Сибирский полпред обращает внимание руководства республики Алтай на нарушения и недочеты в ликвидации последствий прошлогоднего землетрясения

Горно-Алтайск, 1 апреля 2004, 12:17 — REGNUM  В Республике Алтай необходимо ускорить работы по восстановлению и строительству жилых домов и решить вопрос по обеспечению жильем граждан, изъявивших желание сменить место жительства. Как сообщили ИА REGNUM в окружном информационном центре "Сибирь", об этом говорится в письме полномочного представителя президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Леонида Драчевского председателю Правительства республики Михаилу Лапшину.

Письмо было направлено по результатам проверки, проведенной Сибирской окружной инспекцией в Республике Алтай в феврале нынешнего года по фактам, названным в обращении на имя полпреда жителей села Бельтир. В частности, речь в этом обращении шла о том, что деньги на восстановление разрушенного жилья расходуются без учета интересов жителей пострадавшего села: "Тендер выиграли те, за кем стоят покровители из вышестоящих органов власти, администраций. Из местных жителей села Бельтир только один смог выиграть тендер на строительство 20 домов, при этом желающих не допустили к тендеру, выискивая всякие причины, оповестили очень поздно. Мы до сих пор не знаем, какие дома будут строить для нас, ни проекта, ни плана постройки не видели".

В ходе своей работы комиссия обнаружила ряд недостатков и упущений в организации и проведении работ по ликвидации последствий землетрясения, а также столкнулась с нежеланием республиканских чиновников предоставить необходимую информацию. В связи с этим в письме полпреда на имя Председателя Правительства Республики предложено "рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц исполнительной власти республики, не обеспечивших своевременное и полное представление информации комиссии Сибирской окружной инспекции".

Главному федеральному инспектору в Республике Алтай поручено дать ответ жителям села Бельтир по существу поднятых ими в обращении на имя полномочного представителя Президента вопросов, а также проконтролировать действия исполнительной власти по устранению выявленных недостатков.

По вопросам, поднятым в обращении жителей с. Бельтир от 17.02.2004 г., проведена проверка, в ходе которой выявлены недостатки и упущения в организации и проведении работ по ликвидации последствий землетрясения в сентябре-октябре 2003 г. в Республике Алтай.

В значительной мере тревога жителей села объясняется отсутствием достоверной информации о фактическом положении дел с получением, распределением и использованием средств, слабой работой с людьми по разъяснению правовых норм в вопросах назначения и порядка использования средств, выделенных на строительство жилья и, главное, затянувшимся решением вопроса о строительстве домов. Органы исполнительной власти не приняли меры по информированию населения в средствах массовой информации о принимаемых решения по вопросам строительства разрушенного жилья, не опубликовали утвержденные списки семей лишившихся жилья и списки граждан на получение единовременной материальной помощи, как это предусмотрено постановлением Правительства Республики Алтай от 9 ноября 2003 г. № 298 и распоряжением Правительства Республики Алтай от 22 декабря 2003 г. № 659р.

Возникшая конфликтная ситуация явилась результатом недоработок Правительства Республики Алтай по организации и осуществлению всего комплекса мероприятий, связанных с проведением обследования поврежденных объектов, оформлением списков пострадавших граждан, а также развертыванием работ по строительству жилых домов и распределению их в соответствии с составленными списками нуждающихся в жилье семей. Вследствие слабой организации работ были сорваны сроки по своевременному представлению (не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации) в Правительство Российской Федерации соответствующих документов для выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, как это предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 810. В связи с некачественным оформлением документов согласование с МЧС России размеров затрат на аварийно - восстановительные работы и списков пострадавших граждан на получение единовременной материальной помощи затянулось на два месяца и завершилось лишь 22 января 2004 года.

Одной из причин затягивания сроков согласования документов явилось то обстоятельство, что расчеты на возмещение затрат были произведены с использованием сметно-нормативной базы 1984 года, которая утратила силу. Применение для расчетов устаревшей сметно-нормативной базы органы исполнительной власти Республики Алтай объясняют отсутствием в республике действующих сметных нормативов.

Проверка выявила низкий уровень организации работы в Правительстве Республики Алтай по выполнению принимаемых решений, осуществлению контроля за их реализацией. Правительство Республики Алтай трижды утверждало планы по ликвидации последствий землетрясения, но ни один из них не был выполнен. При этом анализ причин срывов их выполнения не проводился, меры ответственности к должностным лицам органов исполнительной власти республики, виновным в этом, не применялись.

Правительство Республики Алтай практически не осуществляет софинансирование расходов на работы по строительству разрушенного жилья, инженерной и социальной инфраструктуры за счет средств бюджета Республики Алтай, как это предусмотрено п.4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2003 г. № 1586-р. В 2003 году на указанные цели из федерального бюджета поступило 186,4 млн. рублей (в том числе на строительство жилья - 86,2 млн. рублей), а из бюджета Республики Алтай средства не выделялись. В 2004 году на строительство разрушенного жилья, инженерной и социальной инфраструктуры из бюджета Республики Алтай запланировано направить всего 7,9 млн. рублей, из них на строительство жилья - 1,9 млн. рублей. При этом не предусмотрено выделение средств на строительство жилья, инженерной и социальной инфраструктуры в с. Бельтир.

Несмотря на остроту проблемы с обеспечением пострадавших от землетрясения жильем, оказанием услуг населению, органы исполнительной власти республики не обеспечили своевременное использование средств, направленных из федерального бюджета на строительство жилья, объектов образования, здравоохранения и инженерной инфраструктуры. Предназначенные для этого средства (186,4 млн. рублей) поступили в республику в декабре 2003 г. (в том числе на строительство жилья - 10 декабря 2003 г.), а их освоение началось в феврале 2004 г. только на объектах жилищного строительства. На 1 марта 2004 г. заказчик-застройщик - Государственное учреждение Республики Алтай "Управление капитального строительства по ликвидации последствий землетрясения" освоил всего 17,7 млн. рублей (9,5%). Денежные средства на строительство объектов здравоохранения и образования в сумме 87,2 млн. рублей на момент проверки находились на счетах Министерства финансов Республики Алтай.

Негативные последствия промедления в развертывании восстановительных работ, помимо "замораживания" поступивших средств, усугубляются тем, что территория республики подвержена продолжающимся сейсмическим проявлениям, из-за разрушительных действий которых нарастают как объемы предстоящих ремонтно-восстановительных работ, так и потребность в строительстве новых жилых домов и объектов социально-культурного назначения.

По состоянию на 1 марта 2004 г. в результате землетрясения разрушены или непригодны к проживанию в общей сложности 487 домов. Необходимо построить 29 объектов социально-культурного назначения. В этих условиях требуют безотлагательного решения вопросы наращивания производства строительных работ и их финансирования.

В связи с неопределенностью в решении этих вопросов особую остроту может приобрести та конфликтная ситуация, которая проявилась в с. Бельтир и п. Акташ, где 49 человек, лишившихся жилья и изъявивших желание поменять место жительства, обратились в Правительство республики с требованием решить возникшую проблему путем предоставления гражданам средств из федерального бюджета, открывая для этого лицевые блокированные счета или выдавая жилищные сертификаты. Разрешению этой проблемы путем проведения разъяснительной работы среди населения Правительство Республики Алтай не уделяет должного внимания. В ходе проверки комиссии не представлены какие-либо нормативные правовые акты, планы мероприятий, иные документы, определяющие действия органов исполнительной власти республики по решению назревающих проблем.

Правительство Республики Алтай не приняло необходимые организационные меры, обеспечивающие требуемый учет и контроль за распределением поступившей в республику гуманитарной помощью. Не разработано положение о созданном в республике Фонде помощи пострадавшим в результате землетрясения, которое регламентировало бы порядок использования благотворительной помощи.

Министерство по делам ГОЧС и Минпромстройжилкомхоз республики не выполнили возложенные на них обязанности по организации полного учета, ведению общего реестра поступившей помощи и единого реестра лиц и организаций, которым выдана гуманитарная помощь. Центральным складом по приему поступающего имущества в соответствии с распоряжением Правительства республики от 15 октября 2003 г. № 514-р была определена база ОАО "Горно-Алтайский агроснаб" в с. Майма, услуги которой по переработке гуманитарной помощи в сумме 178,0 тыс. рублей оплачены из средств Фонда без достоверно обоснованного документального подтверждения произведенных расходов.

Поступающие в Фонд помощи пострадавшим денежные средства аккумулировались на внебюджетном счете Министерства республики по делам ГОЧС и расходовались на основании распоряжений Правительства Республики Алтай. Часть расходов, осуществляемых из Фонда помощи пострадавшим, не в полной мере соответствует целям и задачам, для которых он создавался. Так, по распоряжению Правительства Республики Алтай от 24 декабря 2003 г. № 667-р оплачены в сумме 69,1 тыс. рублей командировочные расходы по трем командировкам заместителя Министра по делам ГОЧС республики. Издано распоряжение Правительства Республики Алтай от 17 февраля 2004 г. № 50-р об оплате работ ОАО ТПИ "Омскгражданпроект" по проектированию административного здания отделения федерального казначейства по Кош-Агачскому району в сумме 243,0 тыс. рублей, в то время как на это предусмотрено выделение средств из федерального бюджета.

В республике не определено юридическое лицо - организатор конкурсов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. Конкурс на определение проектной организации на проектирование жилых домов проведен с нарушением федерального законодательства. Был ограничен круг участников конкурса, объявление о проведение конкурса не было опубликовано в средствах массовой информации. В результате заключены договора с некоторыми проектными организациями, профессиональный уровень которых не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры. Так, обследование жилых домов в п. Акташ, пострадавших от землетрясения, проведено ЗАО ПО "Бийскэнергомаш", представленные им предложения по восстановлению конструкций зданий, по заключению управления Главгосэкспертизы России, не обеспечивают устойчивость, надежность и безопасность эксплуатации многоквартирных двух- и трехэтажных домов. Проекты возвращены на полную переработку. ОАО "Горно-Алтайсккоммунпроект" при разработке проектов жилых домов допустило множество отступлений от требований строительных норм, в том числе от требований обеспечения сейсмичности строений. На устранение ошибок потребовалось более месяца. Проект на жилые дома был завершен лишь 1 марта 2004 года.

В результате задержки в разработке проектной документации на жилые дома, непродуманных решений органов исполнительной власти республики по выбору и смене заказчиков-застройщиков было начато строительство 54 домов в конце февраля 2004 г. по проектной документации, не прошедшей государственную экспертизу, выполненной с отступлением от действующих норм, в том числе без учета результатов геологических изысканий конкретных площадок под жилые строения, а, следовательно, не прошедшим госэкспертизу проектам фундаментов домов.

Существенные нарушения допущены и при проведении конкурса на определение генеральных подрядных организаций на строительство жилых домов. Объявления о проведении конкурса, а также отчет о его результатах в средствах массовой информации не опубликованы, состав и оформление конкурсной документации не в полной мере соответствовали предъявляемым к ним требованиям и не позволяли объективно оценить производственные возможности и финансовое состояние претендентов. Проверка представленной конкурсной документации показала, что по 7 из определенных 19 лотов победителями признаны организации и индивидуальные частные предприниматели, в лицензиях которых не предусмотрено осуществление функций генерального подрядчика.

В республике не выполнено распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 октября 2003 г. № 1523-р, предусматривающее оказание единовременной материальной помощи в сумме 4115 тыс. рублей гражданам, пострадавшим от землетрясения, из резервного фонда Правительства Российской Федерации. Распоряжение Правительства Республики Алтай от 11 ноября 2003 г. № 576-р устанавливает выплату материальной помощи гражданам по 1000 рублей. Указанные средства поступили в республику в третьей декаде ноября 2004 г. и перечислены в отделения Сбербанка России для зачисления на лицевые счета пострадавших граждан. Однако, как показала проверка, в Улаганском районе не выплачено 32,0 тыс. рублей, в том числе в п. Акташ - 23,0 тыс. рублей. Министерство финансов Республики Алтай не осуществляло контроль за использованием указанных средств и не владеет информацией о ходе выплаты пострадавшим гражданам единовременной материальной помощи.

Экспертно-аналитическим отделом департамента федеральной поддержки территории МЧС России согласованы списки граждан республики, пострадавших от землетрясения, на выплату единовременной материальной помощи в количестве 11926 человек. Однако на момент проверки из-за задержки в подготовке и согласовании списков денежные средства на эти цели в необходимом количестве не получены.

Органами исполнительной власти республики не организован контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на ликвидацию последствий землетрясения. Отдел по финансовому контролю Министерства финансов Республики Алтай был сокращен 12 июля 2003 г. и с тех пор последующий контроль целевого использования бюджетных средств и финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений Республики Алтай не осуществлялся.

В ходе проверки некоторые должностные лица Минпромстройжилкомхоза, игнорируя неоднократные обращения комиссии, предпринимали попытки уклониться от предоставления требуемых документов и информации, перекладывали возложенные на них задачи на другие должностные лица.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.