есть графики техобслуживания пожарной машины. Раз в месяц её выводят из боевого расчёта на несколько дней для осмотра, который в специализированных центрах. У нас в части тендера на проведение этих осмотров всегда выигрывает одно и то же ИП, и машины туда на осмотр не выезжают: просто ставятся отметки в журнале, что они якобы выехали. А на самом деле машина остаётся стоять в части», — признаётся пожарный.

Сотрудники противопожарных подразделений Якутии также констатируют, что финансирование частей МЧС в принципе урезано по максимуму: жёсткая экономия топлива, электроэнергии, лампочки в частях стараются не включать, экономят практически на всём. Сокращение личного состава — тоже экономия, ремонтом частей занимаются на свои средства, подразделение сотрудники тоже содержат на собственные деньги, рассказал также бывший пожарный.

«Но государство же должно финансировать работу пожарных частей, на их содержание должны выделяться из бюджета деньги. Куда они деваются? — недоумевает бывший сотрудник противопожарного подразделения. — Концов не найти. Должно же быть заложено финансирование на ремонт пожарных машин, на содержание и ремонт здания. И всем всё равно».

Читайте также: Пожарные Якутии продолжают сообщать о беспределе: на этот раз уже в МЧС

Пожарные также акцентируют внимание на том, что информацию о нарушениях, о которых сообщал Никита Михалков в программе БесогонTV «Сколько ещё должно сгореть людей?» после трагедии в Кемерове, сотрудник одной из пожарных частей Якутии Николай Федоряка пытался донести до президента России Владимира Путина ещё в начале 2017 года. Главе государства тогда безуспешно пытались сообщить о том, что после реорганизации и модернизации МЧС в пожарных частях был урезан личный состав, и оставшиеся сотрудники вынуждены теперь работать и за себя, и за тех, кого сократили.

«Я в погонах уже 15 лет, но такого беспредела на службе, как сейчас, не было, — признавался Николай Федоряка в письме, отправленном в администрацию президента России 25 января 2017 года. — Возможно, глава МЧС вам и докладывает о замечательных делах в министерстве, возможно, это так, но дела идут замечательно только у руководящего состава. У обычных же сотрудников дела обстоят всё хуже и хуже. Финансирование части прекратилось. Ремонт помещений, пожарной техники. Все закупки, канцелярия, хозтовары, запчастей на технику, строительного и ремонтного материала для части производятся из средств её личного состава».

Результат письма был только один: попытавшегося возмущаться работника подразделения МЧС вынудили уволиться по собственному желанию.

«Реакции никакой, абсолютно. Уголовный кодекс ведь есть, следственный комитет, прокуратура, но вообще всё, как камень в колодец — бульк и всё, — удивляются сотрудники такому следствию попыток бороться с нарушениями в пожарных частях. — А потом пожарный ещё и виноватым оказывается. Ситуация удручающая, конечно. При этом руководство главного управления МЧС в Якутии даже не хочется обвинять: они сами поставлены в такие условия. Начальник ГУ просто выполняет приказы, которые поступают сверху. Это такая система, от себя он ничего не делает, и по своей инициативе пожарные учения провести даже при желании не сможет».

«Мы хотим довести информацию обо всём этом до нашего президента, чтобы уже в конце концов на эти факты обратили внимание, — говорит сотрудник подведомственной МЧС пожарной части Якутии. Его удивляет то, что ни прокуратура, ни Генпрокуратура, ни следственный комитет не обращают на информацию обо всех этих нарушениях никакого внимания. Зато интересуются организации-иностранные агенты, представители других стран и зарубежные СМИ из стран Европы. «Но мы патриоты, и надеемся решить все эти проблемы внутри страны, не вынося сор из избы», — констатируют пожарные.

Как сообщало ИА REGNUM, режиссёр Никита Михалков в вышедшей в эфир 20 апреля 2018 года программе «Сколько ещё должно сгореть людей?» на Бесогон ТВ сообщал о сокращениях в МЧС и нехватке людей для тушения пожаров.

«В первую очередь к ущербным решениям министерства необходимо отнести бездумный и бездарный подход так называемой «оптимизации» расходов на текущее содержание и повышение эффективности расходов, который свёлся к массовому увольнению в 2015—2016 годах сотрудников Федеральной противопожарной службы, в результате чего образовалась брешь почти в 60 тысяч «штыков» и были обескровлены боевые расчёты реагирующих подразделений. Как итог этого — неэффективное тушение пожаров», — в том числе говорилось в программе.

Глава МЧС Владимир Пучков заявил, что озвученная в программе информация не соответствует действительности, назвав её бредом, и добавил, что в ответственных за пожаротушение подразделениях сокращения запрещены приказом коллегии ведомства.

Читайте также: Пучков назвал голодавших в Якутии пожарных бездельниками — «Нужны пожары?»

Уже после программы Никиты Михалкова газета «Коммерсант» писала о том, что при тушении пожара в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня» сотрудников не хватало.

«Получается, на «Зимнюю вишню» поехали шесть человек вместо семнадцати. Это сказывается на эффективности», — пояснил изданию пожарный, попросивший не раскрывать своего имени.

Сотрудники пожарных частей Кемерова также сообщили газете о том, что пожарно-тактические занятия проводились в подразделениях без выезда на объект. В том числе пожарным не удалось побывать и в «Зимней вишне»: её осматривали только на классной доске. Пожарные заявили, что таким образом экономят ГСМ с 2015 года. Если раньше на одну часть в месяц отпускалось 5−8 тонн топлива, то сейчас на весь кемеровский отряд положено пять тонн солярки и столько же бензина.