С 29 марта по 1 апреля в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске пройдет ретроспектива Пола Томаса Андерсона. Проект «Иноекино» покажет на больших экранах фильмы «Ночи в стиле буги», «Магнолия» и «Нефть».

"Ночи в стиле буги»

Картина «Ночи в стиле буги» стала поворотной для карьеры тогда еще 26-летнего Андерсона. Успех дебютанта был настолько велик, что буквально открыл перед ним двери всех голливудских киностудий. Однако в кинопрокате фильм не добился той же популярности.

Пожалуй, причина лежит в том, что фильм затрагивает довольно щепетильную и даже непристойную для консервативного американского общества тему порноиндустрии. В центре сюжета — молодой порноактёр, роль которого исполнил Марк Уолберг. «Ночи в стиле буги» сделали его настоящей звездой, хотя на месте Уолберга мог оказаться другой актёр. Изначально Андерсон хотел видеть в роли главного героя Леонардо Ди Каприо, но его пригласили в оскароносный «Титаник» Джеймса Кэмерона. Спустя несколько лет Ди Каприо признался, что лучше бы снялся в «Ночах в стиле буги».

«Магнолия»

Практически весь актёрский состав «Ночей…», а также часть съемочной группы перешла и в следующую картину Андерсона — «Магнолия». На создание сценария у режиссёра ушло всего две недели, причём всё это время он находился в домике актёра и сценариста Уильяма Мейси в Вермонте — режиссёр боялся выйти, так как увидел снаружи змею. Видимо, столь оригинальный способ создания сценария повлиял на его дальнейшую судьбу. Когда Андерсон предложил Тому Крузу сыграть в фильме, актёра настолько впечатлил сценарий, что он согласился, несмотря на невыгодные для него финансовые условия.

Мозаика из печали и гнева и специфическое взаимодействие людей, живущих в долине Сан-Фернандо, пришлось по душе и кинокритикам. Очередную картину Андерсона вновь высоко оценили — лента получила три номинации на Оскар, в том числе за лучший оригинальный сценарий.

«Нефть»

Вольная адаптация романа Эптона Синклера «Нефть!» стала самым известным фильмом Андерсона. Действие картины происходит в конце 1920-х годов в Калифорнии и описывает взлет нефтедобывающей компании. Фильм повествует о принципах, на которых была построена целая страна, о лицемерии благородных намерений и о крахе американской мечты.

«Даже столь краткая ретроспектива крупного режиссёра даёт возможность задаться вопросом о том, что, собственно, такое «режиссёрский стиль» и «мироощущение» и как они меняются от картины к картине, — комментирует кинокритик и постоянный автор ИА REGNUM Дмитрий Тёткин. — Перед нами «Ночи в стиле буги», где, почти доходя до сарказма, рассказывается якобы история порноиндустрии (на основе биографии реального порноактёра), но на самом деле перед нами драма человеческих судеб и характеров.

Картина «Магнолия», где мы можем наблюдать крайне утончённую режиссуру и драматургию, граничащую с артхаусной головоломкой и философией. Наконец, как бы эпическая «Нефть» (с точки зрение актёрской игры интересно сравнить её с недавно вышедшей на экраны «Призрачной нитью» — настолько разным оказывается «один и тот же» актёр).

Сложно говорить, что объединяет картины мастера. У каждого они вызывают свои ассоциации и прочтения, но, возможно, один из сквозных сюжетов — это столкновение мира «иллюзий и больших надежд» с миром «жестокой реальности», которая часто (если не всегда) оказывается куда как более страшной, чем изначальные о ней представления. Парадоксальном образом иллюзион кинематографа может помочь нам лишиться последних иллюзий о благости человеческой природы. Или, по крайней мере, чуть иначе прийти к понимаю справедливости мира».

Все фильмы ретроспективы покажут на английском языке с русскими субтитрами в кинотеатрах «КАРО 11 Октябрь» (Москва), «Аврора» (Санкт-Петербург) и «Победа» (Новосибирск). В Москве «Ночи в стиле буги» и «Магнолию» представит кинокритик Владимир Лященко, «Нефть» — кинокритик Андрей Плахов. В Санкт-Петербурге все фильмы представит кинопродюсер Владислав Пастернак.