В деле банкротства АО «КЗСК-Силикон», созданного в 2010 году для реализации крупнейшего для СНГ химического проекта, наметился конфликт учредителя и основного кредитора. Госкорпорация «Внешэкономбанк», которая прокредитовала АО почти на 4 млрд рублей, выразила протест включению в реестр требований учредителя банкротящейся компании — АО «Казанский завод синтетического каучука» (КЗСК) в размере свыше 13,1 млн рублей. Кассационная инстанция в лице Арбитражного суда Поволжского округа встала на сторону ВЭБ, указав на то, что предыдущие инстанции «не рассмотрели доводы о мнимости сделок, которые, по мнению Внешэкономбанка, совершены для вида и без намерения создать правовые последствия, свойственные правоотношениям по поставке». Обжалуемые судебные акты о включении требований в реестр кредиторов были отменены, а обособленный спор направлен на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. Постановление вступило в силу в день его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в Судебную коллегию Верховного Суда РФ, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Следует напомнить, что АО «КЗСК-Силикон» изначально было создано на базе АО «КЗСК». Целью учреждения нового общества было строительство мощностей для выпуска метихлорсиланов. Среди основных акционеров новой компании было российское правительство, доля которого в размере 48,95% на сегодня уже включена в план приватизации и будет реализована за 2018−2019 годы. В кредитовании стройки участвовал не только ВЭБ, но и казанский банк «Спурт», через своего председателя правления Евгению Даутову аффилированный с КЗСК. В последнем Даутова владела 30%. Подорожавший в ходе реализации проект, под который создавалось АО «КЗСК-Силикон» потянул за собой не только новое юрлицо, но и казанский банк. На сегодня банк лишён лицензии и признан банкротом, а ряд «дочек» Даутовой в судах отбиваются от исков ВЭБ, так как по некоторым кредитам выступали поручителями.

Читайте также: Кредиторы на 4 миллиарда: провал уникального химического проекта в Казани

АО «КЗСК-Силикон», признанное банкротом по иску одного из подрядчиков, на сегодня находится под конкурсным производством, на котором настоял именно ВЭБ — основной кредитор компании. «Материнский» КЗСК также пострадал в этой ситуации и находится в тяжёлом финансовом состоянии.

Уже более полугода в Арбитражном суде РТ лежит иск завода о собственном банкротстве, проверку обоснованности требований по которому предприятию пока удается откладывать с формулировкой о необходимости предоставить документы о включении его в список стратегических компаний страны. При этом к КЗСК финансовые претензии поданы уже не только подрядчиками, но и поставщиками коммунальных услуг.

КЗСК попытался вернуть из «дочки» часть средств (заявлялось 15,1 млн рублей, суд утвердил лишь 13,1 млн), обосновав их наличием «неисполненных обязательств по аренде помещений и земельного участка, по поставке питьевой воды, промышленной воды, по приему сточных вод, по услугам предрейсового и послерейсового осмотра водителей, по использованию АКД, по проведению измерений и анализов, услугам по техническому подключению к ЖД и путям ОАО «КЗСК», по услугам за проектную документацию, по услугам по организации питания». Но ВЭБ выступил против включения этих требований в третью очередь кредиторов, заявив, что отсутствуют достоверные доказательства этого долга, и потребовал проверить КЗСК на злоупотребление правом и создание фиктивной кредиторской задолженности.

Суд апелляционной инстанции отклонил эти доводы, но кассационная инстанция отметила, что «вопреки указанным правовым нормам, суды не рассмотрели доводы о мнимости сделок, которые, по мнению Внешэкономбанка, совершены для вида и без намерения создать правовые последствия, свойственные правоотношениям по поставке», и вернула на новое рассмотрение претензии ВЭБ.