В декабре 2018 года истекает срок соглашения о передаче полномочий по вопросам местного значения, заключенного между городским поселением Горки Ленинские и Ленинским муниципальным районом Московской области. Но вопрос о продлении встает уже сейчас: местные жители против и призывают главу поселения Горки Ленинские, руководителя администрации и совет депутатов воздержаться от принятия сомнительных решений, провести публичные слушания и обеспечить конституционное право населения на местное самоуправление.

Политинформация в колхозе на полевом стане. 1930-е
Политинформация в колхозе на полевом стане. 1930-е

Еще совсем недавно жители Подмосковья могли влиять на принятие решений и активно участвовать в благоустройстве в своих населенных пунктах: главы поселений находились в пределах досягаемости, на расстоянии вытянутой руки от жителей и занимались решением локальных вопросов в интересах граждан. Всё закончилось, когда региональные власти сочли местное самоуправление непростительным излишеством, подлежащим безотлагательному искоренению.

Реформа местного самоуправления, которую с 2014 года осуществляет правительство Московской области, заключается в насильственной попытке укрупнить поселения и сильно упростить местное самоуправление. Делается это путем уничтожения самого близкого к интересам населения уровня сельского и городского самоуправления: его заменяют на уровень муниципального района, который, согласно реформе, преобразуется в уровень городского округа вместе с административным преобразованием района в городской округ.

Но передача полномочий, согласно закону, может быть и без преобразований в округ — что и произошло в Ленинском районе. Жители считаю, что следствием административной реформы губернатора Московской области Андрея Воробьева являются обострившиеся в последнее время проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, экологии и социально-экономической политики.

Андрей Воробьёв
Андрей Воробьёв
Kremlin.ru

Речь идет о том, что в июле 2014 года Воробьев подписывает закон № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области», на основании которого у органов местного самоуправления городских поселений отбираются полномочия, касающиеся сферы землепользования и застройки. Региональные власти не могли позволить себе лишиться такого лакомого куска, коим является «золотая» подмосковная земля.

Теперь муниципалитеты, передав полномочия району, должны переводить туда и деньги на осуществление этих полномочий. То есть поселения фактически лишились возможности на свое усмотрение расходовать те средства, которые были получены как земельный налог, которые составляют основную долю в доходной части бюджета многих поселений.

Например, в городском поселении Горки Ленинские в 2017 г. из 360 млн.руб. фактических поступлений 290 млн. рублей — это поступления от земельного налога. Понятно, что региональные власти не могли упустить возможность в очередной раз «присосаться к теплой вене», денежные потоки необходимо было поставить под жесткий контроль.

В городском поселении Горки Ленинские процесс передачи полномочий был стремительным и беспощадным. В октябре 2015 года глава администрации поселения Александр Котов, не выдержав прессинга со стороны администрации Ленинского муниципального района, подал в отставку и уже через три дня в Горках Ленинских состоялось внеочередное заседание Совета депутатов, на которое был вынесен вопрос о передаче всех полномочий администрации поселения в администрацию Ленинского района.

Присутствующие депутаты единогласно отказались передавать полномочия. 28 октября 2015 года по просьбе главы района Олега Хромова состоялась его личная беседа с депутатами, но они вновь не вняли призывам высокопоставленного чиновника. В «дружеских беседах» проголосовать за передачу полномочий требовал и исполняющий обязанности главы администрации поселения Александр Смирнов.

На состоявшемся 29 октября 2015 года заседании депутаты в очередной раз проголосовали против передачи полномочий району. 17 декабря 2015 года состоялось еще одно заседание Совета депутатов городского поселения Горки Ленинские. В повестку заседания исполняющий обязанности главы администрации Александр Смирнов снова внес вопрос о передаче части полномочий. В течение часа Александр Смирнов пытался доказать целесообразность передачи оставшихся полномочий, но его аргументы не убедили депутатов, и они опять проголосовали против.

Несмотря на попытки сопротивления, на основании решений совета депутатов городского поселения Горки Ленинские (№ 2/35 от 04.02.2016) и совета депутатов Ленинского муниципального района (№ 8/42 от 29.02.2016) соглашение о передаче полномочий всё же было заключено. Как же это произошло, если депутаты трижды отказывались голосовать за передачу?

В исковом заявлении в Видновский городской суд депутаты написали, что 4 февраля 2016 года на заседании Совета депутатов присутствовало девять человек из 11, и в повестке заседания вопроса о передаче части полномочий Ленинскому району не было. Когда председатель Совета Вячеслав Иевлев предложил включить его в повестку, депутаты Соколов, Муканов, Иваненко, Замятина в связи с рассмотрением указанного вопроса уже в четвертый раз предложили этого не делать. Иевлев поставил вопрос о включении в повестку на голосование и за него проголосовали пять депутатов, против — четыре.

Голосовать конкретно по передаче полномочий четверо депутатов отказались, потому что трижды уже не принимали решение, и покинули помещение. Решение о передаче было принято голосами пяти оставшихся депутатов — без кворума, то есть решение они не имели право принимать. В протокол же записали «с учетом мнения депутатов, покинувших помещение» проголосовали «ЗА» — 5, «ВОЗДЕРЖАЛИСЬ» — 4, что не соответствует действительности, поскольку четверо депутатов, покинувших помещение, свое мнение не выразили.

Соглашение с администрацией Ленинского муниципального района Московской области о передаче части полномочий с 10.04.2016 г. до 31.12. 2018 г. было поручено Советом депутатов исполнять и.о. главы городского поселения Горки Ленинские Александру Смирнову, а контроль за исполнением решения был возложен на председателя Совета депутатов Вячеслава Иевлева.

«Лес Победы – 2017». Горки Ленинские
«Лес Победы – 2017». Горки Ленинские
Gorkilenin.ru

Решение о передаче полномочий вместе с перечнем имущества было принято и утверждено в феврале-апреле 2016 без каких-либо общественных слушаний. Более того, даже информация о содеянном не была размещена на официальном сайте городского поселения и появилась там только после представления прокуратуры, куда в октябре 2017 года обратился депутат Михаил Серяпов.

В обращении на имя генпрокурора он просил инициировать проведение проверки муниципального нормативного акта о передаче имущества и принять меры прокурорского реагирования. Обращение было перенаправлено в Видновскую городскую прокуратуру, которая 28 декабря 2017 года признала факт грубого нарушения действующего законодательства и внесла представление в адрес муниципального образования городское поселение Горки Ленинские.

В этот же день (спустя почти два года!) документы появились на официальном сайте городского поселения. Месяц спустя решения были опубликованы в газете Горкинские вести (№3 от 02.02.2018 и №4 от 05.02.2018). Оба номера были выпущены тиражом 2 тыс. экземпляров каждый, только вот местные жители их так и не увидели, но еще имеют возможность ознакомиться с ними на сайте поселения.

Какие именно полномочия и какое конкретно имущество городское поселение Горки Ленинские передало в ведение администрации Ленинского муниципального района и чего лишились жители?

Всего в уставе городского поселения Горки Ленинские в полном соответствии с ФЗ №131 перечислено 39 полномочий, из них 36 было передано районным властям. Отдали такие важные полномочия, как формирование и исполнение бюджета, управление и распоряжение имуществом, организация электро-, тепло-, газо‑ и водоснабжения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, обеспечение проживающих в поселении граждан жилыми помещениями, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, разработка местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд.

Но этого оказалось мало, и районные власти, помимо полномочий по вопросам местного значения, забрали еще 16 дополнительных полномочий, в том числе: осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений, установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями, регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма, проведение конкурсных процедур по выбору управляющей организации многоквартирных домов.

Первомай. Горки Ленинские
Первомай. Горки Ленинские
Gorkilenin.ru

Теперь давайте обратимся к перечню имущества, переданного в муниципальную собственность Ленинского района. Этот перечень занимает 87 страниц и включает более 2 тыс. объектов. Сюда входят объекты уличного освещения, автомобильные дороги, тротуары, объекты, расположенные на детских площадках, газоны, скамейки, урны.

Руководством городского поселения Горки Ленинские было отдано в район 148 квартир, 137 жилых домов, 14 земельных участков. Отдали в ведение района компьютеры, кондиционеры, тумбы, столы, стулья, шкафы, жалюзи, телефоны, калькуляторы, мячи и множество других объектов, всего не перечислить. Не погнушались районные власти забрать даже деревья. Нет-нет, это не шутка, в перечне передаваемого имущества числится в общей сложности 224 дерева: березы, ивы, рябины, яблони и сосны.

Вместе с переданным имуществом и полномочиями из поселения начали уходить деньги в виде межбюджетных трансфертов. Согласно отчету главы городского поселения Горки Ленинские Натальи Камалихиной, в 2017 г. доходная часть бюджета поселения составила более 360 млн.руб., из них 191,6 млн.руб. были потрачены на различные нужды поселения. Еще 78,9 млн.руб., в виде отрицательных межбюджетных трансфертов, было направлено городским поселением Горки Ленинские в вышестоящие структуры.

То есть Горки Ленинские, как поселение-донор, направило 78,9 млн. руб другим поселениям-реципиентам. Куда ушло еще 89,5 млн.руб. понять из доклада главы поселения не представлялось возможным. Нет, жители не против, чтобы эти деньги шли на строительство школ и детских садов в других поселениях, но они хотят получить подробный финансовый отчет с указанием, на что именно были потрачены данные средства, а его нет. Даже если отчет есть, общественности он не был представлен.

Кроме того, наряду с отчуждением полномочий и имущества, граждане лишились возможности избирать руководство поселения. Теперь руководитель администрации избирается по конкурсу, при этом из шести членов конкурсной комиссии четверо — представляют районную администрацию. Можно предположить, что в подобных условиях на должность руководителя администрации поселения может быть назначен только «свой» человек.

Масленица. Горки Ленинские
Масленица. Горки Ленинские
Gorkilenin.ru

Анализируя вышесказанное, можно заключить, что руководство городского поселения Горки Ленинские передало в район все свои полномочия и всё имущество, сопроводив это еще и межбюджетными трансфертами. Какую же функцию в таком случае теперь выполняет администрация и совет депутатов?

Ответ прост: декоративную — механическое исполнение поступающих наказов от районных властей. Формально всё в соответствии с законом, а фактически — отсутствие реальной возможности гражданского общества участвовать в управлении и влиять на принятие решений, то есть то, что принято называть имитационной демократией.

Осуществленная передача полномочий в полном объеме подразумевает фактическое упразднение (ликвидацию) органа местного самоуправления ввиду отсутствия возложенных на него полномочий. Другими словами, жители попросту лишились возможности участвовать в решении вопросов местного значения через орган местного самоуправления (депутатов, представляющих своих избирателей).

Полноценное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью стало невозможным. Ресурсы концентрируются в районе, местный бюджет, предназначенный для развития поселения, «растворяется» в общей массе выравнивания и не доходит до населения, доступность муниципальной власти для населения снижается.

По-видимому, нынешние руководящие органы городского поселения не собираются что-либо менять, а глава района Олег Хромов в феврале 2018 г. на отчете главы городского поселения Горки Ленинские заявил, что, вопросы, касающиеся передачи полномочий и имущества, это «лирика» и «ленинские лозунги».

Местные жители продолжают борьбу: 8 апреля 2018 г. в Видном — административном центре района — жители собираются обсудить сложившуюся в районе обстановку и потребовать отставки главы города Видное Моисея Шамаилова, главы Ленинского района Олега Хромова и губернатора Московской области Андрея Воробьева.