Томская область приступила к разработке собственной стратегии развития связи и телекоммуникаций

Томск, 1 апреля 2004, 09:28 — REGNUM  Томская область приступила к разработке собственной стратегии развития связи и телекоммуникаций. Для разработки текста документа участники проходящего в Томске ежегодного семинара-совещания "Состояние и перспективы развития информатизации Томской области - ТОМНЕТ-2004" приняли решение сформировать рабочую группу с участием представителей органов власти и компаний-операторов связи. Председатель комитета информатизации обладминистрации Владимир Клюев сообщил корреспонденту ИА REGNUM, что основными задачами будущей стратегии станут создание равных конкурентных условий для развития отрасли связи и информатизации, выполнение социального заказа по обеспечению минимального уровня доступности связи и информационных ресурсов на территории области.

"Комитет по информатизации, как один из организаторов форума, ставил своей целью организовать открытое обсуждение путей взаимодействия органов власти с традиционными и альтернативными операторами связи на территории области в рамках принятого недавно новой редакции федерального закона "О связи", - заявил Владимир Клюев.

Участники дискуссии единодушно признали, что основным "камнем преткновения" на пути развития телекоммуникационного бизнеса по-прежнему являются "телефонные сети общего пользования" (ТфОП), а так же связанные с эти понятием процедуры присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия. Президент группы компаний "ТОМЛАЙН" (г. Томск) Константин Борисов, выступивший с основным докладом на эту тему, считает, что действующий федеральный "Закон о связи" в его последней редакции не способствует появлений полноценной конкурентной среды в отрасли по технологическим и экономическим причинам.

Технологические проблемы создаются самим понятием единой системы ТфОП и требованием закона о совместимости технологий связи, оборудования, а также "стыковки услуг". Именно это положение, по мнению Борисова, прямо противоречит праву на конкуренцию в использовании новейших разработок, систем и средств связи. Законодательный опыт других стран однозначно свидетельствует о другом: разрешено функционирование "множества сетей связи общего пользования" с разрешением подключения операторов к любой из них. Экономические проблемы связаны с положениями Закона о регулированию расчетов цены оплаты присоединения к ТфОП, как величины, "покрывающей затраты на производство и обеспечивающей определенную рентабельность", не только не развивает экономическую конкуренцию, но и подавляет ее.

"При внимательном рассмотрении, становится ясным, что "реальный продукт" - услуга связи - создается одной компанией - монополистом, окруженной системой "принудительного дилинга". Такой "принудительный дилинг" снижает перспективы развития "реального продукта", т.к. у доминирующей компании нет стимула к инвестициям - этим регулярно занимаются "присоединяющиеся" операторы как в процессе присоединения, так и дальнейшей работы при расчетах за сетевые ресурсы, - считает Константин Борисов и делает вывод, - Если добавить сюда вопросы государственного регулирования тарифной политики и лицензирования услуг связи и информатизации, то становится понятным, что цель федерального закона - ограничить конкуренцию, снизить эффективность рыночного ценообразования, т.е. лоббировать интересы национальных монополий."

Представители "Томсктелекома" - томского филиала ОАО "Сибирьтелеком", владельца телефонных сетей общего пользования области, уклонились от прямой полемики по данному вопросу. Согласно официальному отчету компании за 2003 год, доля альтернативных операторов связи в общем объеме оказанных услуг составила 37%, что на 2 процентных пунка выше, чем в 2002 году. Общая сумма оказанных услуг в 2003 году (без учета НДС) составила 2,009 млрд. руб., что на 29% больше, чем в 2002 году. В том числе, на долю "Томсктелекома" пришлось 1,265 млрд. руб. (темп роста - 25,1%), а альтернативных опраторов - 743,8 млн. руб. (темп роста - 36,1%). Объем инвестиций "Томсктелеком" в развитие инфраструктуры связи в прошлом году составил 317 млн. руб. (10,462 млн. долларов США), что на 2,2% больше, чем годом ранее.

Подводя итог дискуссии, Владимир Клюев отметил, что региональная власть не намерена оставаться в стороне в деле развития регионального конкурентного рынка связи. Формально федеральные власти никакой законодательной роли по государственному регулированию деятельности по связи региональным властям не определили. Однако, "простора" для конструктивной деятельности власти в регионе не уменьшилось. В частности, крайне необходима координирующая роль власти при разработки и продвижении комплексных инвестиционных программ развития, вовлекающих в их реализацию действующих операторов связи и предприятий связи. Так же, одним из главных резервов в эффективном управлении региональной связью может являться регулирование регионального рынка связи за счет эффективного использования федеральной, региональной и муниципальной собственности и земельного фонда. "Закон о связи" дает возможности взаимодействия связистов, собственников инженерной инфраструктуры, земли и органов власти в рамках гражданского, градостроительного, административного законодательства. В частности, вся "инженерная канализационная сеть" города Томска и право собственности на нее должно пройти государственную регистрацию. Если этого не сделано, то у "Томсктелекома" формально нет исключительных прав на ее использование.

"Все, что делается предприятиями связи в городе и области, все инфраструктуры связи расположены на земле и в большой степени на инженерных коммуникациях региона. Зачастую власть и не знает, что многочисленные коммуникации, построенные еще в "докапиталистические" времена, до сих пор ей принадлежат, - заявил в своем выступлении депутат городской думы Борис Колесов. - При этом муниципаллитеты не только не имеют каких-то закрепленных договорами или постановлениями льгот, или арендных отчислений, но и встречают препятствия при решении задач, связанных с деятельностью монополистов."

Сегодня в области распространена практика передачи новых сетей и оборудования, сооружаемых за счет бюджета или других источников, локальному монополисту связи. По словам депутата, в технических условиях даже существует соответствующая запись "передать на баланс...". Технические условия считаются неисполненными, если данный пункт не выполнен. Более того, если такого пункта в технических условиях не присутствует, то передача на баланс все равно имеет место практически всегда. Таким образом, монополисты с "успехом" управляют по существу чужой собственностью значительной стоимости и получают от этого дополнительные доходы.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.