Власть Кемеровской области продемонстрировала полное неумение вести диалог с обществом и СМИ. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 27 марта заявил глава Центра экономических и политических реформ Николай Миронов, комментируя реакцию региональных властей на трагедию в кемеровском ТРЦ «Зимняя вишня».

«Региональная власть показала собственное полное неумение общаться ни с обществом, ни со СМИ. СМИ в Кемерово под серьёзным контролем, режим административный довольно жёсткий, и потому ждали, когда и что скажет губернатор. Губернатор ничего не говорил, и в отсутствие полноценной информации распространялись слухи — информацию давали лишь федеральные источники, такие как СК, МЧС и так далее. Это был большой просчёт. Властям нужно было давать сбалансированную информацию, обязательно общаться с инициативными группами, собирать их, объяснять людям, почему это произошло и максимально оказывать помощь», — заявил Миронов.

Он отметил, что столь масштабное событие в таких условиях не могло не вызвать федерализации местной повестки. В итоге получилось так, что вопросом пришлось лично заниматься президенту и всему федеральному центру.

«Региональную власть не было видно и слышно первое время — и сейчас, сегодня последовало извинение Тулеева перед… Путиным. На мой взгляд, это выглядит просто нелепо. Ведь не Путин, в конце концов, там пострадал. И за что он извинился? За то, что сгорели люди? Как это взаимосвязано с Путиным? Причём тут извинения? Ему прежде всего надо было общаться с народом. Но уже произошло широчайшее распространение слухов — причём непонятно, насколько они обоснованы, — о том, что были попытки ограничить информационную повестку и выходы, в том числе со стороны родителей погибших детей. Чего делать категорично нельзя», — продолжил эксперт.

По его мнению, своими извинениями Тулеев, видимо, хотел предотвратить собственную отставку. Однако в итоге выставил ситуацию в ещё более неприглядном свете, как бы продемонстрировав, что все решения зависят только от Путина, а не от народа.

«Кроме того, звучало, что у него родственница якобы какая-то погибла — зачем это было сказано? Чтобы мы его пожалели? На самом деле он сам себя подставил под удар — никто не говорил, что в этом во всём виноват именно Тулеев. Тулеев это губернатор. Он не хуже и не лучше, и торговые центры от него напрямую не зависят. В Пермском крае когда сгорела «Белая лошадь», после этого сразу не последовали какие-то репрессии в отношении высшей региональной власти. Но Тулеев разом на себя всё перевёл, решив, видимо, что его все делают крайним», — отметил Миронов.

В конечном счёте акция против губернатора была вызвана тем, что не был сразу выстроен диалог с пострадавшими и общественностью в целом, полагает эксперт:

«Если бы губернатор сразу приехал и начал оказывать поддержку, сделали бы нужные объявления, извинения, траур — в тот момент на него удар бы не упал. Но он сам себя поставил под удар, в результате произошёл митинг, он понял, что результат разворачивается для него лично в негативном ключе. И дальше последовали уже следующие ошибки»

Теперь же отставка Тулеева вполне вероятна и является, скорее, просто вопросом времени.

«Под ним кресло давно шаталось, сейчас вопрос будет в том, что это не последует, может, прямо сегодня — преемника нет, губернатор всё же руководит местным штабом по оказанию помощи, и сразу убрать его будет сложно. Следственные органы, правоохранительные органы когда основную работу сделают — тогда в нём уже не будет необходимости. И тогда, я думаю, и последует его отставка», — заключил Миронов.

27 марта в Кемерове состоялся стихийный митинг, в ходе которого протестующие выразили недоверие официальным данным по погибшим в ТРЦ «Зимняя вишня», а также потребовали от главы региона Амана Тулеева уйти в отставку.