В столице Нагорного Карабаха - Степанакерте, находится координатор Кавказского проекта Международного института освещения войны и мира (IWPR) Томас де Ваал, который является также автором изданной в прошлом году книги о карабахском конфликте.

На вопрос собственного корреспондента ИА REGNUM в Степанакерте о том, как была воспринята его книга по обе стороны конфликта, Томас де Ваал ответил: "Книгу я назвал по самому распространенному варианту перевода названия Карабаха "Черный сад". За время своей работы в регионе я брал более ста интервью у официальных лиц, простых людей, ветеранов войны, беженцев. Старался представить полную картину того, что происходило здесь с 1988 года, разумеется, вместе с предисторией, истоками конфликта.

Я коснулся очень многих больных для обеих сторон тем. Поставив под сомнение некоторые "правды", больше похожие на легенду, я попытался, как человек со стороны, раскрыть настоящую правду. Честно говоря, я ожидал, что неприятных отзывов будет больше. Однако к моему удивлению три четверти отзывов оказались положительными. Письма поступали как от армян, так и азербайджанцев, которые выражали мне благодарность "за серьезный труд". Наверное, с выходом русскоязычного варианта книги (к концу нынешнего или началу будущего года) будет новая, более серьезная волна отзывов. И может быть тогда спор со мной будет более жестким. Но я готов к этому, так как мне всегда интересно спорить.

В книге я подчеркиваю также, что вне политического контекста у Нагорного Карабаха и Азербайджана имеется хороший ресурс для нормальных отношений, что человеческий элемент еще не утрачен, просто он блокируется политической пропагандой", - отметил Ваал.

Отвечая на вопрос, какой видится перспектива урегулирования карабахского конфликта, Томас де Ваал сказал: "Увы, разрешения проблемы в ближайшем будущем я пока не вижу. Нынешнее состояние карабахского конфликта напоминает кипрский конфликт 80-ых годов, когда он был заморожен, и создалась ситуация "ни войны, ни мира". Я думаю, что в Ки Уэсте сторонам был предложен неплохой документ, но возможность воспользоваться благоприятной ситуацией была упущена во многом потому, что азербайджанская сторона не была к этому готова. Политически, несомненно, умному Гейдару Алиеву не хватало демократического ума, чтобы общаться с обществом, объяснить азербайджанскому народу необходимость уступок. Он просто не смог договориться со своим обществом по карабахскому вопросу, потому что общество не было готово к тем уступкам, которые были уже практичеки согласованы в Ки Уэсте. К сожалению, момент был упущен.

Томас де Ваал, со времени его первого приезда в Нагорный Карабах в марте 1996 года, отметил многочисленные положительные перемены.

"Сегодня Степанакерт выглядит гораздо лучше и общество более открытое, более демократическое. Мне приятно, что в нынешней непростой ситуации Карабах по мере возможностей развивается в лучшую сторону", - отметил координатор Кавказского проекта Международного института освещения войны и мира.