ОБСЕ имеет три измерения деятельности: военно-политическое, социально-экономическое "гуманитарное" (вопросы демократизации, прав и свобод человека и т.д.) Как Вы считаете, работа по какому из этих трех направлений была наиболее плодотворна за более чем десятилетнее пребывание миссии в Южной Осетии?

Миссия ОБСЕ в Грузии выполняет в рамках задач и обязанностей, возложенных на нее пятидесятью государствами-участниками Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Миссия, включающая в себя международных сотрудников, преданных своему делу представителей 30 стран, вовлечена во все основные сферы деятельности ОБСЕ: урегулирование конфликтов (грузино-осетинский конфликт; грузино-абхазский конфликт); демократизация, права человека, права меньшинств, повышение потенциала гражданского общества и неправительственных организаций (НПО), а также меры по укреплению доверия (наблюдение границы между Грузией и Чеченской, Ингушской, Дагестанской Республиками Российской Федерации).

Участие Миссии в процессе грузино-осетинского урегулирования, в частности, включает в себя следующие виды деятельности: способствование созданию более широких политических рамок, в пределах которых прочное политическое разрешение конфликта может быть достигнуто на основе принципов и обязательств ОБСЕ; поощрение диалога между сторонами конфликта с целью установления и устранения источников напряженности. Мы также участвуем в урегулировании грузино-осетинского конфликта в рамках Смешанной контрольной комиссии (работа которой направлена на решение практических проблем, связанных с военными вопросами и аспектами безопасности, на восстановление экономики в зоне конфликта и на урегулирование ситуации с беженцами).

Посредством Полевого Офиса в Цхинвали, Миссия поддерживает контакт с властями Южной Осетии, так же как и с местными самоуправлением в населенных пунктах в зоне грузино-осетинского конфликта, и таким образом обеспечивает наглядное присутствие ОБСЕ на данной территории. Кроме того, мы осуществляем мониторинг деятельности Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ), предусматривающий регулярное посещение постов ССПМ и контрольно-пропускных пунктов.

Наш Полевой офис в Цхинвали принимает индивидуальные жалобы, касающиеся нарушений прав человека. Мы также предоставляем поддержку местным неправительственным организациям в зоне грузино-осетинского конфликта. С декабря 2003 года Миссия работает над подготовкой комплексной программы по обучению студентов юридического факультета, судей и адвокатов в Цхинвали по международным стандартам прав человека, осуществление которой начнется в ближайшем будущем.

В течение свыше 10 лет мы, наряду с представителями Российской Федерации и Республики Северная Осетия - Алания, вовлечены в процесс урегулирования конфликта. По идее, с начала 90-ых годов в этом процессе сменяют друг друга подъемы и спады, успехи и неудачи. Самым многообещающим моментом была разработка инициативы российской стороны - проекта Промежуточного документа об основах политико-правовых отношений между сторонами грузино-осетинского конфликта, который был обсужден экспертными группами на встрече в Вене (Бадене) летом 2000 года. Встреча стала действительно важным событием. Это первые и на сегодняшний день единственные переговоры, на которых грузинская и южноосетинская стороны обсудили все ключевые элементы урегулирования конфликта во всей их взаимосвязи, включая государственно-правовые отношения, т.е. статус Южной Осетии. В этом смысле встреча в Вене (Бадене) представляет собой своего рода кульминационную точку в процессе урегулирования. Если бы Промежуточный документ был принят, он стал бы решающим политико-психологическим прорывом на пути к полномасштабному урегулированию грузино-осетинского конфликта.

К сожалению, после встречи в Вене события стали развиваться иначе. По различным причинам, ряд которых относится к ситуации в регионе, эффективность процесса урегулирования в рамках Смешанной контрольной комиссии и экспертных групп значительно уменьшилась. Общая атмосфера, как в рамках переговорного процесса, так и в самой зоне конфликта, ухудшилась. Неудивительно, что последняя встреча экспертных групп по политическим вопросам в Гааге (октябрь 2003 года) впервые завершилась без принятия совместного заключительного документа. По понятным причинам, начиная с ноябрьской Революции роз в Грузии, процесс переговоров был временно прерван и это ни коим образом не удивительно или необычно. Я, однако, надеюсь, что обе стороны воспользуются этой "объективно вынужденной паузой" для возобновления переговорного процесса более эффективным путем. Миссия со своей стороны проводит интенсивные консультации со всеми участниками процесса урегулирования, с целью направления существующего курса в более конструктивное русло.

Урегулирование грузино-осетинского конфликта - одна из главных целей Миссии ОБСЕ в Грузии. Какова степень сложности данного конфликта по сравнению с другими конфликтами на территории бывшего СССР?

Опыт ОБСЕ в области разрешения конфликтов убеждает, что не существует разделения конфликтов на "более легкие" или "менее легкие" для разрешения. Каждый из конфликтов, относительно которых ОБСЕ имеет мандат на урегулирование, заслуживает и получает полное и нераздельное внимание нашей организации. В то же самое время, каждый из этих конфликтов имеет "собственный паспорт", т.е. особенности, являющиеся результатом определенного геополитического и исторического контекста, который должен быть учтен. Все это в полной мере относится и к грузино-осетинскому конфликту. В частности, его полномасштабное урегулирование требует не каких-то поспешных или частичных мер, а применения целостного и последовательного. Как и раньше, Миссия в сотрудничестве, прежде всего, с Российской Федерацией, как с важным посредником, готова оказать помощь сторонам в достижении этой цели. В данном контексте, позвольте напомнить, что делегация Миссии недавно посетила Москву с целью проведения консультаций с представителями российского Министерства иностранных дел по актуальным проблемам, среди прочего, связанным с процессом урегулирования грузино-осетинского конфликта. В скором будущем во Владикавказе будут проведены консультации между Миссией и северо-осетинской стороной.

В своем недавнем интервью глава юго-осетинской части СКК, министр по особым делам Южной Осетии Борис Чочиев выразил обеспокоенность по поводу предоставления со стороны США помощи Грузии для увеличения военного арсенала. При этом г-н Чочиев высказал недоумение по поводу отсутствия противодействия со стороны ОБСЕ и Евросоюза милитаристским устремлениям Грузии. Что Вы можете сказать по этому поводу?

Позвольте мне не комментировать личные интерпретации вопросов, не относящихся к мандату моей Миссии. В то же самое время я хотел бы отметить, что командующий Смешанных сил по поддержанию мира в своих докладах Смешанной контрольной комиссии неоднократно поднимал вопрос о недостаточной укомплектованности личного состава грузинского батальона ССПМ. Я полагаю, что грузинская сторона, вводя практику перевода военных подразделений под командование CСПМ, способствует увеличению их эффективности, а следовательно, и стабильности в зоне конфликта.

Ваша позиция по поводу идеи включения в состав миротворческих сил Южной Осетии военных из других стран СНГ, из стран НАТО?

Я не осведомлен о планах и намерениях изменить существующий формат миротворческой операции в зоне грузино-осетинского конфликта. Позвольте напомнить, в этом контексте, что все участники процесса урегулирования многократно подчеркивали важную роль миротворцев в поддержании мира и стабильности в зоне конфликта.

ОБСЕ патронирует инициативу направления заграницу представителей правоохранительных органов РЮО и Грузии для приобретения опыта. С чем связана подобная необходимость?

Преступность в зоне конфликта - предмет большой озабоченности. Преступления, совершенные в зоне конфликта, создают потенциальную угрозу стабильности и миру в регионе, поскольку они могут легко вызвать межэтническую рознь и напряженные отношения. По этой причине и исходя из того факта, что грузинские и осетинские общины живут в соседстве, понятно, что правоохранительные ведомства обеих сторон должны тесно сотрудничать друг с другом. С целью подкрепления мирного процесса, борьбы с преступностью и повышения доверия между обеими сторонами, Миссия, в рамках Смешанной контрольной комиссии, способствовала принятию решения (апрель 2001 года) о создании Специального координационного центра (СКЦ) в зоне грузино-осетинского конфликта. Главная цель СКЦ состояла в том, чтобы усилить сотрудничество между правоохранительными органами обеих сторон в борьбе с преступностью (в сотрудничестве со Смешанными силами по поддержанию мира), а также содействовать процессу по добровольной сдаче оружия в зоне конфликта. В 2002 году Евросоюз, посредством Миссии ОБСЕ, предоставил СКЦ грант на приобретение оборудованиЯ в размере 90 000 Евро, включая транспортные средства, оборудование для связи, генераторы и офисное оборудование. Кроме того, Евросоюз выделил средства на ежемесячные эксплуатационные расходы СКЦ сроком на один год.

В то время как создание центра явилось существенным шагом в укреплении доверия в зоне конфликта, он так и не реализовал свой полный потенциал в сфере оперативной эффективности, в основном, из-за попытки политизировать вопрос о формате СКЦ. Кроме того, СКЦ не хватило подготовки и ресурсов для реализации целей, ради которых он был создан. В конце 2002 года, Миссия выявила недостатки СКЦ и разработала план для его совершенствования. Первым шагом стало представление в феврале 2003 года СКК ряда предложений, включающих в себя, в частности, направление правоохранительного персонала с обеих сторон в Полицейскую академию ОБСЕ в Косово на специально подобранные курсы. Некоторые из предложений были приняты СКК, другие - отклонены. Однако Миссия продолжала свои усилия в течение 2003 года. По ее инициативе, представитель Секции по специальным полицейским делам Секретариата ОБСЕ провел консультации со сторонами в сентябре 2003 года и позже в октябре того же года представил широкомасштабный план повышения оперативной эффективности СКЦ. Окончательное соглашение по плану в тот период не было достигнуто из-за проблем неразрешенных между сторонами в связи с форматом СКЦ. Также в октябре 2003 года, ОБСЕ было представлено предложение обеим сторонам направить своих представителей от Центра посетить Секцию по специальным полицейским делам в Вене и Полицейскую академию ОБСЕ в Косово. Приглашение было принято грузинской стороной, но отклонено юго-осетинской. С октября 2003 года, Миссия проводит консультации с обеими сторонами по устранению препятствий, оставшихся на пути осуществления плана, направленного на усиление СКЦ.

Самая главная цель всей деятельности Вашей организации - стабильность в Европе. Как Вы считаете, возможна ли полная стабильность в политическом и экономическом плане в такой мультиэтнической стране, как Грузия?

Я не думаю, что мультиэтническая принадлежность сама по себе является препятствием для стабильности и процветания. Скорее, это создает социальное и культурное богатство в обществе, потенциал которого может быть полностью использован в условиях развитой демократии и преуспевающей экономики. Это цель, к достижению которой грузинское руководство стремится. ОБСЕ готова и впредь оказывать помочь Грузии в реализации данной задачи.