Уважаемые депутаты Государственного Совета! Дорогие соотечественники!

Минувший год был для нас очень урожайным в прямом и переносном смысле - и на сельскохозяйственный урожай, и на исторические события и достижения. Одним из наиболее значительных событий стал 450-летний юбилей вхождения Чувашии в состав Российского государства, который мы достойно встретили, подтвердив еще раз, что наш народ видит свое будущее только в составе великой России.

Для нас эта дата была важной по многим причинам. В первую очередь, как возможность оценки своего труда. И как возможность достойного самоутверждения республики. И как фактор воспитания нашей молодежи, детей и внуков. И как фундамент для дальнейшего развития. Но юбилей - не привал на долгом пути. Это только возможность осмотреться, чтобы понять: основная дорога еще впереди, нужны новые силы и более быстрые темпы продвижения, и, если можно так выразиться, более правильное дыхание, как у спортсмена-стайера на большой марафонской дистанции. Впереди нас ждут большие задачи.

В прошлом году в традиционном Послании Государственному Совету я проанализировал работу руководства Чувашии за 7 лет и обозначил основные ориентиры социально-экономического развития республики, определив вектором наших преобразований следующий путь - "От тактики выживания - к стратегии развития". Именно так называлось прошлогоднее Послание, которое стало и отчетом за работу, проделанную на посту Президента Чувашской Республики, и осмыслением того, что нам удалось сделать и чего не удалось.

Достигнутая на сегодня стабильная политическая и экономическая ситуация позволяет нам выйти на новый уровень управления - планирование долгосрочной перспективы развития республики. В контексте этого представляю вам, уважаемые депутаты, документ - Президентскую программу основных социально-экономических преобразований в Чувашской Республике до 2005 года, по которой будет работать мой Кабинет Министров (далее - Программа). (Он роздан всем вам).

В документе, который вы держите в руках, отражены стратегические планы и тактические механизмы, которые должны привести нас к достижению главной цели - повышению благосостояния граждан республики, к победе над бедностью, психологией иждивенчества, социального попрошайничества в общественном сознании и формированию широкого слоя "среднего класса".

Помимо прочих функций Программа представляет собой средство для ведения диалога между властью и обществом по вопросам социального и экономического развития и инструмент для разработки и реализации новых инициатив в республике. Мы предлагаем действия, которые требуют трудной и напряженной работы от всех, кто хочет жить достойно, мы ждем квалифицированных, профессионально ответственных предложений, а не огульной критики всего и вся. Поэтому, подчеркиваю, что Программа имеет индикативное значение, она указывает направления, помогает сориентироваться предпринимателям и инвесторам. В развитии и реализации Программы местная власть также должна играть активную роль инициатора и катализатора новых идей и перспективного опыта.

Каковы наши стартовые рубежи к началу 2002 года?

Основные направления развития республики до настоящего времени были зафиксированы в Программе социально-экономического развития Чувашской Республики на 1999-2001 годы, главные мероприятия которой выполнены. Более четкой и слаженной стала работа всего народнохозяйственного комплекса (в 1999 году в Чувашии рост промышленного производства составил 110,6%, по России - 108%, в 2000 году - соответственно 110,5% и 109,0%, в 2001 году - 105,8% и 104,9%). При этом темпы роста были достигнуты от высокого уровня предыдущих лет. Показатели валового регионального продукта составили в 1999 году - 100,7%, в 2000 году - 107,4%.

Большой задел для реализации намеченной Программы создан в 2001 году, открывшем третье тысячелетие, в которое Чувашия, идущая по пути демократии и рыночной экономики, вступила уверенно, хотя она идет по пути трудного реформирования. Все познается в сравнении, говорили мудрые. И нам есть, что и с чем сравнивать.

К чему на самом деле приводят популистские лозунги и словоблудие в политике, мы, да и вся страна, увидели на примере правления бывшего губернатора соседней Ульяновской области. Богатейший, к тому же нефтедобывающий, субъект России в считанные годы оказался по существу банкротом. Сегодня в этом соседнем с Чувашией регионе, в котором, кстати, проживает много представителей нашей диаспоры, происходят постоянные сбои в подаче света и тепла, накопились долги в миллиарды рублей за энергоресурсы и по заработной плате; невыплата детских пособий и компенсации за методическую литературу длится годами.

Тем, кто не желает видеть подлинную правду жизни в родной республике, кому мало приведенного примера, стоит обратить внимание на результаты экономической и социальной политики и в других областях, например, в богатейших природными ресурсами и промышленным потенциалом Кировской и Нижегородской областях. Факты - упрямая вещь - свидетельствует Госкомстат России. Вряд ли в этих областях можно говорить о наличии государственной политики строительства жилья, дорог, газификации. А ведь именно такая политика является фундаментом развития общества и наглядным показателем подлинной заботы о человеке. Как на практике идет строительство в этих регионах, вы видите на диаграмме в виде конкретных цифр и фактов. (И это не потому, что там губернаторы плохие люди или не хотят строить, а потому, что идеологической зашоренностью и партийными заклинаниями не получается строить современную жизнь в ХХI веке.) Жители этих соседних регионов и мечтать не могут о чувашских программах развития здравоохранения, модернизации образования, на которые помимо увеличения собственного бюджета более чем в 2 раза, мы сумели добавить 10 млн. долларов США от Всемирного банка, 10 млн. долларов США от Всемирной организации здравоохранения - на грантовой основе, еще 10 млн. долларов США от Международного банка реконструкции и развития, т.е. около 1 миллиарда рублей дополнительно. Как удалось мало кому известной Чувашии добиться признания со стороны столь авторитетных международных организаций?... Зная подлинную цену этим приобретениям, по сути - подаркам народу Чувашии, я гарантирую, что каждый рубль дойдет до тех, кому предназначена эта помощь - детям и больным, тем, кто действительно нуждается в социальной заботе Президента и Правительства Чувашии. Я вынужденно привел эти абсолютно объективные данные потому, что в период выборов по республике распустили небывалый поток лжи и обмана. В том числе о зарплате, по которой все годы советской власти наша республика в Волго-Вятском экономической регионе занимала самое последнее место, а теперь уверенно занимает третье место. Я привел эти данные Госкомстата еще для того, чтобы мы в Чувашии не только перестали, как говориться, посыпать голову пеплом, но и научились гордиться и заряжаться положительной энергией от того, что можем добиваться большего, чем более богатые по природным ресурсам и промышленному потенциалу регионы. Только такое мировосприятие способно реально помочь каждому живущему, оберегая его от зависти и злости, от пессимизма и депрессии. Эти чувства, эти качества человеческого характера, вы знаете, никогда еще не приносили ни добра, ни счастья никому, ни в одну семью.

Хочу, в свете вышесказанного, подчеркнуть еще одну важную вещь. Мы должны гордиться уже тем, что за годы реформ нам в Чувашии во многом удалось сохранить, а там, где были потери, значительно восстановить промышленный потенциал республики. Крупнейшие градообразующие предприятия, в частности, ОАО "ЧНППП "Элара", ОАО "Чебоксарский агрегатный завод", ОАО "АККонд", ЗАО "Чебоксарский трикотаж" существенно (а некоторые - в разы) превысили объем производства и продаж по сравнению с лучшими годами дореформенного периода.

В республике из года в год сокращается количество зарегистрированных коллективных трудовых споров: в 1996 году их было 95, в 1997 - 7, в 1998 - 6, в 1999 - 4, в 2000 и в 2001 годах - ни одного.

Можно констатировать высокий уровень притока инвестиций как в промышленную и муниципальную инфраструктуры, так и в социальную сферу - такие направления, как здравоохранение, образование, информатизация, подготовка кадров, энергосберегающие технологии, развитие коммуникаций.

Чувашская пословица гласит: "Сурт лартма йывар мар, никесне хывма йывар" (Дом построить не сложно, сложно фундамент заложить). Мы - и это моя президентская оценка - сумели заложить хороший фундамент. Но мы не можем останавливаться на полпути. Впереди у нас очень много работы - масштабной, исторически важной по последствиям. Теперь нам с вами предстоит возвести на этом достаточно прочном фундаменте здание, в котором жизнь людей станет значительно лучше.

Еще чуваши говорят: "Тытма пелсен сахал та перектле пулать" - "Если умело распоряжаться /деньгами/, то и малого хватит". Сегодня Чувашия выступает инициатором новых форм и методов управления. Победа Чувашии среди 53 субъектов Российской Федерации в проекте Международного банка реконструкции и развития, снова лучший результат на втором этапе конкурса в 2001 году по итогам экспертной оценки кредитоспособности и качества управления бюджетами - это высокое признание и лучшее свидетельство квалифицированности налогово-бюджетной политики Чувашской Республики. В Чувашской Республике - самая прозрачная и самая эффективная система управления общественными финансами, то есть деньгами налогоплательщиков. Такую официальную оценку дали эксперты Правительства России и МБРР нашей с вами совместной работе. Результаты реформы I этапа оцениваются в 300 млн. рублей дополнительных поступлений в республику.

Если коротко обозначить основу нашей как экономической, так и социальной политики - это программа преобразований, направленная на создание современных рабочих мест и подготовку современных кадров для республики. Я подчеркиваю прилагательное "современный" потому, что нам нужны востребованные на рынке труда и достойно оплачиваемые специалисты.

В проводимых программных преобразованиях необходимо считаться с чрезвычайно важным законом наступившего века. Хорошие рабочие места, а значит - и достойная жизнь людей очень существенно зависят от того, как мы будем развивать высокие технологии. Ведь ХХI век - это время продвижения высоких технологий. Поэтому мы в Чувашии обязаны преобразовать традиционную промышленность в современную, высокотехнологичную, с большой интеллектуальной добавленной стоимостью, а также сферу услуг. Соответственно, наша государственная политика поддержки промышленности, как со стороны Кабинета Министров, так и со стороны Государственного Совета, должна усиливаться активной поддержкой научных школ, направлений и разработок, выходящих на технологии ХХI века.

В настоящее время в республике реализуется масштабный проект по созданию Республиканской информационно-аналитической системы, включающий в себя развертывание телекомуникационных сетей и пунктов общественного доступа, создание информационных сетей и ресурсов органов власти, реинжиниринг и оптимизацию информационного обеспечения деятельности органов власти. Эти работы проводятся с привязкой к базовым положениям федеральной целевой программы "Электронная Россия на 2002-2010 годы" и во многом опережают ее. Ведущими международными экспертами проект РИАС признан лучшим и передовым в масштабе всей Российской Федерации.

Профессионалы, а также хорошо информированные люди понимают, что проект, связанный с высокими информационными технологиями, является локомотивным проектом и обеспечит исторический рывок в развитии республики. В первую очередь - в развитии ее интеллектуальной составляющей. Результаты нашей работы в этой сфере, которые уже на сегодня заметны в России, будут очевидными для всех живущих в Чувашии буквально в ближайшие годы. Я уверен, что за реализацию этого проекта наши потомки отметят, насколько мы оказались точными в определении приоритетов для обеспечения быстрого и мощного развития чувашского общества в ХХI веке.

Для создания хороших рабочих мест мы должны стимулировать расширение торговли. Завоевание новых российских и зарубежных рынков для чувашских производителей товаров и услуг также создает новые рабочие места. Мы с вами должны быть активно действующей единой властью, содействующей расширению торговли товарами и услугами из Чувашии. Но необратимого исторического успеха мы достигнем только в том случае, если будем исходить из того, что наша цель состоит еще и в том, чтобы уменьшить зависимость людей от властных структур и чиновников. Для этого нужно, чтобы политика и республиканских, и муниципальных органов власти, и Кабинета Министров, и Государственного Совета была направлена, прежде всего, на то, чтобы предоставить каждому жителю Чувашии возможность найти себя в предпринимательстве или на другом достойном рабочем месте. Найти себя и выполнять свои обязанности так, как того требует сегодняшняя жизнь, которая оценивает нашу работу, нашу продукцию на свободном рынке. Поэтому надо сказать, что хорошие рабочие места ждут хороших, квалифицированных, добросовестных рабочих и специалистов, а не "троечников".

Малое предпринимательство является основой развития экономики. Оно способствует ее росту, внедрению новых технологий, рациональному распределению ресурсов, оно обеспечивает условия для повышения жизненного уровня широких слоев населения. Создавая новые рабочие места, производя необходимые обществу товары и услуги, выступая одновременно и потребителем различной продукции малые предприятия должны занимать все более заметное место в экономике страны и Чувашии. В ведущих странах малый бизнес дает более 50% ВВП и обеспечивает занятость около 60% населения.

Учитывая значимость развития предпринимательства я предлагаю дополнительные меры по его развитию: установление налоговых льгот, формирование благоприятной предпринимательской среды и правовой защищенности, расширение взаимодействия малого и крупного бизнеса.

Особая тема нашей совместной ответственности - дальнейшее улучшение инвестиционного климата и продолжение прогрессивной долгосрочной налоговой стратегии, ибо хорошие рабочие места зависят от стимулирующей развитие производства и торговли налоговой политики. Поэтому создание благоприятной налоговой зоны в Чувашской Республике - важнейшая задача, стоящая перед Кабинетом Министров и Госсоветом. Как для стратегического экономического роста, так и эффективной социальной защиты жителей Чувашии налоговая система, стимулирующая развитие производства и услуг, тем самым - и потребительского спроса населения, должна стать постоянно действующим фактором в республике. Нам нужно создавать все необходимые условия для интенсивного привлечения инвестиций на наши заводы и модернизацию оборудования, уменьшая налоговое бремя для предприятий, предпринимателей и работников с тем, чтобы люди имели больше денег, чтобы они могли тратить эти деньги для удовлетворения своих повседневных нужд.

Уважаемые депутаты!

Нам надо активно работать вместе в предстоящие месяцы и годы и над другими вопросами, в особенности, в политике поддержки сельского хозяйства, всего агропромышленного комплекса и развития сельской местности в целом. Государственная программа дополнительной поддержки АПК основана на достигнутом нами фундаменте экономического развития Чувашии за последние 3-4 года. Для Чувашской Республики сельское хозяйство не может быть приоритетом одного года. Это означает, что мы должны прибавлять наши усилия по поддержке крестьян и улучшению крестьянского быта.

Мы не должны удовлетворяться тем фактом, что по материалам обследования Минсельхоза России Чувашская Республика относится к числу 15 регионов с наиболее благоприятной динамикой валовой продукции сельского хозяйства, что отрасль конкурентоспособна. Первоочередной задачей для нас является обеспечение равного доступа к объектам общественной инфраструктуры городского и сельского населения за счет газификации и строительства подъездных автодорог до каждого населенного пункта. Планируется усилить государственную поддержку на стимулирование индивидуального жилищного строительства и развития подсобных хозяйств. Развертывается приоритетная модернизация сельской школы, в том числе за счет компьютеризации. На очереди также программа "Школьный автобус", которая заработает уже к началу учебного года.

Началось существенное для крестьянина обновление устаревшего парка сельскохозяйственной техники на основе лизинга, и в ближайшие два года мы планируем обеспечить приобретение не менее 200 комбайнов и 500 тракторов. Приоритетом государственной поддержки будут элитное семеноводство и племенное животноводство.

Но как бы ни обновлялась техника, сколько бы ни выделялось денег в АПК, главная революция должна произойти в сознании людей, работающих на земле. Село более консервативно к переменам. Мы не добьемся коренных изменений в сельском хозяйстве без концентрации средств производства и земли в руках эффективных собственников. И этот процесс будет продолжен. Будем создавать современные информационно-маркетинговые системы в районах республики с более активным использованием Республиканской информационно-аналитической системы и интернет-возможностей. Сегодня компьютеры начинают встраивать в новые модели комбайнов, и если уж жизнь заставляет комбайнера переходить на новые технологии, то руководству, всем сельским специалистам непозволительно отставать в этих вопросах.

Все должны осознавать, и еще раз это принципиально подчеркиваю: хорошие рабочие места начинаются с хороших, современных школ. И здесь у Чувашии есть прекрасное начало. Мы выдержали конкурс, признаны пилотным регионом в России, значит, можем и должны осуществить такую модернизацию образования, чтобы это стало историческим достижением для судьбы нашего народа. Программа модернизации образования состоит, в частности, в следующих наших действиях: учреждение 1000 именных стипендий для представителей молодежи и студентов за особую творческую устремленность; создание сети из 201 базовой средней школы в сельской местности, оснащенных новейшим учебным оборудованием и компьютерной техникой; включение всех нуждающихся семей в республиканскую программу "Школьный автобус", для реализации которой мы планируем приобрести не менее 70-80 автобусов; внедрение в образовательную систему республики единого государственного экзамена; повышение качества знаний сельских школьников и конкурентоспособности выпускников, для чего уже на 2002 год увеличены расходы на обучение одного сельского школьника в 2,1 раза; акцент в деятельности школы на воспитание детей, особенно - на привитие им навыков здорового образа жизни; введение старшей профильной школы по гуманитарному, естественнонаучному и другим направлениям, что повысит уровень подготовки выпускников школ и в значительной степени заменит репетиторство и платные курсы при вузах, что заметно снизит издержки для малоимущих семей; обеспечение условий для свободного владения выпускниками профильных классов средних школ компьютером и языком международного бизнеса и коммерции - английским, начало изучению которых будет положено уже во 2-м классе; широкое внедрение в общее образование современных информационных технологий обучения, в том числе - дистанционного обучения; реализация программы "Интернет в каждой школе республики" до 2005 года; использование потенциала высшей школы для обучения иностранных студентов на коммерческой основе, расширение участия наших студентов и преподавателей в международных научных и образовательных программах; создание на базе 11 ресурсных центров системы начального и среднего профессионального образования и переподготовки взрослого населения по широкому спектру современных истребованных на рынке профессий; создание эффективной системы управления и развития через подготовку высшего и среднего звена руководителей в соответствии со стандартами Европейской сертификации качества; особая, исторически значимая задача Кабинета Министров и Государственного Совета, а также муниципальных органов - усиление финансирования программ развития национальных культур и языка, а также формирование культурной среды с учетом наступления ХХI века - века "мира без границ". Это предполагает организацию международных и межрегиональных культурных мероприятий и акций, укрепление культурных связей между регионами, что в свою очередь ведет к появлению так называемого синергетического эффекта, совместного многоэффективного действия, позволяющего наиболее полно использовать ресурсы регионов в пользу Чувашии.

Уважаемые депутаты!

Интересная работа и хорошая зарплата могут потерять смысл и ценность в один день, если не будет хорошей системы здравоохранения. Мы за последние годы сумели создать фундамент того, что на 2002 год запланировали историческое за последние 10 лет увеличение расходов на охрану здоровья - в 2,4 раза. Многое сделано для ветеранов, нашего старшего поколения. Им предоставлена наиболее современная система, которая включает в себя резкое увеличение государственной поддержки. Для обеспечения бесплатными лекарственными средствами инвалидов и ветеранов, для зубопротезирования выделены целевые средства, сумма которых в 6 раз превышает ассигнования 2000 года. Наличие в республике персонифицированного учета льготной помощи позволило обеспечить не только гарантированные объемы, но и самое важное - адресность ее оказания.

Но это только начало политики, которую мы заложили в программу обеспечения эффективной защиты здоровья населения республики. Ее основные мероприятия заключены в следующих действиях: обеспечениe безопасного материнства и охраны здоровья детей - через укрепление материально-технической базы перинатальной службы, через достижение максимальной отдачи от работы ГУЗ "Республиканский перинатальный центр", через создание межрайонных родильных домов, через развитие специализированной медицинской помощи на базе ГУЗ "Республиканская детская клиническая больница" и МУЗ "Детская больница тракторостроителей"; реорганизация системы медицинского обслуживания населения с обеспечением приоритетности первичного звена. Создание не менее 100 офисов врача общей практики - семейного врача (с приоритетом их размещения в сельской местности); организация 10 межрайонных диагностических и травматологических центров, а также отделений скорой медицинской помощи с концентрацией новейшего медицинского оборудования и технологий, позволяющих приблизить специализированную медицинскую помощь к населению и улучшить клинические результаты лечения.

Известно, что легче и дешевле предупредить болезнь, чем лечить ее. Значит, мы обязаны проводить активную пропаганду здорового образа жизни, создать в каждом дворе и в каждой деревне спортивную площадку хотя бы с самыми простыми, но эффективными спортивными сооружениями - волейбольной площадкой, хоккейной коробкой, перекладиной и т.п. А кто должен отвечать за эти вопросы, как не органы самоуправления в городах и районах.

Самые неотложные задачи для всех уровней власти и общественности - это стимулирование развития семейной и массовой физической культуры и спорта, это сокращениe потребления алкоголя, борьба со сложившейся безобразной и преступной массовой "культурой" принудительного спаивания гражданами друг друга, гостей, уходящей в армию молодежи, это расширение перечня мест, запрещенных для курения, противодействие распространению наркомании, особенно - в подростковой и молодежной среде. Наркомания является огромной проблемой современного общества и является угрозой будущему. Кроме того, эта проблема связана с успехом или неуспехом борьбы с преступностью, а также с незаконным оборотом денег. Акцент в борьбе с наркоманией следует сделать на профилактике и пропаганде здорового образа жизни населения республики, а также на улучшении системы здравоохранения. Можно и нужно отметить как существенный фактор в политике достигнутый низкий уровень преступности и улучшение работы системы правоохранительных органов, доверие к которым, как показывают регулярные социологические опросы, выросло у большинства населения.

Чрезвычайно важно укреплять репутацию республики с надежным правопорядком, где и население, и бизнес защищены от криминалитета и рэкета.

В прошлом году в Чувашской Республике приступили к работе 59 мировых судей, деятельность которых значительно повышает эффективность системы защиты прав граждан. Проведенная в 2001 году Государственным Советом и Министерством юстиции Чувашской Республики работа позволила обеспечить рассмотрение мировыми судьями более 22 % уголовных и более 61 % гражданских от всех рассмотренных судами дел. В такой ситуации граждане имеют право требовать от судебной системы существенного повышения качества защиты прав человека и законных интересов всех субъектов права.

Новое явление не только в политике, но и в истории Чувашии - активное развитие международных и межрегиональных отношений - также поможет привлечь инвестиции в республику, будет способствовать увеличению товарооборота, поможет наладить экспорт продуктов, а не ресурсов, что является ключевым для развития таких регионов России, как Чувашия.

Международное сотрудничество возможно не только путем установления экономических связей с другими странами и регионами, но также путем сотрудничества в сферах науки, культуры и спорта. Международные отношения в области науки будут способствовать повышению образовательного уровня населения, внедрению новых идей и технологий в промышленности. Взаимодействие в культурной сфере поможет наладить обмен культурными программами между регионами. Сотрудничество в области спорта будет способствовать обмену опытом между спортивными школами, а также проведению межрегиональных и международных соревнований, которые повысят и спортивную подготовку граждан, и, что крайне важно, моду на спортивный стиль жизни (вместо пивного стиля) для подрастающего поколения.

Развитие туризма также является очень важной сферой приложения наших сил. Мы можем и должны использовать и великую реку Волгу, и природную красоту нашей республики для привлечения дополнительных денежных ресурсов. Для этого нам необходимо развивать инфраструктуру республики, гостиничный бизнес, "конгрессный" туризм.

Уважаемые депутаты!

Программа самых основных и необходимых социально-экономических преобразований до 2005 года в республике определена, а ее реализация позволит Чувашии достичь новых прогрессивных и качественных рубежей.

Предусмотренная Программой социально-экономическая модель, направленная на задействование основных факторов динамичного развития экономики, обеспечит стабильные и устойчивые темпы прироста и валового регионального продукта, и промышленного производства, и сельского хозяйства, а также инвестиций в основной капитал. Причем по темпам - выше среднероссийских. Реализация Программы позволит закрепить наметившуюся положительную тенденцию роста реальных доходов и потребительского спроса населения, существенно увеличить долю среднедоходных групп населения, значительно сократить численность граждан с доходами ниже прожиточного минимума.

Реализация Программы позволит обеспечить устойчивый рост в сфере торговли и платных услуг населению, чему будет способствовать повышение потребительского спроса. Ускоренное развитие общественной инфраструктуры создаст гораздо более комфортные и отвечающие современным требованиям условия для проживания, труда, быта, отдыха, обучения, поддержания физического и духовного здоровья населения Чувашской Республики. По сути, это первая концепция развития республики, столь конкретно и в то же время фундаментально разработанная.

Должен подчеркнуть, что Программа основана на восьмилетней практике управления республикой в труднейший период. Нами был учтен лучший мировой опыт, взяты на вооружение и трансформированы для наших условий наиболее грамотные экономические и социальные модели.

Предлагаемая Программа развития республики вырабатывалась и уже осуществляется по многим направлениям не один год и многими людьми, но воплотиться - в целом и социально-эффективно - она может и должна в достаточно сжатые сроки и при активной поддержке сотен тысяч рук.

Принципиально, что Программа не ограничивается определением только экономических приоритетов. Это - комплексная программа общественного развития Чувашии как социума.

Разработка Программы основных социально-экономических преобразований - не самоцель. Главное - сформировать в Чувашской Республике современные и социально прогрессивные рыночные инструменты эффективного управления в демократическом обществе, чтобы в полной мере обеспечить людей необходимыми товарами и услугами, стимулировать дальнейшее развитие экономики, осуществить защиту малообеспеченных слоев населения, сохранить духовный потенциал общества.

Программа должна помочь обеспечить свободу каждому жителю республики устраивать свою жизнь так, как это отвечает - в рамках стимулируемых государством и обществом ценностей - его личным желаниям и представлениям.

Необходимым условием успеха в реализации представленной Программы является требование, чтобы и законодательная, и исполнительная ветви власти, и республиканский, и муниципальный уровни в республике действовали как единая слаженная команда.

Уважаемые парламентарии!

Хочу отметить высокую квалификацию и эффективность работы депутатов Государственного Совета в минувшем году. Впервые в практике работы законодательного органа республики достигнута такая высокая результативность. Я благодарен за такую работу депутатам Государственного Совета Чувашской Республики. Вы в целом всегда проявляете понимание и поддерживаете меня в моих усилиях по самым важным вопросам внутренней политики, направленной на необходимые, прогрессивные преобразования во всех сферах экономики и социальной жизни.

Человеческий фактор в реализации намеченной Программы - самый главный. Он даже важнее материальных и денежных ресурсов. Ведь нередко для выполнения заявленных целей требуются не денежные ресурсы. В работу необходимо включить каждого труженика Чувашии, прежде всего - его интеллектуальную энергию и волю. Мы говорим: "Телей пахнипе килмест" - "Человек - кузнец своего счастья" или, иначе говоря, - "Счастье не приходит к тому, кто сидит и ждет". Ясные и понятные цели способны увлечь людей, понимание происходящего мобилизует силы, превращает пассивного человека в активного, созидающего. Поэтому высокие требования будут предъявлены мной к информационной политике органов власти. Какие бы хорошие законы, какие бы замечательные постановления ни принимались Государственным Советом и Кабинетом Министров, если они не доведены до народа, до конкретных людей, или доведены, но в виде чиновничьей бумаги, а не четкой и внятной цели и задачи - грош цена всем нашим начинаниям. Мы не получим главной поддержки - народной. Поэтому мы должны каждый день убеждать, разъяснять, доказывать, формировать менталитет человека-Созидателя.

У нас нет времени и ресурсов для неудачных экспериментов. Поэтому я сегодня предлагаю Программу, выстраданную и апробированную в нашей предыдущей совместной работе. А предстоящие четыре года, направленные на выполнение Программы основных преобразований, будут во многом решающими в истории Чувашии. Ибо результаты преобразований должны гарантировать необратимость нашего движения вперед, необратимость устремленности Чувашии в ХХI век. Мы устойчивы в стремлении к своей цели и должны еще больше работать вместе, понимая и помогая друг другу.

Спасибо, спасибо всем за внимание.