Российские власти защищают свой полуживой рынок производства, как могут, в ручном режиме, и меры этой защиты стары, как производственное оборудование на большинстве заводов РФ, заявила корреспонденту ИА REGNUM старший аналитик Альпари Анна Бодрова.

Максимально убрать конкуренцию и тем самым «расчистить» поле деятельности для местного производства — это шаг, имеющий право на существование. Вот только в отсутствие целевых инвестиций базы для расширения производств и опыта для улучшения качества продукции не хватает и, в конечном итоге, эта заградительная мера, создающая стерильный рынок, будет работать вполовину своих возможностей.

«Речь идет о запрете на импорт молока и молочных продуктов производства Белоруссии Россельхознадзором. В сопроводительном заявлении подробно объясняется, почему принято такое решение, и отдельно обращается внимание, что готовой фасованной продукции (упакованного в тару молока и молочной продукции) запрет не касается. Причины уважительные: Россельхознадзор видит признаки небезопасной молочной продукции», — отметила Бодрова.

В среднем, российский гражданин в год потребляет порядка 180 кг молочной продукции. Это очень мало в сравнении с той же Белоруссией или другими странами ЕАЭС. Самообеспеченность России в молоке оценивается, по разным данным, от 80 до 83%, еще около 15% — это поставки из Белоруссии.

«Однако, скорее всего, проблема гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Еще в 2017 году поставки сухого молока из Белоруссии сократились, что позволило российской промышленности увеличить производство этой категории продукции, но почти весь выпуск сосредоточился на складах», — пояснила эксперт.

Теперь в ход пойдет козырь — полноценное закрытие рынка сырья, чтобы производители, чьи мощности размещены на российской территории, использовали сырье местных поставщиков. Для этого фермерам и хозяйствам придется нарастить поголовье молочного скота (с этим большие проблемы, связанные с отсутствием опыта производства отдельных прогрессивных пород и «дешевых» заемных денег).

«Это искусственное закрытие границ вряд ли позволит быстро закрепиться на рынке российским производителям — доля рынка белорусского производителя не очень большая, хотя и качественно значимая. Но раз нет конкуренции, это несложно.

При этом для фундаментального развития и качественного роста рынка молочной продукции РФ этого недостаточно. Нужно развиваться вглубь качества, но это долго и дорого», — считает Бодрова.

По ее мнению, следующим шагом Россельхознадзора может стать сектор сыра: уже несколько лет работает запрет на поставку сыров европейского производства, что позволило российским сыроварам поднять голову и наладить выпуск своей продукции. Однако основной упор был сделан на количество, в то время как качественный аспект остался на втором плане.

«Отдельные авторские сыроварни тоже получили шанс подняться и нарастить производство, но ценник на такую продукцию — что вполне оправданно — для большинства российских граждан неподъемный.

«Стерилизовав» рынок от активных поставщиков — тех же белорусов — Россия получит еще больший простор для выпуска своего продукта. Главное, чтобы все усилия опять не «съехали» в объемы с качеством ниже среднего», — высказала свое мнение эксперт.

Как сообщало ИА REGNUM, Россельхознадзор изучает возможность ограничения поставок ряда молочных продуктов из тех регионов Белоруссии, в которых предприятия чаще других нарушают ветеринарно-санитарные требования.

Читайте также: Россельхознадзор может запретить ввоз ряда молочных продуктов из Белоруссии