Министр транспорта РФ Максим Соколов вчера, 30 марта, вместе с губернатором Мурманской области заложили камень в основание нового порта Лавна на Кольском заливе. Были пройдены все формальные процедуры, проведены общественные слушания и, в общем-то, можно выходить на стройплощадку.

Министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов
Министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов
Kremlin.ru

Остаётся вопрос, кто будет финансировать строительство, и кому будет принадлежать новый порт?

За прошедшее с начала года время ничего нового не было слышно от потенциального инвестора Mercury, который ещё в 2017 году выражал готовность войти в проект, но при условии, что будет партнёр с российской стороны, готовый приобрести оставшиеся 25 процентов акций порта. Судя по отсутствию победных реляций соглашение со стратегическим инвестором так и не подписано, а строительство порта формально лежит на ГТЛК, 100%-й дочке Минтранса. То есть фактически если строительство действительно начнется, а не ограничится декларацией в виде закладного камня, строить порт придется за государственный счёт. А победные возгласы — через три года мы заберём остатки транзита с Прибалтики — просто шумовое оформление неопределенности, возникшей с инвесторами.

Очевидно, Максиму Соколову не удается найти конструкцию собственности и управления объектом портовой инфраструктуры, несмотря на все усилия, прилагаемые министерством. Для выведения ситуации из тупика, нужно либо привлекать новых игроков, что затруднительно в состоянии практически торговой войны России со странами Запада, либо идти на какие-то преференции для Меркурии, которая пока не заявляла публично об отказе от проекта. Последнее, что озвучивал Виктор Олерский, заместитель министра транспорта, что планируется проект концессионного соглашения, уже согласованного окончательно с инвестором, передать в правительство в апреле. Апрель уже рядом.

Строительства комплекса перегрузки угля «Лавна»
Строительства комплекса перегрузки угля «Лавна»
Morproekt.ru

Потенциально новые портовые мощности можно использовать не только для перевалки угля, хотя именно под уголь строится Лавна, но и для перевалки генеральных грузов, и в перспективе даже контейнеров. Совсем недавно Финляндия сделала выбор в пользу железной дороги в Киркенес для вывоза на внешние рынки своих полезных ископаемых. Порт Мурманск находится географически в тех же условиях, а от умения создать лучшие условия для грузоперевозки зависит, по какой железной дороге пойдет груз. Кстати, железной дороги между Мурманском и Киркенесом нет и сейчас. И если про железную дорогу из Финляндии к Белому морю через Кандалакшу, скорее всего можно уже забыть — финны выбрали Киркенес, то соединив Киркенес с Мурманском, мы можем получить часть транзитного потока в будущем.

Говоря о контейнерных перевозках, надо отметить, что о тестовых проходах говорили и в Майерск, и в COSCO. Для того, чтобы говорить об этом серьезно, необходимо строить два контейнерных хаба в концах СМП, один из них в Мурманске, один на Камчатке. Также необходимо строительство 2−3-х контейнеровозов ледового класса, которые челноками могли передвигаться по СМП, по части маршрута даже без ледокольной поддержки в период летней навигации. Пока это звучит как фантастика, но СПГ завод на Ямале и танкеры-газовозы тоже недавно казались не совсем реальными.

Строительства комплекса перегрузки угля «Лавна»
Строительства комплекса перегрузки угля «Лавна»
Morproekt.ru

Сказанное здесь скорее размышления о возможностях развития Мурманского транспортного узла, но если с углем не получается найти совпадение по всем точкам предполагаемого контракта, может можно добавить больше возможностей порту в Лавне, не только угольных?

Конечно, сейчас вся исполнительная власть не хочет делать резких движений в ожидании инаугурации президента и утверждения нового кабинета министров. Может пора что-то начинать? Вначале ждали выборов, теперь инаугурации. А время идёт. А в порту Лавна только один камень. И тот закладной.