31 марта на заседании Совета законодателей в Совете Федерации состоялось заседание сенаторов верхней палаты парламента и представителей законодательных органов субъектов РФ на тему "Лесной кодекс: пути развития лесопромышленного комплекса". Начал заседание спикер СФ Сергей Миронов. Он еще раз подчеркнул, что является категорическим противником введения частной собственности на лес, даже со сроком в течение 15 лет. "Во многих регионах России лес - единственный источник дохода. В стране очень высоко социальное напряжение по этому вопросу. Люди не поймут", - отметил С.Миронов.

Заслушав и обсудив доклады заместителя министра экономического развития и торговли РФ Мухамеда Циканова, председателя Законодательного собрания Иркутской области Геннадия Истомина, председателя Законодательного собрания Республики Карелия Николая Левина, Совет законодателей решил рекомендовать Правительству РФ доработать проект новой редакции Лесного кодекса, изменив ряд ключевых положений.

В частности, члены Совета законодателей настаивают на необходимости сохранения государственной собственности на леса и земли лесного фонда "в качестве доминирующей формы собственности" и усилении роли государства в управлении лесами и землями лесного фонда, в том числе и в частных лесах, на базе уполномоченного исполнительного органа государственной власти по управлению лесным фондом с подведомственными ему органами управления в субъектах страны. По словам Г.Истомина, "не нужно поддаваться на рыночную эйфорию. Введение частной собственности на лес преждевременно. Вспомните приватизацию: тогда нам тоже обещали, что придет эффективный собственник и все заработает, но этого почему-то не произошло". Законодатели сошлись во мнении, что в кодексе необходимо предусмотреть возможность и порядок выкупа участков лесного фонда для государственных нужд.

Представители регионов России также настаивают на выработке норм, регулирующих порядок и критерии разграничения собственности на лесной фонд. По их мнению, нужно четко понимать, что есть федеральная собственность, собственность субъектов РФ, собственность муниципальных образований и частная собственность. Основной претензией к Лесному кодексу РФ от членов Совета законодателей было, как сказал председатель Государственной думы Томской области Борис Мальцев, "отчуждение распорядительных функций у властей регионов". По словам депутата, фактически власти субъектов РФ должны ограничиться изданием букварей, просвещающих общественность. Соглашения же федеральной власти с регионами о делегировании полномочий по распоряжению и управлению судьбой лесного хозяйства, о которых говорится в новом Лесном кодексе, могут заключаться правительством страны выборочно или не заключаться вовсе.

Необходимо четко прописать механизмы определения стоимости лесного фонда (участка), определить порядок финансирования ведения лесного хозяйства, проработать вопросы охраны и защиты лесов, контроля за использованием лесных ресурсов, определив методику их сертификации. Законодатели настаивают на определении в Лесном кодексе РФ порядка работы и обязанностей субъектов лесных отношений по сохранению биоразнообразия лесов, сбережению особо ценных. В частности, зампред Законодательного собрания Кировской области Валерий Кайсин из Кирова отметил, что нужно следовать ФЗ "Об экологической экспертизе земель", а депутат Архангельской областной думы Николай Тяпкин, депутат, предложил оставить обязанность лесовосстановления за государством, а не за собственников лесного участка, поскольку, по его мнению, далеко не все собственники будут следить за своими территориями. На заседании обсуждалась возможность разработки в развитие Лесного кодекса проектов федеральных законов "Об обороте земель лесного фонда", "О лесоустройстве" и "О частных лесах", отдельно определяющих предоставления участков лесного фонда страны в собственность граждан и юридических лиц, порядок ведения хозяйства в частных лесах. Разработка подобных законов также будет рекомендована Правительству РФ. Так же, как и необходимость "разработать упрощенный порядок перевода в лесах 2 и 3 групп лесных земель в земли иных категорий в случае получения арендатором лицензии на недропользование, имея, в частности, в виду, что правом решения вопросов перевода лесных земель в земли иных категорий будут наделены субъекты РФ".

Перед завершением обсуждения законодатели приняли предложение вице-спикера Заксобрания Ленинградской области Андрея Нелидова о том, что необходимо настоятельно рекомендовать Правительству РФ внести изменения в Лесной кодекс, в которых бы говорилось об исключительном праве субъектов РФ самим решать, как им продавать лесные участки: по конкурсу или на аукционе (в нынешней редакции Кодекса речь идет только об аукционах и об их организаторе в лице федеральной власти).