Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 31 марта 2004

Красноярск, 31 марта 2004, 15:21 — REGNUM  

"Борис Золотарев, губернатор Эвенкии: северный рубль сильно отличается от материкового".

(Парламентская газета 31.03.04 Беседовал Анатолий Статейнов)

Северные регионы - Эвенкия и Таймыр - собираются объединиться с Красноярским краем. Они уже были вместе, и на первый взгляд ничего нового в возможном слиянии нет. Другое дело - деньги. За годы "разлуки" все привыкли пользоваться своим кошельком. Одни рационально и умело, другие - чуть хуже. Но каждый питался из собственной котомки.

На встрече Президента Владимира Путина с руководителями трех субъектов Федерации в Красноярске министр финансов Алексей Кудрин заявил как о решенном вопросе - объединении бюджетов округов и края. При этом оговорился: постараемся, мол, что-то придумать, чтобы не так плохо жилось людям в автономных округах.

Как действительно может складываться ситуация с объединением бюджетов, кто от этого выиграет? Об этом наш корреспондент беседует с губернатором Эвенкии Борисом Золотаревым.

- Борис Николаевич, вы уже три года в Эвенкии. Удалось за это время что-то сделать? - Главное, ушли от авралов. Три года назад вся страна только и делала, что везла самолетами топливо в Эвенкию, вертолетами гуманитарную помощь.

Теперь регион решает свои вопросы сам, без спешки, продуманно. Возрождается экономика, мы снова ловим рыбу, разводим домашних оленей. Людей в Эвенкии рождается больше, чем умирает. Вот интересные цифры. В 2001 году фонд оплаты труда составил 559 миллионов рублей, а в 2003 году - миллиард двадцать два миллиона рублей. Средняя зарплата была 5255 рублей, а сейчас - 9430 рублей. Это нормальный, планомерный рост. Он подкрепляется положительными изменениями в экономике округа. Доход на одного жителя составляет 4671 рубль, а расходы - 2079 рублей в месяц. Очень примечательные цифры. Люди начинают вкладывать деньги в жилье, крупные приобретения, какие-то долгосрочные проекты. Мы в прошлом году, как никогда раньше, строили жилье. Пятьдесят процентов стоимости квартир оплачивала администрация, а 50 процентов с рассрочкой на пять лет - будущий новосел. Желающих получить новое жилье больше, чем наши возможности на сегодня в строительстве. Это неплохое свидетельство уровня жизни в Эвенкии. - Откуда берутся на все это средства? - Налоги и трансферты. Налоги у нас сейчас распределяются так: семьдесят процентов забирает себе Федерация, а тридцать оставляют нам. В Красноярском крае пятьдесят на пятьдесят. Сразу встает вопрос: Эвенкия донор или дотационная территория? Понятно, Москва вынуждена подходить к каждому региону избирательно, но о дальних территориях стоит подумать особо.

Я не к тому, чтобы поплакаться. Россия большая, в ней разные условия проживания. Чтобы Эвенкию, скажем, обогреть, нужно 700 миллионов рублей.

Дешевле не получится. Три года назад Эвенкия зимой вымерзала, в том числе из-за того, что не хватило денег. Их попытались экономить в бюджетной составной. А когда начали спасать Эвенкию, потратили во много раз больше, чем недоставало. Выходит, государству выгоднее тщательней готовить севера к зиме, контролировать, как это делают местные власти. Губернатор может быть плохим или хорошим, но если нет денег, за воздух угля не купишь.

Если в Красноярском крае, который тянется с юга на север, бюджетные расходы на человека в среднем 19 тысяч рублей, на Таймыре - 108 тысяч, то у нас - 180 тысяч. Как можно сократить расходы, если мы везем все за тысячи километров, а тарифы на перевозки растут и растут.

Недавнее заявление министра финансов России, что Красноярский край является донорским и может обеспечить всем необходимым и Эвенкию, и Таймыр, нуждается еще в тщательном анализе. Судите сами. При объединении край потеряет трансферты порядка двух миллиардов рублей, которые напрямую направляются в бюджеты Эвенкии и Таймыра. Правительство эти трансферты сразу же переложит на плечи "донора". И тогда действительно всем станет хуже. - Читатель нас не поймет, если не разъясним цену вопроса. - Таймыр - это сорок пять тысяч человек - живет на 3, 7 миллиарда рублей в год. Эвенкия - на 2, 2 миллиарда. Но нас восемнадцать тысяч. Таймыр и Эвенкия ежегодно получают федеральные трансферты порядка двух миллиардов рублей. Если мы объединяем бюджеты без предварительной проработки вопроса, край теряет эти деньги - порядка шести миллиардов рублей. Где их взять?

Уверен, в бюджете края такого волшебного мешка нет. Там свои, что называется, дыры. Я читал газетные отчеты с сессий Законодательного собрания края.

Самое живое слово на них - "оптимизация", по-русски "сокращение". - Тогда кто-то должен пойти в Минфин, доказать и показать. - Что и приходится делать в последнее время. Нельзя все время ломать, когда-то придется строить. Эвенкия чуть-чуть задышала, неужели ее тут же нужно лишить достигнутого? Повторюсь, мы не жируем. Возьмем то же жилье.

В абсолютном большинстве мы живем в домах геологов. Они приезжали сюда на время и дома ставили временные. Им сейчас по сорок-пятьдесят лет, а они еще стоят. Легко представить, в каком состоянии эти постройки. Нужна федеральная программа объединения Жилого фонда. Из объединенного бюджета мы ничего не получим на свою жизнь, не говоря уже о строительстве. Если мы поторопимся, хорошо не подготовимся к объединению, то бюджет Эвенкии составит 300-400 миллионов. При тех расходах, о которых я говорил, появятся у людей какие-то накопления? А возьмите транспорт. Мы летаем на самолетах, которые сделаны еще в 1947 году. Новый Ан-3 стоит 27 миллионов рублей.

На транспорт мы тратим 500 миллионов рублей в год, но этого мало. А кто даст много? - Может, тогда поступить по-другому. Взять и вывезти все восемнадцать тысяч жителей, допустим, в Красноярск. Между Красноярском и Енисейском в тайге много пустующих деревень, пусть обустраиваются, живут. И охота есть, и рыбалка. А для страны все обойдется намного дешевле. - Не получится. Хотя подобные предложения раздаются. Во-первых, это земли России и на них должны жить люди. С другой стороны, коренное население никогда с Тунгуски и ее притоков не уйдет. Людям не объяснишь, что надо покинуть поселок, потому что нет денег содержать школу, больницу, детский сад. Два года назад у нас наводнением снесло поселок Суломай. Тогда я предложил всем пострадавшим переехать в районный центр Байкит. Он на Тунгуске, сюда строительные материалы доставить дешевле, быстрей поможем. Никто не согласился переезжать. Поставили полуземлянки-полубалаганы и в них ждали жилье. Отстраивать пришлось Суломай, не считаясь с расходами. О переселении заводить разговор бессмысленно. - Тогда где же выход? - При объединении территорий сохранить на какое-то время трансферты.

От этого выиграет и Красноярский край, и Эвенкия, которая будет в его составе. Нельзя забывать: северный рубль сильно отличается от материкового.

Пусть из столичных кабинетов это зачастую и не видно. А простая арифметика без учета условий региона тут не помощница. Кроме того, Эвенкия - богатейший регион. В самые ближайшие годы она будет приносить миллиардные доходы, все затраты с лихвой вернутся. Никто не боится объединения, главное, не начать его с кувалды, самого распространенного строительного инструмента в последние десять лет.

"Вокзал на троих".

(Труд. 31.03.04 Григорий Терехов)

Новый тариф железнодорожников: чем дольше, тем дороже Раньше в нашей стране строили долго и будто нехотя. Теперь, наоборот, стараются побыстрее и с размахом. Что само по себе явление положительное, если бы не кое-какие последствия, порой даже с человеческими жертвами.

То аквапарк непонятно от чего обвалился, то слишком уж легко рассыпался в труху от взрыва газа жилой дом в Архангельске, то в Москве земля не держит сверхдорогие монстры-небоскребы. "Праведный гнев" при авариях принято обрушивать на строителей. По традиции их выставляют в роли стрелочников - это, дескать, они недоделали, недоукрепили.

Хотя эксперты не могут ни выявить серьезных нарушений, допущенных при ведении работ, ни сформулировать претензий к качеству монтажа. Загадки аварий грозят так и остаться загадками, если не вглядеться пристальнее в главные лица на стройке - в лица заказчиков, которые, собственно, определяют и сроки, и уровень финансирования, и степень соответствия проекта архитектурным изыскам и элементарным нормам безопасности. Именно заказчик во всех смыслах закладывает фундамент любой стройки. Как положит, таким и будет здание.

Очередной сюжет на эту тему разворачивается сейчас в Красноярске. Руководство ОАО "РЖД" решило построить там новый железнодорожный вокзал. На месте старого, который окончательно пришел в ветхость.

В подрядчики выбрали солидную фирму - Балтийскую строительную компанию (БСК). Она уже много лет успешно работает по всей стране, специализируется на транспортном строительстве, выполняет самые серьезные заказы тех же железнодорожников. Репутация БСК очень высока, обороты - на много миллиардов рублей, к качеству претензий никогда не было. Не зря сам экс-министр путей сообщения, а ныне глава "РЖД" Г. Фадеев неоднократно говорил, что не было и нет другой компании, кроме БСК, способной хорошо выполнять заказы железнодорожников.

Короче, давай, заказчик, зеленый свет, и поехали трудиться!

Но тут-то в ОАО "РЖД" ни с того ни с сего внезапно "засемафорили". Прежде всего потребовали почти втрое сократить сроки строительства. Вместо требуемого на возведение такого объекта 51 месяца захотели, чтобы строители уложились в 19 и поспели к первому воскресенью августа - Дню железнодорожника. Неохотно в БСК согласились. Хотя, как профессионалы, сразу поняли, что такая гонка отразится на смете. Ведь пришлось дополнительно привлекать квалифицированных рабочих (в Красноярске их недостаточно), обеспечивать вахтовый метод строительства, в результате чего затраты увеличились.

С проектом красноярского вокзала заказчики тоже намудрили. Слишком долго согласовывали и увязывали, поэтому строителям пришлось начинать работы, еще не имея утвержденной проектно-сметной документации. Но профессионалы готовы были одолеть и эту проблему.

Вскоре обнаружилась и третья беда. Главная и такая привычная для нашей страны - финансирование. Утвердив график перечисления денег на производство строительно-монтажных работ, ОАО "РЖД" тут же стало его нарушать. В прошлом году БСК получила от железнодорожников лишь 102 миллиона рублей вместо расчетных 160, то есть на треть меньше. Причем и переводились деньги, как это часто бывает, в самые последние дни месяца, что сильно тормозило работы. "Балтийцы" вынуждены были фактически авансировать стройку, выкладывать собственные деньги, чтобы сохранить высокий темп. И надеялись, что заказчик поймет ситуацию правильно и соответствующим образом ее оценит.

Однако руководители железнодорожников сумели оценить героические усилия строителей с точностью до наоборот. Во время визита в Красноярск один из них вдруг заявил, что задержки в сроках строительства могут увеличить его сметную стоимость, допустить этого нельзя, а потому от подрядчиков, завышающих расходы, надо отказываться... Вот как! Буквально все с ног на голову! Словно не сами заказчики загнали своими проволочками строителей в экстремальную ситуацию. Словно не железнодорожники сорвали дополнительное соглашение по финансированию работ в 2004 году, согласно которому в январе - феврале должно было выделяться по 100 миллионов рублей, а получала БСК всего по 50-60 миллионов.

Позиция руководства удивила многих даже в самом железнодорожном ведомстве.

Слишком уж она, мягко говоря, странная. Кое-кто заподозрил здесь даже личную корысть начальников. Действительно, коли деньги по смете выделены, куда они делись и где крутились?

И если уж начальники так заботятся о сроках, то почему грозятся объявить тендер для поиска нового подрядчика? Ведь и сам конкурс, и приход на красноярский вокзал другой компании в любом случае намного отодвинут срок сдачи объекта, и, по той же логике, снова увеличится его сметная стоимость.

Для специалистов ясно, что в случае возникновения треугольника "БСК - ОАО "РЖД" - новая строительная фирма" в нем, как в известном Бермудском треугольнике, будут потеряны не только время и деньги, но и поставлено под угрозу качество работ. Тридцатиметровой высоты здание вокзала будет строиться авральным методом, который, как известно, ничего хорошего не сулит.

Напрашивается вопрос: кто из троих тогда понесет всю полноту ответственности за возможные последствия?

"Александр Усс: "Я стараюсь приподниматься над суетой...".

("АиФ на Енисее", 31.03.04, Александр Синищук, Ольга Полынская, Александр Чернявский)

СПИКЕР краевого парламента ошарашил с порога: "А я вообще-то куда пришел - в редакцию "АиФ на Енисее" или в другую газету?" Александр Викторович признался, что лишь на днях узнал о грядущей смене издателя и редакции регионального приложения "АиФа". И хотя первоначально главной темой нашей беседы мы планировали сделать съезд депутатов Красноярского края, горячие события последних недель поневоле заставили изменить планы. Александр УСС тоже высказал свое отношение к некоторым переменам на красноярском медиа-рынке.

- ЗА ГОДЫ новой истории России мы уже много раз имели возможность убедиться, что прирученные СМИ всегда проигрывают независимым. Не надо думать, что бесчисленное количество лояльных власти медиа-каналов кому-то даст желаемый эффект. Классическое доказательство этому тезису - город Норильск, где все СМИ в основном "играют в одни ворота". Политические дивиденды от этого, как показали недавние события, равны нулю. Вряд ли нам нужна кладбищенская тишина в крае.

"Канал власти"? Абсурд!

- А КАК вы относитесь к реанимации идеи создания губернаторского телеканала?

- Еще три года назад я выразил свои позиции вполне определенно: никакого специального телеканала, предназначенного для идеологической обработки населения - хоть "губернаторского", хоть "депутатского", создавать не нужно. Я и сейчас остаюсь при том же мнении. Большая иллюзия, что новости, да и другие программы "канала власти" вызовут симпатии телезрителей и дадут какой-то эффект. Их будут плохо смотреть, им будут слабо верить. Это бессмысленная затея и пустая трата денег налогоплательщиков.

- Сторонники создания такого канала утверждают, что он нужен прежде всего жителям глубинки, которые сегодня лишены возможности оперативно узнавать новости краевой жизни.

- У нас достаточно квалифицированных журналистов, работающих в частных телекомпаниях, которые производят очень качественный информационный продукт. Законодательное собрание в свое время не без колебаний, но поддержало создание системы "Енисей". Возможно, сегодняшний формат "Енисея", когда там по очереди вещают красноярские телекомпании, не слишком удачен, но почему бы тоща не провести открытый тендер между ними и не выбрать наиболее достойного? Но для этого специально создавать "канал власти" не надо.

Другое дело, что государство обязано влиять на вещательную политику в сфере образования и культуры. Здесь поддержка властей необходима, потому что эти важнейшие для нравственного здоровья народа сферы коммерчески убыточны.

Депутатская планерка

- НАШЕ интервью выйдет в дни проведения очередного съезда депутатов края. Вам не кажется, что в последнее время в Красноярске проводится слишком много всевозможных партхозактивов?

- Ничего не вижу плохого в партхозактивах. В советское время была очень действенная управленческая система. Другое дело, что можно спорить об эффективности социалистического строя...

Нынешний съезд - это общекраевая депутатская планерка. Она особенно важна накануне проведения реформы местного самоуправления. Одна из главных задач форума - морально-политическая: мы хотим, чтобы депутаты всех уровней ощутили себя реальной единой силой. Речь, если хотите, идет о создании вертикали законодательной власти края. Не в том смысле, что депутаты ЗС будут командовать своими коллегами из райсоветов, а в том, чтобы появилось ощущение одной команды, работающей на общую цель. Съезд, который мы проводили в 2001 году, дал очень серьезный импульс всему депутатскому движению края. Наши контакты стали нормой. Возьмем хотя бы февральскую поездку краевой парламентской делегации в Москву. Для России случай довольно редкий, когда руководители законодательных органов муниципального уровня напрямую общались со своими коллегами из Совета Федерации и Госдумы.

- Объединение депутатов - это прекрасно, но ваши избиратели хоть что-то реальное от этого форума получат?

- Будут и прикладные результаты. В последнее время многие руководители регионов, краевые чиновники все чаще кивают на Федерацию. Дескать, все рычаги управления сейчас там, а мы на местах можем только покорно следовать общей линии. Бесспорно, роль федерального центра сегодня велика, но это не повод для отсутствия стратегии действий в регионе. Нельзя жить от зарплаты до зарплаты. Именно такое бездумное существование в первую очередь подрывает доверие к власти. И не надо удивляться, что в ситуации, когда мы плывем "без руля и без ветрил", народ перестает ходить на выборы. А зачем ему такая власть? Отсутствие цели неизбежно подталкивает общество к анархии. Власть должна быть стержнем, на который люди ориентируются, выстраивая свою модель будущего.

- Вряд ли мы можем бросить упрек команде Хлопонина, что она плывет по течению без всякой цели.

- Да, программа развития края, пусть и с опозданием, но появилась. Я, кстати, не понимаю причину этой задержки. По моему мнению, все должно быть предельно просто - программа победившего на губернаторских выборах кандидата и должна становиться проектом развития региона. Давно можно было положить ее на язык законов, и мы уже должны были по ней развиваться. Я надеюсь, что от съезда будет серьезный дисциплинирующий эффект как для нас, так и для исполнительной власти.

Заговоры в бане

- АЛЕКСАНДР Викторович, а вообще в условиях нынешней управляемой демократии с мнением депутатов еще считаются?

- Управляемой демократии быть не может. Она или есть, или ее нет. То, о чем вы говорите, я бы скорее назвал "декоративной демократией". Я - убежденный сторонник демократии без всяких уничижительных эпитетов. В ином случае - зачем надо было весь этот огород городить? Любой парламент должен быть многоголосым, тем более, что нынешнее российское общество не монолитно. Как раз в краевом парламенте это многоголосие есть.

- Вы, кстати, в "Единую Россию" еще не вступили?

- Увы, нет. Думаю, конечно... но пока никак не решусь (смеется).

- И все же - нынешняя администрация края не пытается сделать из ЗС власть второго сорта?

- У кого-то, наверное, такие желания есть. Но они, слава Богу, пока не выходят за рамки приличия. Есть, конечно, в администрации люди, которые с недоверием, а может, и с подозрением относятся к депутатскому корпусу. Я и сам, работая в исполнительной власти, такой "грешок" в себе с трудом искоренял... Но вот интересно: почему некоторые начинают нервничать, когда я с другими депутатами иду в баню? Мы что, заговоры там какие-то планируем? Имею я право просто попариться? Без политики.

Вообще, желание исполнительной власти "приструнить" законодательную, "построить" ее в одну линеечку -явление естественное. Только не надо забывать, что монополизация власти -это прямой путь в болото.

- Не так давно губернатор заявил, что он будет "душить своих оппонентов в объятиях". Депутатов он еще "не придушил"?

- Так прямо и сказал? Верится с трудом... Вообще-то каждый волен избирать свою стратегию в работе с оппонентами, но есть такая вещь, как "эффект обманутых ожиданий". Хлопонину избиратели выдали в 2002 году серьезный аванс. Думаю, когда-то счет будет предъявлен к оплате. И здесь одними объятиями не обойтись - придется представлять конкретные результаты. Уверен, что Александр Геннадиевич это хорошо понимает.

- Вы думаете, они будут?

- Очень надеюсь на это. Команда у него вменяемая. "Норникель" тоже пока показывает себя как социально ответственная компания. Законодательное собрание нацелено на созидательную работу. Все условия для появления результатов налицо. Во всяком случае, нам не хотелось бы снова разворачивать боевые действия против исполнительной власти. Поверьте, я никогда не получал большого удовольствия от войны с администрацией Лебедя и на конфронтацию шел только в случае, если мирные способы решения проблемы были исчерпаны.

- Что вы можете сказать о перспективах красноярского политического класса? Некоторые наши коллеги вообще считают, что такового уже давно нет.

- А что здесь удивительного? Регионом на самом деле управляют не красноярцы. Проблема ведь не в личностях, а в том, что у нашей молодежи при таком раскладе нет никакой мотавации двигаться вперед и поднимать регион.

Крупные ФПГ и так превратили многие предприятия края в свои цеха, у красноярской молодежи все меньше и меньше окон в будущее. Это очень печальный факт. У края не может быть перспектив, если нет опоры на людей, выросших на этой земле. В таком случае мы просто обречены быть колонией.

Мечта спикера

- АЛЕКСАНДР Викторович, ваша фигура по-прежнему является одной из любимых у местных слухмейкеров. Прокомментируйте, пожалуйста, самый свежий слух: якобы Путин предложил вам место представителя России в Евросоюзе, которое освободилось после ухода Михаила Фрадкова.

- Как интересно! Это вас Путин просил мне передать? Надо ему позвонить, напомнить (смеется). Если честно, впервые слышу. Вообще-то мне нравится любовь красноярского народа к своим руководителям. Хлопонина после отставки кабинета Касьянова сразу же назначили премьер-министром, меня в Евросоюз сослали...

- А еще говорят, вы вроде бы в Министерство юстиции уходите...

- Да вы что?!

- Ну а почему бы и нет? Ведь вы - признанный политический тяжеловес.

- Я действительно тяжеловес, только почему-то моим родным это не нравится. Все спрашивают: "Когда похудеешь?" (смеется) Если серьезно, то пока я никуда из Красноярска не собираюсь. Ну а загадывать не люблю, судьба - вещь непредсказуемая.

- Вы в последнее время как-то философски настроены. Или мы ошибаемся?

- Недавно я купил картину одного из моих любимых красноярских художников Геннадия Горенского - "В сибирской тайге". Мне кажется, что там изображено место моей мечты. Вот, думаю, построить бы в таком месте, где-нибудь километров за сто от Красноярска, деревянный домик. И чтобы в этой глуши был свой конь. Я даже имя ему придумал - Орлик...

Наверное, такие мысли приходят от многолетних хронических перегрузок. Сейчас я стараюсь приподниматься над всякой суетой. Побольше внимания уделять семье. Кажется, научился ценить не свою публичную жизнь, а, например, прогулки с дочкой в лес. Однажды встретили там куропатку... Вот в этом, наверное, кроется настоящая философия жизни, а не только в политике, которая все-таки - штука преходящая.

"Корона Александра Объединителя".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 31.03.04, Анатолий Мошницкий)

Руководство Эвенкийского автономного округа вот уже неделю пребывает 8 состоянии перманентной тревоги. И есть отчего - с 1 января 2005 года Красноярский край и ЗАО будут жить в едином бюджетном пространстве. В полном соответствии с Федеральным Законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ". Говорят, объединение наших бюджетов станет первым шагом к укрупнению Красноярского края за счет прилегающих к нему автономных округов. Таймырцы пока не решили, как отреагировать. Эвенкийцы заявили, что так, с кондачка, объединяться нельзя, даже "бюджетно" - надо, мол, проанализировать последствия перераспределения полномочий, договориться, какие налоговые отчисления останутся на территория ЗАО, объединенными усилиями добиться поправок в Бюджетный кодекс РФ...

На совместном совещании рабочих групп ЗАО и Красноярского края эта точка зрения не нашла понимания. Администрация края предлагает с договором не торопиться, а вот бюджеты объединить, раз так в ФЗ прописано. Вы нам - ваши налоги, а мы вам их вернем. Может быть. "Вам же хуже будет! - уговаривают эвенкийцы. - Сейчас нас Федерация кормит, а с 2005 года будете вы кормить". Цена вопроса, по подсчетам эвенкийских экономистов, составляет примерно 3 миллиарда рублей - почти половину доходов такого небедного города, как Норильск. Миллиарды эти придется изыскивать специально для ЗАО а краевом - бюджете, потому что прокормить сама себя Эвенкия не может, губернатор Борис Золотарев еще за дожи своих предшественников не расплатился. А федеральных трансфертов, похоже, больше не будет; Москве деньги нужны для других целей. 8 переводе с языка высокой политики это может означать только одно: объединяйтесь за свой счет.

После недавнего появления на карте России нового субъекта - Пермского края (Пермская область плюс Коми-Пермяцкий АО) - сомневаться в необходимости объединения стало прямо-таки неприлично. В прошлом году пермяки я коми-пермяки добились права на "объединительный" референдум, дружно высказались "за", после чего Госдуме и Совету Федерации осталось только одобрить соответствующий законопроект, снабженный отеческим президентским указом. Пермский губернатор Юрий Трутнев с феерической скоростью покинул свой пост, возглавив Министерство природных ресурсов РФ. И все! С 1 декабря 2005 года два региона объединяются. Правда, до 2007 года "слагаемые" будут существовать с разными бюджетами.

У нас почему-то все наоборот. Сначала общий бюджет, потом... А что потом? Профессор кафедры политологии и права Красноярского педуниверситета Юрий Москвич выделяет три стадии "укрупнения": сначала договаривается элита, затем слово предоставляется избирателям, и, наконец, последними сдаются ФПГ. Им деваться некуда, поскольку олигархов (и их ставленников) Кремль самым безжалостным образом отлучает от власти на всех уровнях.

Как это может произойти у нас? Сначала не находят общего языка Александр Хлопонин с Борисом Золотаревым - один готов объединяться хоть завтра, второй считает, что спешить не следует. Потом сопротивляются избиратели из числа сторонников иллюзорной "национальной независимости". На последнем рубеже держат глухую оборону "Норникель" и ЮКОС, которым страшно не хочется расставаться с властью. Кремль благодушно наблюдает - до поры до времени. По мнению того же Юрия Москвича, президент Путин не будет торопить события. Тем более что Александр Хлопонин вполне может выставить свою кандидатуру на выборах губернатора "укрупненного" края. И даже одержать победу, стяжав лавры "объединителя земель Красноярских.

"Чиновник-кинозвезда".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 31.03.04)

"Электроник" получил работу в администрации края.

Мы уже писали о том, что исполнитель одной из главных ролей в известном детском фильме "Приключения Электроника" Владимир Торсуев является членом команды "Норильского никеля". До недавнего времени он работал в Москве - в управлении таможенного оформления горной компании. А теперь, как выяснил "МК" в Красноярске", Владимир Юрьевич трудится в администрации Красноярского края.

Чаще всего главного отечественного "терминатора" видят в обществе замгубернатора Сергея Сокола - видимо, поэтому многие уже считают Торсуева его советником или подчиненным. Однако, как нам сообщили в пресс-службе "серого дома", Владимир Юрьевич официально числится сотрудником Управления промышленности и топливно-энергетического комплекса и работает по своему профилю - ведает таможенными и транспортными вопросами. А с Сергеем Соколом и Александром Хлопониным Торсуева, судя по всему, связывает не только "Норникель", но и любовь к мотоциклам: как ранее писал "МК" в Красноярске", бывший Электроник - тоже заядлый байкер.

К слову, пару месяцев назад в Красноярск в гости к Владимиру приезжал его брат Юрий Торсуев, игравший в культовом детском фильме роль Сыроежкина (сейчас Юрий Юрьевич работает на одном из предприятий Горьковского автозавода). И среди красноярцев, поговаривают, нашлись счастливчики, которые, случайно оказавшись меж двух близнецов, загадывали желание.

"В поисках золотого ключика".

("Красноярский рабочий", 31.03.04, Эрих Пырх)

Долгожданная программа социально-экономического развития края на период до 2010 года будет внесена в Законодательное Собрание в апреле. Об этом заявил вчера Александр Хлопонин, выступая с докладом на первом пленарном заседании III съезда депутатов Красноярского края.

Форум народных избранников проходил в лучших традициях партийных съездов советских времен. В Большом концертном зале краевой филармонии места почти не пустовали - здесь собралось около 930 делегатов и три сотни приглашенных. Все было честь по чести - и исполнение Государственного гимна, и минута молчания в память о павших воинах, и аплодисменты в положенных местах, которые, правда, не переходили в бурные и продолжительные. К слову, больше всего оваций вполне заслуженно досталось члену президиума Павлу Стефановичу Федирко. Думаю, Александр Хлопонин, Александр Усс, Петр Пимашков, Владимир Чащин восприняли это как должное. Равно как и другие сидевшие в президиуме - главный федеральный инспектор в крае Николай Худых, председатель исполкома "Сибирского соглашения" Владимир Иванков, и. о. зампредседателя ЗС Валерий Усаков и заместитель председателя эвенкийского Суглана Валерий Елкин.

Губернатор края, начиная рассказывать "членам единой команды краевой власти" о перспективах социально-экономического развития Красноярья, первым делом предупредил о том, что текущий политический момент делает неуместными игры в политику. Президент России переизбран, курс страны яснее ясного, "и мы либо впишемся в стратегию российских реформ, либо останемся на обочине".

С одной стороны, поводы для оптимизма вроде бы есть. По объемам валового регионального продукта и промышленного производства на душу населения наш край занимает первое место в Сибирском федеральном округе. Резко возросла прибыль предприятий и организаций, увеличился внешнеторговый оборот, больше производится сельхозпродукции, развивается жилищное строительство. Однако все это, заметил губернатор, "не основание для самоуспокоения" (как позже вторил ему спикер ЗС, "такие примеры радуют, но не успокаивают"). Власть, подчеркнул Хлопонин, "обязана действовать честно и открыто, не строить воздушных замков" и со всей ответственностью подойти к решению двух главных задач.

Во-первых, необходимо увеличить темпы экономического роста. Для этого следует создать в крае благоприятный инвестиционный климат, поддержать развитие предпринимательства, обеспечить реализацию крупных проектов, сформировать новую налоговую политику. Только тогда удастся к 2010 году удвоить ВРП и поднять в 3,4 раза среднемесячную зарплату. Во-вторых, надо повысить качество социальных услуг, оказываемых населению.

По мнению Хлопонина, пора изменить моноотраслевой характер экономики края, развивая помимо цветной металлургии энергетику, золотодобычу, лесную, нефтегазовую промышленность. Он упомянул о достройке Богучанской ГЭС, об освоении Ванкорского месторождения, которое по налоговой отдаче будет сопоставимо с Норильским промрайоном. Не забыл губернатор и о малом и среднем бизнесе, в котором он усматривает "огромный резерв ускоренного развития экономики края".

Признав себя ответственным за все, что происходит в Красноярье, Александр Хлопонин учинил спрос с глав городов и районов. Именно они должны "двигать" злополучную реформу ЖКХ, готовиться к реформе местного самоуправления, которая доставит краю немало хлопот. Примечательно, что Александр Усс в своем докладе тоже призвал коллег с мест не кивать чуть что на краевую власть, но высказал в их адрес гораздо больше комплиментов, выразив особую благодарность за все хорошее, что сделано в крае. И это не единственное отличие. Прямо скажем, спикер ЗС был менее оптимистичен в оценках. Он отметил, что в крае буксует реформа ЖКХ, растет преступность, махровым цветом расцвел бюрократизм чиновников, "множится число городов и весей, где люди донашивают последнюю фуфайку и ищут утешения в "стеклорезе".

Говоря о приоритетах органов власти края на новом рубеже, Усс подчеркнул, что следует конкретизировать основные направления социально-экономического развития региона, составив перечень частных задач с привязкой к территориям, срокам и ответственности должностных лиц. По его мнению, "золотым ключиком, открывающим краю заветную дверь к счастью", не могут быть только крупные сырьевые проекты. Надо развивать машиностроение, сельское хозяйство, химию и глубокую переработку сырья, сферу услуг, медицину, культуру, науку и образование.

В общем, если судить по двум программным докладам, руководители края при схожести позиций по многим вопросам продемонстрировали разное видение некоторых стратегических направлений развития. Один из делегатов съезда на мой вопрос о первом впечатлении от выступлений Хлопонина и Усса ответил лаконично: "Разброд". Ну, это, может быть, слишком сильно сказано, и тем не менее...

Честно говоря, гораздо большее впечатление на многих делегатов произвели выступления председателя Норильского горсовета Сергея Шмакова и члена Совета Федерации Вячеслава Новикова, посвященные опасной для края реформе местного самоуправления. Об этой важнейшей теме, а также о работе секций съезда и втором пленарном заседании мы расскажем в следующих номерах "Красноярского рабочего".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.