Ростовские СМИ продолжают обсуждение назначения нового руководства полпредства в ЮФО. Теперь размышления вокруг нового полпреда Владимира Яковлева связаны с новой версией дальнейшего развития его карьеры: станет или нет Яковлев новым губернатором Ростовской области? На этот вопрос, в частности, газета "Седьмая столица" предложила ответить бывшему руководителю Ростовской области Леониду Иванченко, которого сменил нынешний губернатор Владимир Чуб. Иванченко заявил, что по потенциалу Владимира Яковлева можно сравнить с Лужковым: "У нового полпреда очень высокий потенциал, он профессиональный строитель и трудоголик, способный работать по 16 часов в сутки". "То, что Яковлев знает принципы руководства регионом, - говорит управленец советской эпохи Иванченко, - для меня несомненно, то, что уровень его интеллекта выше, чем у любого из местных руководителей, так же очевидно. Насколько быстро он очистит свою структуру от прилипшей к ней накипи, трудно сказать, но процесс, кажется, пошёл, и хочу пожелать ему успехов. Единственное, что настораживает: за 44 года работы я видел на Дону множество прекрасных специалистов, приехавших из северных районов. Но у них другой подход к жизни, другой менталитет, они плохо приживаются на нашей почве" После этого Иванченко делает неожиданное предположение: по его мнению, "Яковлев направлен в Южный регион с прицелом на место кого-то из здешних губернаторов, которые так долго находятся на своих постах, что просто срослись со своими креслами и чувствуют себя слишком независимыми. Думаю, что между новым полпредом и губернатором (видимо, речь идет о ростовском губернатора - многолетнем оппоненте интервьюируемого ) обязательно возникнет противостояние".

Далее Иванченко оценивает потенциал Ростовской области и ее нынешних руководителей. Область на данный момент уже не может по темпам развития сравниться с Краснодарским краем, её начинает догонять Ставрополь, и репутация у нее весьма и весьма сомнительная. Все слова об инвестиционной привлекательности области - это блеф, говорит Иванченко. Только строительство прогрессирует им занимается "опытный и расчётливый управленец Станиславов (вице-губернатор области - С.Ш.), который удачно направил капитал в сферу строительства, достроил старые объекты, возвёл новые". "Что касается команды Чуба, - продолжает Иванченко, - то в теории управления есть четыре основных функции: это планирование, организация, мотивация и контроль. Если бы местные руководители следовали этим принципам, они бы сохранили старый потенциал, естественно, приспособив его к новым условиям, но никогда бы не пошли на авантюру с "Таганрогским Дейтройтом"." "ТагАЗ" (Таганрогский автозавод) - это нежизнеспособный фантом, считает Леонид Иванченко. И вспоминает, что перед выборами 1996 года с ним беседовал Парамонов (владелец "ТагАза"). Якобы тот предложил Леониду Андреевичу "очень крупную сумму", за которую Иванченко должен был снять свою кандидатуру и очистить дорогу для Владимира Фёдоровича на предстоящих выборах губернатора. Иванченко говорит, что отказался от этого предложения и задал встречный вопрос - чем он, Иванченко, не нравится в роли главы областной администрации? На что Парамонов ответил: "Вы не дадите мне реализовать проект с Таганрогским автомобильным заводом. У вас устаревшие представления на этот счёт, вы отстали от жизни...". По мнению Иванченко, "это была и есть просто авантюра, благодаря которой в том числе и обанкротилась фирма "Daewoo". Единственным плюсом в этой авантюре является то, что были обучены за рубежом молодые донские менеджеры. А с появлением "Хёндай" ничего не изменилось в Таганроге, продолжается та же история, с уже новыми действующими лицами".

"Коммерсант-юг" рассказал о ситуации на одном из некогда известных промышленных предприятий Таганрога. В материале "ТКЗ бьет по собственным площадям" сообщается, что Таганрогский комбайновый завод начал распродажу пустующих производственных площадей. Руководство предприятия полагает, что за счет оптимизации и перепланирования завода оно сможет увеличить объемы промышленного производства и увеличить выпуск комбайнов в 2004 году до 500 штук. В министерстве промышленности, транспорта и природных ресурсов Ростовской области сообщили, продолжает газета, что эта "оптимизация производственных площадей" в феврале 2004 года позволила ТКЗ высвободить почти 100 тыс. квадратных метров. Два склада проданы "местным коммерсантам", а территория бывшего кузнечно-прессового цеха общей площадью 53 тыс. квадратных метров реализована крупному зерновому трейдеру - таганрогской компании ОАО "Каравай-плюс". На части бывшего цеха разместился таможенный склад хранения сахара-сырца общей вместимостью 144 тыс. тонн. Предполагается, что в ближайшем будущем на остальной площади цеха может быть размещен завод по переработке сахара. По словам руководства ТКЗ, такой вариант использования площадей позволил создать дополнительную загрузку мощностей таганрогского порта. В настоящий момент десять судов осуществляют перевозку сахара с Украины через Керченский пролив до Таганрога. Ранее весь сахар, идущий с Украины, разгружался в Новороссийске. По мнению специалистов Минпрома Ростовской области, у ТКЗ есть еще неиспользованные резервы в виде реализации плана совместного с ростовским заводом "Красный Аксай" гальванического и кузнечного производства и сборке троллейбусов. Кроме того, на предприятии есть проект организации производства самоходных шасси для дорожных служб и работников сельского хозяйства, а также производства двигателей и сидений для комбайнов.

По утверждению руководства ТКЗ, предприятие уже сейчас готово увеличить производство самоходных зерноуборочных комбайнов КЗС-3 "Русь" до 500 штук в год. Причем в настоящий момент, по утверждению менеджмента, у ТКЗ уже есть заказы на 350 комбайнов и на 500 мостов для ОАО "Ростсельмаш". К тому же в текущем году завод намерен выпустить пробную партию однотонных грузовиков. Предполагается, что выйти из тяжелой экономической ситуации ТКЗ сможет, лишь обеспечив выпуск и реализацию 10 тыс. мостов и 500 комбайнов КЗС-3 "Русь" в год. Однако этот прогноз многие специалисты оценивают весьма скептически. Непонятно, удивляется газета, как завод намерен ежегодно собирать 500 комбайнов, если в последнее время у него больше 150 машин за год из цехов не выходило. К тому же, крупнейший в прошлом потребитель мостов ТКЗ - "Ростсельмаш" - в прошлом году отказался от закупок и наладил выпуск мостов на собственных мощностях.

Возможности трудоустройства бывших шахтеров рассматривает газета "Город N". Поводом для публикации послужило объявление "Ростсельмашем" об организации специальных автобусных рейсов для того, чтобы возить в Ростов новых сотрудников предприятия из шахтерских городов Восточного Донбасса. "Шахтерская" доля в трудовом коллективе комбайностроителей со дня на день превысит отметку 5%, сообщает газета. Сейчас из 7000 человек, занятых на комбайновом производстве, уже 240 добираются на работу из Шахт, Новошахтинска и примыкающих к ним районов. Еще 120 из этих городов человек должны пополнить ряды ростсельмашевцев в ближайшие дни. Весьма вероятно, это число будет расти и дальше, поскольку на "Ростсельмаше" говорят, что к настоящему моменту завод во многом уже исчерпал кадровый потенциал Ростова: квалифицированные специалисты рабочих профессий в большинстве своем трудоустроены. К тому же у жителей донской столицы запросы по зарплатегораздо выше, чем у людей из горняцких городов и поселков, где закрывающиеся убыточные и аварийные шахты спровоцировали резкий рост безработицы. В итоге "привозные" горняцкие кадры оказываются дешевле и квалифицированнее тех, что сегодня есть на ростовском рынке труда. Люди, отправляющиеся каждое утро на работу в Ростов, в любом случае смогут получать здесь более достойную зарплату, чем у себя дома.

По мнению газеты, проблемы угольной отрасли региона неожиданно могут обернуться ростом конкурентоспособности других донских товаров. Очевидно, у Ростовской области появился чрезвычайно ценный ресурс, с помощью которого китайская продукция, например, завоевала весь мир. Донским компаниям надо пользоваться моментом. "Ростсельмаш" далеко не первым разглядел кадровые залежи Восточного Донбасса. Президент компании "Глория Джинс" Владимир Мельников уже несколько лет говорит о громадном потенциале этой территории с точки зрения развития новых производств, в том числе (или даже прежде всего) в силу сосредоточения там дешевой квалифицированной рабочей силы. Газета считает, что привлекательность Восточного Донбасса станет еще выше, когда заработает областной закон, предоставляющий целый набор льгот тем инвесторам, которые станут открывать свои производства в шахтерских городах и поселках (Речь идет о законопроекте "О шахтерских территориях приоритетного развития"). Впрочем, считает газета, новые заводы и фабрики возводятся не быстро, еще дольше принимаются решения по их строительству, а вот недорогой, но качественный трудовой ресурс шахтерских регионов можно мобилизовывать уже сейчас. "Ростсельмаш" форсировал "донбасские" поиски специалистов вследствие несколько неожиданного скачка спроса на комбайны, наблюдающегося в текущем году.

Далее газета прогнозирует, как повлияет появление дешевой шахтерской рабочей силы на рынок труда Ростовской области. "Если вдруг сейчас какой-то донской завод или фабрика (не "Ростсельмаш", конечно) за счет привлечения трудовых ресурсов Восточного Донбасса на длительное время сможет заморозить среднюю зарплату на своем предприятии или даже ее снизить, это не так уж и плохо, считает "Город N". Здоровый цинизм порой решает социальные проблемы и растит благосостояние людей гораздо эффективнее, чем любые пламенные призывы повышать уровень жизни населения или гарантировать ежемесячную минимальную зарплату в размере 6000 рублей. Однако если один из заводов, столкнувшись с дефицитом кадров рабочих специальностей, всерьез подумывал о том, чтобы вахтовым методом завозить спецов из Китая, то шахтерские территории Ростовской области однозначно заслуживают сегодня пристального кадрового внимания.

Конфликт между региональными продавцами газа - компанией "Ростоврегионгаз" и газораспределительными организациями на минувшей неделе рассматривал ростовский арбитражный суд. В материале "Ростоврегионгаз" попросили подождать" газета "Коммерсант-юг" анализируется суть проблемы. Ранее арбитражный суд области вынес решение, предписывающее "Роствосрегионгазу" обеспечить доступ газораспределительных организаций к самостоятельной работе по реализации газа потребителям. В "Ростоврегионгазе" сочли, что это предписание юридически невыполнимо и нарушает постановление российского правительства, и подали свою апелляцию в арбитраж. В Ростовской области новый порядок расчетов за газ был введен с января 2004 года, но натолкнулся на сопротивление руководителей газораспределительных организаций (ГРО), посчитавших изъятие у них функций торговли газом "нарушением антимонопольного законодательства" со стороны региональных структур. В августе 2003 года сразу семь донских ГРО обратились в терруправление Министерства по антипонопольной политике с соответствующим заявлением, в котором также указали, что Федеральная энергетическая комиссия России (ФЭК) затягивает сроки пересмотра тарифов на услуги по транспортировке газа, что приводит к убыточности предприятий. В итоге антимонопольное ведомство возбудило дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выдав предписание "Ростоврегионгазу" на их устранение, а арбитражный суд области согласился с доводами антимонопольщиков.

Подав апелляцию, начальник юридической службы компании Александр Корж объяснил газете, что "своим распоряжением ФЭК определил "Ростоврегионгаз" в качестве единственного поставщика газа в Ростовской области, а в постановлении российского правительства не предусмотрен порядок формирования цены на газ в случае его реализации перепродавцами газа, к категории которых относятся и ГРО. Поэтому даже в случае признания судом правоты МАП, ГРО просто не смогут законным образом определить порядок цифр в оплате за газ потребителями". Арбитражный суд вновь отложил рассмотрение апелляционной жалобы "Ростоврегионгаза", поэтому "Коммерсант-юг", скорее всего, продолжит эту тему в последующих публикациях.