На Украине политики и эксперты обсуждают процесс борьбы с коррупцией. В частности, они отмечают снижение махинаций в сфере госсзакупок, где была внедрена система ProZorro.

При этом депутат от фракции «Самопомощь» Александр Опанасенко не согласился с мнением внефракционного депутата, члена антикоррупционного комитета рады Дмитрием Добродомовым о том, что на Украине вырос уровень коррупции.

«У нас много сфер, откуда ушла коррупция. В госзакупках действительно работает система ProZorro. Да, там есть определенные недостатки, с точки зрения процедуры там можно немного усовершенствовать систему. Но в своем большинстве в госзакупках уровень коррупции намного снизился», — сказал Опанасенко 25 апреля в эфире канала «112 Украина».

Он призвал правоохранительные органы активизировать рассмотрение уголовных дел в отношении депутатов, с которых бала снята неприкосновенность.

«С начала каденции (Рады) мы семь или восемь раз снимали с народных депутатов неприкосновенность. Где финальные приговоры относительно коррупционных вещей по тему же господину Клюеву (внефракционный депутат Сергей Клюев — ИА REGNUM ), господину Новинскому (депутат от «Оппозиционного блока» Вадим Новинский — ИА REGNUM ), по господину Розенблату (внефракционный депутат Борислав Розенблат — ИА REGNUM ), где финальная точка… С другой стороны есть кричащие вещи с распределением недр. Помним, какой был скандал с литиевыми залежами, которые за бесценок перешли к окружению президента. Нет ключевого. Можно бесконечно бороться с коррупцией, но это борьба с симптомами, но не с причинами», — рассказал Опанасенко.

Депутат также призвал снизить долю госпредприятий в украинской экономике.

«Причина коррупции в том, что в экономике сохраняется большая доля государства. Мы проголосовали неплохой закон по приватизации… Нужно избавляться от государственных предприятий. Госпредприятие — источник коррупционных действий. Часто их не приватизируют, а приватизируют менеджмент. Мы знаем много случаев, когда предприятия работаю убыточно, но на прибыль того, кто его контролирует. Также нужно проводить дерегуляцию и снижать функции государства. Нужно либерализировать рынок. Таким путем мы сузим долю сфер, где коррупция может проявляться», — подытожил Опанасенко.

Кроме того, советник министра МВД Украины Зорян Шкиряк призвал раду ужесточить наказание для коррупционеров.

«Если говорить о системе госзакупок, то тут действительно коррупции стало намного меньше… Хочу поддержать нынешний парламент при всей его скандальности, при всей его неоднозначности. В истории Украины этот парламент сделал больше, чем все предыдущие. Создана масса антикоррупционных органов … Когда мы говорим, что нет приговоров, то тут я соглашусь. Пока первые топ-коррупционеры не поедут на 10−15 лет за решетку, неверие людей будет оставаться. Но говорить о том, что у нас уровень 2013 года — это безответственно, это некорректно, это махровый популизм, который является большей угрозой, чем коррупция», — считает Шкиряк.

Как сообщалось, в январе 2018 года верховная рада приняла закон №7066 «О приватизации государственного и коммунального имущества». Документ предусматривает упрощение градации объектов приватизации — остается большая приватизация со стоимостью активов более 250 млн грн и малая. В перечень тех, кто не может быть покупателем госсобственности, добавили представителей Российской Федерации; юрлиц, данные о бенефициарных владельцах которых не раскрыты; физических и юридических лиц, находящихся под санкциями и прочие.

Напомним, ранее внефракционный депутат Добродомов заявил, что сегодня в Украине уровень коррупции выше, чем в 2013—2014 гг.

«В прошлом году за топ-коррупцию реальные термины получили двое людей и то уровня райадминистрации. В общем 58 людей отделались штрафами, еще в отношении 18-ти дела вообще ничем не завершились, восемь находится на рассмотрении в судах. Все остальное — громкие задержания, фильмы в верховной раде не приводят к главному — к результату», — считает Добродомов.