В белорусско-китайском индустриальном парке «Великий камень» складывается несколько тревожная для официального Минска ситуация. В парке зарегистрировано уже большое число резидентов, однако строительство объектов они пока не начинают. Эта проблему в эфире телеканала СТВ в воскресенье, 15 апреля, обозначил заместитель главы администрации президента Николай Снопков.

По его словам, в «Великом камне» свои предприятия готовы построить десять уже зарегистрированных инвесторов, ещё 25 резидентов возведение своих объектов здесь только планируют. Нерасторопность многих резидентов беспокоит белорусские власти, поэтому совет акционеров парка определил для них специальный алгоритм действий.

Для резидентов установлен регламент строительства объектов, в рамках которого можно будет сохранить статус в индустриальном парке. При несоблюдении ограничений по времени свой статус резиденты теряют. Кроме того, в скором времени ожидается вход в парк немецкой управляющей организации одного из крупнейших речных портов Европы Duisburger Hafen AG.

Читайте также: Колониальный «Великий камень»: новый Гонконг или кабала для Минска?

Напомним, что строительство белорусско-китайского «Великого камня» началось в 2010 году. Планировалось, что этот индустриальный парк, на 60% подконтрольный Пекину, станет налоговой гаванью, свободной таможенной зоной, где должны будут разместиться китайские высокотехнологичные производства. Однако со временем приоритеты китайской стороны несколько изменились: теперь среди множества китайских приоритетных проектов «Великий камень» станет логистическим центром, который смогут использовать для перевалки китайских товаров на границе с ЕС. Парк площадью в 205 квадратных километров станет китайским опорным пунктом на территории Белоруссии и одной из точек экономического пояса нового Шелкового пути.

Минск возложил большие надежды на этот парк, позиционируя его как амбициозный совместный с Китаем проект, но серьёзных результатов всё нет. Это при том, что на территории «Великого камня» резиденты имеют беспрецедентные льготы, а изначальный порог инвестиций снижен до 500 тысяч евро. Многие уступки, на которые пошли белорусские власти ради иностранных инвесторов, Минск не предоставляет даже российским партнёрам в рамках Союзного государства. Также президент республики Александр Лукашенко в 2017 году на встрече с главой комитета по контролю и управлению госимуществом КНР Сяо Яцином говорил о возможности создания в индустриальном парке высокотехнологичных предприятий военно-промышленного комплекса.

Читайте также: Почему в Минске туземцы, а в Пекине — бусы: «Великий Камень»

Однако, несмотря на все громкие заявления чиновников о важности проекта, для самой Белоруссии реальные перспективы «Великого камня» пока остаются туманны. Во-первых, как отмечают многие экономисты, из-за того, что инвесторы в парке не будут платить ввозной НДС, налог на прибыль в течение десяти лет, будут действовать многие другие льготы, за это время белорусский бюджет не получит ничего или почти ничего от этого проекта. По самым пессимистическим прогнозам экспертов, «Великий камень» начнет приносить деньги республике примерно через 20 лет после начала работы. Во-вторых, сегодня у Китая и Белоруссии не много общих интересов, главным выгодополучателем в любом случае останется Китай, в то время как Белоруссии достанутся лишь небольшие проценты.