Сегодня, 28 апреля, единственный в мире атомный плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» покинул территорию «Балтийского завода» в Санкт-Петербурге, где с 2009 года велось его сооружение, и направился к месту своего базирования — на Чукотку. Буксировку ПЭБ в город Певек (Чукотский автономный округ) планируется осуществить в два этапа: из Санкт-Петербурга — в Мурманск, а затем из Мурманска — в Певек.

«На примере сегодняшнего события — отправки ПАТЭС из Санкт-Петербурга в Мурманск — мы видим, как сильно и географически, и экономически интегрирована деятельность атомной отрасли в жизнь нашей страны, — заявил член комитета Государственной думы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Игорь Игошин. — Основные работы по строительству корпуса плавучей атомной станции осуществлялись на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Два ядерных реактора были разработаны в ОКБМ имени И. И. Африкантова (Нижний Новгород) и изготовлены на Нижегородском машиностроительном заводе. Загрузка топлива будет осуществлена осенью в Мурманске на предприятии Росатома ФГУП «Атомфлот». И, наконец, работать она будет в Певеке, снабжать столь нужной электроэнергией большую часть Чукотки. Мы видим, как в реализацию сложного масштабного проекта были вложены усилия многих предприятий из разных отраслей. Как и в любом первопроходческом деле — а это будет первая плавучая атомная станция в мире, — не обошлось без трудностей и проблем, но сейчас проект выходит на финишную прямую. Полагаю, что при успешной эксплуатации плавучей АЭС «Академик Ломоносов» интерес к нему проявят на мировом рынке».

«Проект автономной плавучей атомной станции небольшой мощности, на мой взгляд, будет востребован в небольших островных государствах, в труднодоступных регионах, — считает член комитета Государственной думы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Денис Москвин. Преимущества атомной станции в данном случае очевидны: ей не нужны постоянные поставки больших объемов топлива, как в случае со станциями, работающим на угле, газе, мазуте. Ядерное топливо занимает мало места, кроме того, оно не подвержено таким резким колебаниям цены, как углеводороды. Собственно, за него платят один раз при загрузке и оно используется до перегрузки топлива, которая проходит раз в несколько лет. Станция «Академик Ломоносов» будет установлена в Певеке и позволит решить проблему энергодефицита в условиях выбывания мощностей Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ. Стоит отметить, что в основе проекта использованы судовые реакторные установки типа КЛТ-40С, успешно эксплуатирующиеся на действующих ледоколах, — то есть речь идет об испытанной, референтной технологии, безопасность которой подтверждена».