Ежегодно ОАО "РЖД" выделяет около 5 млрд рублей на содержание железнодорожных переездов. Кроме того, около 3,5 млрд рублей направляется кампанией на строительство новых путепроводов и оборудование техническими средствами ж/д переездов в рамках реализации программы первоочередных мер концепции повышения безопасности движения на переездах.

Однако обеспечение безопасности движения на железнодорожных переездах по-прежнему остается не на должном уровне. Поэтому с 5 по 11 апреля по всей сети железных дорог объявляется неделя безопасности дорожного движения на железнодорожных переездах.

В 2003 году на участке Приволжской железной дороги произошло 20 случаев дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах, при этом пострадали 21 человек, из них 8 погибли. На Астраханском отделении дороги за этот период зафиксировано 5 случаев ДТП на переездах.

В январе 2004 года на ж/д переездах страны произошло 11 ДТП. Один из них - в районе города Капустин яр Ахтубинского района Астраханской области. В результате водительского пренебрежения к Правилам дорожного движения произошел трагический случай с летальным исходом. Трактор "Беларусь" столкнулся с локомотивом грузового поезда. Тракторист, не обращая внимание на исправно действующую звуковую и световую сигнализации выехал на путь перед приближающимся поездом. Поезд двигался со скоростью 60 кмч и естественно столкновения избежать не удалось - водитель трактора погиб. Машинист локомотива не смог дальше вести состав по причине тяжелой психологической травмы. Поезд выбился из графика, был поврежден локомотив.

Основной причиной аварий на ж/д переездах остается низкая дисциплина водителей, которые сознательно пренебрегают Правилами дорожного движения. По этой причине произошло основное количество ДТП (98,5%). В частности в 79,8% случаях ДТП водители пренебрегали запрещающим сигналом переездного светофора, каждое шестое происшествие связано с объездом водителями закрытого шлагбаума.

Кроме того, есть и другие причины трагедий, а именно - неудовлетворительное состояние подходов к переездам и отсутствие контроля со стороны местных органов власти за содержанием и ремонтом их.

Недавнее указание за подписью первого вице-президента ОАО "Российские железные дороги" Хасьяна Зябирова предписало выявить все ж.д. переезды, которые не обеспечивают выполнение требований инструкции по содержанию переездов, которая кстати согласована и с ГИБДД и с министерством транспорта. Для исполнения этого указания железнодорожники - ревизорский состав и путейцы Астраханского отделения Приволжской железной дороги совместно с представителями администраций Приволжского, Лиманского, Наримановского, Харабалинского и Красноярского районов, провели комиссионный осмотр 91 переездов, 20 из них было выявлено в неудовлетворительном состоянии. У большинства нет насыпи и большие уклоны, ограничена видимость для водителя приближающегося подвижного состава, отсутствуют предупреждающие знаки. Там явно видно, что участками пересечения путей автомобильных с железнодорожными никто не занимается, нет хозяина.

Администрация Харабалинского района после проезда приняла определенные решения и приступила к конкретным действиям по исправлению ситуации с переездами. Глава администрации Харабалинского района А.В.Сагачев считает, что так как харабалинцы доверили ему представлять власть в районе, он приложит все усилия, чтобы не калечили судьбы земляков перекрестки дорог железных и автомобильных. А вот руководители Лиманского и Нариманского районов даже на диалог с железнодорожниками не идут, закрывая глаза на трагедии. В Лиманском районе есть и такие переезды, где с одной стороны - Россия, с другой Калмыкия и ни с одной стороны нет должных условий для безопасного движения как автомобиля, так и поезда. Значит нужен межгосударственный диалог. Это все в полномочиях органов местной власти.

На степных просторах, по которым протянулась стальная магистраль необорудованные переезды возникают сами по себе и на столько часто, что машинист только и успевает снижать скорость локомотива. Например, "любят пересекать рельсы - шпалы" в районе разъезда Ильменный, станции Линейная Лиманского района, и на перегоне между станциями Яндыки и Олейниково.

По проезду с осмотром комиссией были составлены соответствующие акты с предписаниями. Было принято твердое решение о закрытии опасных переездов для проезда автотранспорта с 1 апреля текущего года. Главный ревизор по безопасности движения Астраханского отделения Приволжской магистрали Владимир Иванович Рыбников неоднократно через средства массовой информации обращался и обращается к тем хозяйствующим субъектам, которые заинтересованы и кому нужны железнодорожные переезды с предложением о совместном их открытии и оборудовании всеми необходимыми техническими средствами, сообщило РИА "Аверс".