Председатель конституционной комиссии эстонского парламента Урмас Рейнсалу (Urmas Reinsalu) сообщил корреспонденту ИА REGNUM, что сомневается в возможности принятия к моменту вступления Эстонии в Евросоюз всех необходимых для законодательного оформления вступления документов и законов. Времени остается все меньше, а распорядок работы парламента не располагает к предположениям об ускоренном рассмотрении этого вопроса. Отвечая на вопрос, почему столь важные и необходимые законы и поправки к законам не были приняты до сих пор, Рейнсалу напомнил, что в марте прошлого года был выбран новый парламент, несколько месяцев ушло на формирование нового правительства и новых структур, включая и парламентские комиссии. Еще некоторое время было потрачено на ознакомление с документами и решение первоочередных вопросов. Затем пришел черед так называемой "текучке" и многим парламентариям показалось, что до первого мая 2004 года еще достаточно времени. Рейнсалу подчеркнул, что в первоочередном принятии нуждаются как минимум двадцать законов и поправок к законам, которые гармонизируют правовые отношения Эстонии и Евросоюза. Это, в первую очередь, касается изменений в Конституции ЭР и ряде законов, связанных со взаимодействием с Европарламентом и Европейской Комиссией. До сих пор такие отношения строились на основании двухсторонних договоренностей, но с первого мая статус ЭР в ЕС изменится. Рассмотрения ожидает целый пакет серьезных законов, входящих в так называемый Договор присоединения.

Рейнсалу не смог ответить, хватит ли оставшегося времени для выполнения необходимого плана, но подчеркнул, что комиссия вышла в парламент с предложением об ускоренном рассмотрении законов и актов, аффилирующих присутствие Эстонии в Евросоюзе. Рейнсалу подчеркнул, что в структурах ЕС подобная ситуация встречена с пониманием. "Они признают, что многие из стран-кандидатов в ЕС затянули с принятием законов и актов ЕС, но готовы подождать. Мы благодарны ЕС за это понимание", - сказал он.

Член конституционной комиссии Михаил Стальнухин особо подчеркнул в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM, что к первому мая необходимо привести к нормам ЕС и принять ряд законов, которые вызывают неоднозначную реакцию внутри Эстонии и до сих пор были камнем преткновения самых различных политических сил. Например, закон "Об иностранцах" или закон "О гражданстве". Стальнухин выразил сомнение, что эти законы парламент примет так быстро, как на это рассчитывает комиссия. По его словам, обычно для прохождения законопроекта по всем комиссиям и в зале парламента требуются 3-4 месяца. Есть у нынешнего парламента и практика ускоренного рассмотрения законов, но и она составляет две рабочие недели для одного законопроекта. Стальнухин удивлен тем обстоятельством, что за последние несколько недель правительство не предлагало к обсуждению ни одного законопроекта. "Скорее всего, нас ожидает законодательный марафон", - заявил он. - Приниматься законы будут наспех, без серьезного обсуждения, а потому возможны погрешности". По его мнению, то, что законы принимаются в самый последний момент - признак недееспособности правительства страны. В конечном итоге законодательная база для вступления ЕС не подготовлена целиком и полностью, а потому можно считать, что Эстония вступает в ЕС с серьезным законотворческим кризисом.

Стальнухин объяснил, почему так важно принять законы к 1 мая: "Уже в первый день нахождения в ЕС могут возникнуть спорные юридические и правовые вопросы - особенно это может коснуться транзитного законодательства, в котором еще нет никакой ясности. Могут пострадать юридические и физические лица, которые в судебном порядке могут потребовать материальной компенсации". По словам Стальнухина, ЕС может наказать Эстонию за законодательную безалаберность весьма чувствительными санкциями. Может пострадать имидж и самой страны, как обязательного и исполнительного партнера Евросоюза.

В госканцелярии парламента ЭР затруднились ответить на вопрос корреспондента ИА REGNUM, сколько дополнительных заседаний депутатам, чтобы успеть принять все необходимые акты до 1 мая.