Современные российско-монгольские отношения во многом определяются характером региональных связей. Такой вывод сделал политический аналитик из Бурятии Алексей Михалёв, который в марте 2018 года побывал в Монголии и выяснил, как работают институты, обеспечивающие это сотрудничество.

О туризме

«Развитие российско-монгольских региональных связей сегодня всё более приближает эти страны к тесной интеграции в трансграничное пространство. Несомненно, существуют сложности и проблемы, однако невозможно не обратить внимание на эффективно работающие институты, открывающие перспективы для качественных изменений», — отметил собеседник ИА REGNUM.

Он напомнил о высказывании помощника президента России Игоря Левитина о том, что «Бурятия занимает центральное место во взаимоотношениях с монгольскими соседями». Перспективные направления сотрудничества — транспорт, сельское хозяйство и туризм.

«Посещение Монголии дало возможность убедиться, что в приграничном регионе по направлению на Алтан-Булаг (населенный пункт в Монголии — прим. ИА REGNUM ) планируется строительство четырёхполосной автодороги. По данным местных жителей, данная дорога будет платной, но комфортной. Начальная цена проезда по монгольским дорогам составляет 1000 тугриков (порядка 24 рублей по курсу на 16 марта — прим. ИА REGNUM ). В то же время продолжается поток туристов из Монголии в Бурятию и на Байкал, особенно в период летнего отдыха», — отметил Алексей Михалёв.

При этом, по его словам, пик активного монгольского шопинг-туризма уже в прошлом. Однако существует «устойчивая группа потребителей, делающих покупки в России»:

«Укрепление рубля по отношению к тугрику (1 к 41) существенно снизило выгоду от шопинга в России. Поэтому за покупками в Россию едут жители приграничных аймаков Монголии, покупающие хозяйственные товары длительного использования. За 2017 год, по данным агентства Турстат, количество туристических визитов из Монголии составило 82 тысячи, что на 31% меньше, чем в 2016 году».

О выборах

Михалёв напоминает, что в январе 2018 года в столице Монголии — Улан-Баторе — состоялся форум «Инвестиционный потенциал Бурятии».

«Невозможно не отметить его важное значение в развитии двусторонних отношений на региональном уровне. Инициатива проведения форума принадлежала главе Бурятии Алексею Цыденову. Событие имело большой резонанс, настолько, что даже в частных беседах бизнесмены и экономисты Монголии показали интерес к предложенным на форуме проектам, взвесив перспективы и риски. На мой взгляд, данное мероприятие существенно подняло авторитет российской дипломатии в Монголии в целом и представительства Бурятии в частности».

Немаловажным событием в Монголии, по мнению политаналитика, являются и выборы президента России:

«С конца XIX века в этой стране существует большая русская диаспора. На март 2018 года, по предварительным данным, в выборах президента России на территории Монголии примут участие 1735 человек на трёх УИКах. Организацией выборов заняты дипломатические представительства России в этой стране».

Собеседник ИА REGNUM, работая со студентами монгольского филиала РЭА им. Г.В. Плеханова, убедился в том, что немаловажное значение при голосовании за рубежом имеет близость и удобство УИКов.

«Имея самые разные политические предпочтения, представители сообщества российских соотечественников отметили традиционно высокий уровень организации избирательного процесса и информированности о нём», — резюмировал он.

О бизнес-конференции

Напомним, Республика Бурятия граничит с Монголией на юге. Поэтому взаимодействие России и Монголии всегда будет актуальным для Бурятии.

18—19 января 2018 года в Улан-Баторе прошла бизнес-конференция «Инвестиционный потенциал Республики Бурятия», участие в которой приняло около 40 бурятских компаний и более 300 монгольских, а также бизнесмены из Китая, Южной Кореи и стран Европы. Делегацию Бурятии возглавил Алексей Цыденов. На конференции обсуждались меры государственной поддержки предпринимательской и инвестиционной деятельности в Бурятии и гарантии безопасности бизнеса, вопросы налогового и таможенного регулирования и так далее.

Подводя итоги визита в Монголию, Алексей Цыденов подчеркнул, что диалог с руководством страны «был очень конструктивным и деловым»:

«Мы как пограничная территория заинтересованы в расширении сотрудничества и налаживании максимально эффективного взаимодействия между Россией и Монголией. С президентом Монголии Халтмаагийном Баттулгой у нас состоялся предметный разговор по вопросам двухстороннего сотрудничества Монголии и Бурятии. В частности, обсуждался вопрос поставки электроэнергии из России (Республика Бурятия) в Монголию, что позволит, помимо экологической безопасности озера Байкал, решить сразу несколько вопросов по обеспечению надежного, безопасного и экономически выгодного энергоснабжения монгольских потребителей».

Также в Монголии обсуждались и другие вопросы, в частности, вопросы авиасообщения. Аэропорт Улан-Удэ имеет статус «открытое небо» и пятую степень свободы, что позволяет осуществлять международные транзитные перевозки с посадкой в Улан-Удэ.

«Например, такие рейсы как Улан-Батор — Сеул или Улан-Батор — Токио, могу осуществлять посадку в аэропорту Улан-Удэ без заключения каких-либо двухсторонних соглашений, а просто по запросу», — говорится в сообщении правительства Бурятии.

Кроме того, в ходе конференции были достигнуты предварительные договоренности по вопросу поставки из Монголии тысячи тонн брикетированной говядины и трёх тысяч тонн конины. А Бурятия предложила Монголии охлажденную свинину и племенной скот.

Стороны подписали также соглашение о сотрудничестве в сфере медицины. Намечены совместные проекты в сфере транспортной логистики, а также в создании совместных предприятий по выращиванию на территории Бурятии зерна и кормов для монгольского скота.

Добавим, подводя итоги внешней торговли в регионе деятельности Бурятской таможни в 2017 году, в ведомстве сообщили, что внешнеторговые операции осуществлялись с партнерами из 48 стран мира. Наиболее активная торговля в 2017 году велась с Китаем и Монголией, на долю которых пришлось 82,5% внешнеторгового оборота.

Нельзя не учитывать Байкал

Однако анализ взаимоотношений Бурятии и Монголии был бы неполным без упоминания одного важного обстоятельства.

Монголию и Россию объединяет протекающая по территории обеих стран крупная река Селенга. И тут единение заканчивается, упираясь в попытки Монголии обрести энергетическую независимость.

Как известно, Монголия хочет построить ГЭС в бассейне Селенги. Однако жители Бурятии и Иркутской области считают, что этого делать нельзя. На кону — благополучие уникального озера Байкал.

Всё дело в том, что Селенга впадает в Байкал и обеспечивает до половины ежегодного притока воды в озеро. Сибирские экологи сходятся во мнении, что строительство монгольских ГЭС в бассейне Селенги приведёт к непоправимым последствиям для Байкала, и без того испытывающего маловодный период.

Читайте также: Буряты надеются на монголов и призывают их не строить «антибайкальские» ГЭС

«На данный момент мы в районе Селенги и Байкала и так переживаем маловодный период. Высыхает пойма реки Селенга, горят торфяники, омуля становится меньше», — объясняет представитель Бурятского регионального объединения по Байкалу Наталья Тумуреева. По её словам, все эти уже существующие проблемы могут увеличиться в разы, если Монголия всё-таки возведёт ГЭС.

Представители Монголии ранее заверили, что страна приступит к строительству ГЭС на Селенге только в том случае, если ученые придут к заключению, что негативного эффекта не будет.

Читайте также: Монголия не будет строить «опасную» для Байкала ГЭС, а «безопасную» — будет

Однако, по мнению сибирского эколога Александра Колотова, все разговоры о том, что Монголия вот-вот согласится на поставку российской электроэнергии по более дешёвому тарифу и свернёт все свои гидроэнергетические проекты — это лишь попытки выдать желаемое за действительное.

«Монголии нужен не более дешёвый тариф на импортируемую электроэнергию, ей нужна энергетическая безопасность. И пока наиболее очевидный способ обеспечить такую энергобезопасность руководство Монголии видит именно в строительстве крупных ГЭС», — считает Александр Колотов.

Читайте также: Мнение: Монголия не отказывается от своих «антибайкальских» планов