Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) всерьез озабочен проблемой устаревшего водного транспорта. Региону пора срочно запускать процесс реновации, поэтому глава Ямала лично изучает варианты. Вчера, 9 апреля, губернатор округа Дмитрий Кобылкин посетил производство «Онежского судостроительно-судоремонтного завода» в Петрозаводске.

Иван Шилов ИА REGNUM
«Рассвет 120Р»

Навигация на Ямале длится около 150 суток в южных районах и до 70 суток в северных. За это время к отдаленным населенным пунктам в рамках северного завоза поступает около 1,5 млн тонн грузов. Спрос на пассажирские перевозки на Ямале стабильно высокий: в 2017 году внутри округа перевезено более 42 тысяч пассажиров, более 31 тысячи человек воспользовались речным транспортом в поездках за пределы региона.

В то же время износ речного северного флота уже превышает 80%, у многих судов заканчивается срок эксплуатации.

Читайте также: Разобщенный Ямал: региону нужны железные и автомобильные дороги

Программу по обновлению северного водного транспорта поддержал министр промышленности Денис Мантуров, при условии, что изготовление судов будет идти на верфях России.

«Для нашего арктического флота мы будем заказывать современные и безопасные пассажирские суда класса река-море, загрузив российские верфи на десять лет точно», — рассказал о планах Дмитрий Кобылкин.

В качестве потенциальной замены стареющих судов в Обь-Иртышском бассейне рассматриваются суда «Рассвет 120Р», «Луч», «Валдай 45Р» и «Вояж 85МТ». Заказы на последний проект готов принимать Онежский завод.

Marinetec.com
Вояж 85МТ

«Вояж 85МТ» компании «МТ-Групп» — грузопассажирское судно вместимостью до 250 пассажиров, созданное специально под особенности рек Сибири и Севера. Технические характеристики: длина 85,8 м, ширина 14,6 м, осадка 1,62,0 м и водоизмещение 1100 тонн.

Помимо возможного заказа судов проекта «Вояж 85МТ» Ямал рассчитывает на помощь Карелии в строительстве судов на сжиженном природном газе. Онежский завод в перспективе к таким заказам готов.

«Бункеровщик СПГ сейчас прорабатываем, у нас есть сейчас кормовой блок танкера «река-море», и мы на его базе планируем сделать бункеровщик СПГ, — рассказал гендиректор завода Владимир Майзус. — Два с половиной года занимались, сейчас уже с учетом ввода в Сабетте завода по сжижению газа, вполне возможно, он сможет работать и там».

Делегацию Ямала познакомили и с экспериментальным проектом экраноплана «Орион». От судов на воздушной подушке экраноплан отличается наличием крыльев, которые позволяют ему развивать скорость более 200 км в час. Проект, существовавший в советские времена, был возрожден в Петрозаводске в 2010 году, несколько «Орионов» уже ушли по заказам в Иран. Теперь производители анонсировали создание арктической версии экраноплана.

Читайте также: Полярная авиация: пора возрождать

Онежские верфи — не единственная площадка, способная помочь Северу в решении транспортных проблем. АО «Северречфлот» — компания Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов — недавно приобрела два современных теплохода А145: «Рем Вяхирев» и «Виктор Черномырдин». Суда построил Зеленодольский завод имени Горького в Татарстане. Современные скоростные теплоходы значительно сократили время в пути до далеких населённых пунктов: к примеру, теперь от Салехарда до поселка Яр-Сале в период летней навигации можно добраться не за 18, а за 5 часов.

В обновлении пассажирского флота с большой вероятностью примет участие «Сургутское судоремонтное предприятие». Компания, основным акционером которой является «Северречфлот», может заняться строительством аналогов «Зари» и «Метеоров», которые используются на Оби и Иртыше сейчас. Но для этого предприятию, специализирующемуся на судоремонте, требуется соответствующее оснащение. Впрочем, оплатить модернизацию прибыльное Сургутское судоремонтное предприятие может самостоятельно, после чего намерено сдавать четыре корабля в год, первый из которых планируется спустить на воду уже летом 2019 года.

Пресс-служба губернатора ЯНАО
Экраноплан «Орион»

Реновация «Северречфлота» как одного из крупнейших речных перевозчиков страны в значительной степени решит проблему водного транспорта на Ямале. Всего компания планирует заменить 15 судов общей стоимостью более 5,5 млрд рублей в случае безотлагательной оплаты. По льготной программе лизинга сроком на 15 лет сумма вырастет до 10 млрд рублей. Деньги пойдут из бюджетов Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов.

Власти регионов намерены снизить свои затраты практически вдвое с помощью участия в планируемых государственных программах. Для этого нужно в течение нескольких месяцев включиться в процесс их подготовки.

Обновление грузопассажирского флота на Севере — задача горящая. Но при должном внимании федерального центра и проворности региональных властей решить ее можно вполне успешно. Малые верфи будут только рады этому поспособствовать. Борьба за новые заказы уже началась.