29 марта на заседании комиссии Мосгордумы по социальной политике обсуждался доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2003 году. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре МГД, Уполномоченный Алексей Головань заявил, что за прошедший год к нему поступили 794 обращения и жалобы - почти вдвое больше, чем в 2002 году. Большинство из них связаны с нарушениями жилищных прав детей: отказы в улучшении жилищных условий, незаконное выселение при сносе домов, непризнание за детьми права на жилое помещение. Немало жалоб на нарушение имущественных прав ребенка (на получение алиментов, пенсии по случаю потери кормильца), на нарушение прав на жизнь, безопасность, неприкосновенность личности (насилие по отношению к детям в семьях и в образовательных учреждениях, содержание и воспитание детей в социально неблагополучных условиях), на злоупотребление родительскими правами.

Уполномоченному и сотрудникам его аппарата удалось добиться конкретных положительных результатов по 23% обращений, принятых к рассмотрению.

По мнению А. Голованя, ни в одной из ветвей власти принцип обеспечения прав и интересов детей сегодня не является приоритетным. В частности, очень серьезная проблема - неэффективная работа органов опеки и попечительства. Сегодня более 90% детей, оставшихся без попечения родителей, - социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Защищать их права и призваны органы опеки и попечительства, осуществляющие свою деятельность в рамках органов местного самоуправления города (их в столице 123). По мнению Уполномоченного, большое их количество и одновременно недостаток специалистов, разрозненность действий, невозможность установления общих подходов в деятельности по осуществлению опеки и попечительства - главные причины низкого качества их работы. А. Головань считает необходимым перевод органов опеки и попечительства в структуру исполнительной власти, а также законодательное закрепления принципов их деятельности.

От 600 до 800 детей оставляются ежегодно в городских родильных домах; 1453 ребенка было устроено в 2003 году в дома ребенка, детские дома и школы-интернаты (в 1996 году эта цифра составляла 613 человек). Проверка показала, что многие детские дома и интернаты находятся в ветхом состоянии, нуждаются в серьезном дополнительном финансировании. Недостаточен ведомственный контроль за их деятельностью: зачастую воспитанники детских учреждений выходят в жизнь не готовыми ни к учебе, ни к труду, а значит пополняют ряды асоциальных элементов. При этом в столице на сегодня не выработана стратегическая политика по передаче детей в приемные семьи. Периодически нарушаются жилищные права детей: речь, в частности, идет о неучете прав детей при сносе ветхих домов. К примеру, жилищные организации не учитывают интересов ребенка-инвалида, переселяя его в отдаленный район и лишая тем самым возможности продолжать лечиться в одном и том же учреждении здравоохранения, у конкретного врача. Серьезные проблемы возникают и при необходимости расселения семьи, где один или оба родителя лишены родительских прав.

В докладе Уполномоченного содержится ряд конкретных предложений по возможным законодательным инициативам Мосгордумы в Федеральное собрание РФ, по развитию собственно городского законодательства. В частности, по мнению Алексея Голованя, в городе необходимо введение ювенального судопроизводства. На одном из первых апрельских заседаний Московской городской Думы доклад Уполномоченного по правам ребенка будет обсуждаться всем депутатским корпусом.