Очередной мониторинг. "Расширенная Европа" в Братиславе. Спецпредставитель Евросоюза. Встреча в Праге не состоится. Карабах и армяно-турецкие отношения. Московский договор - новый этап конфронтации? Степанакерт.

Очередной мониторинг

23 марта миссия ОБСЕ провела на северо-восточном направлении близ села Талиш Мартакертского района Нагорного Карабаха плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. В состав группы, осуществлявшей наблюдение с позиций Армии Обороны Нагорного Карабаха, входили полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Кеннет Пикелс (Великобритания) и Геннадий Корж (Украина). В ходе мониторинга, который прошел в соответствии с намеченным графиком, нарушений режима прекращения огня не зафиксировано. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители министерства обороны и министерства иностранных дел Нагорного Карабаха. По завершении мониторинга члены миссии ОБСЕ навестили в одном из гарнизонных госпиталей военнослужащего Армии Обороны Нагорного Карабаха, раненного 19 марта сего года снайперским выстрелом с азербайджанских позиций. (Информационный портал МИД Нагорного Карабаха).

"Расширенная Европа" в Братиславе

19 марта делегация Армении во главе в министром иностранных дел Варданом Осканяном приняла участие в проходящей в столице Словакии Братиславе международной конференции на тему "К расширенной Европе: новая повестка дня". В рамках конференции Осканян выступил на специальной сессии "Черноморские и кавказские соседи Европы", в которой также принимали участие президент Грузии Михаил Саакашвили, президент Азербайджана Ильхам Алиев, премьер-министр Румынии Адриан Настаси и министр иностранных дел Болгарии Соломон Пасси. В течение конференции глава МИД Армении встретился с генсеком НАТО Яапом де Хооп Схеффером. Собеседники обсудили перспективы развития сотрудничества НАТО-Армения. Особое внимание в беседе было уделено убийству армянского офицера в Будапеште. В тот же день министр встретился с сопредседателями Минской группы ОБСЕ. ("A1+").

Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян призвал Азербайджан отказаться от антиармянской пропаганды, особенно усилившейся в последнее время, и от формирования в азербайджанском обществе образа "врага" в отношении армян. Именно это сводит на нет все усилия, направленные на урегулирование нагорно-карабахского конфликта, отметил глава МИД Армении, выступая на международной конференции "К расширенной Европе: новая повестка" в Братиславе, сообщает "Де-Факто".

Существующая в регионе Южного Кавказа нестабильность является основным препятствием для реализации экономических проектов, представляющих интерес как для стран региона, так и всего европейского сообщества, заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев в своем выступлении на международном форуме. По сообщениям азербайджанских СМИ, Алиев заявил, что одной из основных причин нестабильности в регионе является неурегулированность нагорно-карабахского конфликта, отметив при этом, что "Армения пока не собирается освобождать оккупированные ею азербайджанские земли". Алиев еще раз подчеркнул, что Азербайджан является сторонником мирного разрешения конфликта на основе международного права. Однако, продолжил он, "терпение азербайджанского народа небезгранично, и в случае, если оккупированные земли не будут освобождены мирным путем, азербайджанская сторона может прибегнуть и к иным способам освобождения своих земель". Алиев призвал также представителей европейских государств представить, что было бы с их странами, если бы проживающие в них "армяне подняли вопрос своего самоопределения". ("Де-Факто").

"Честно говоря, я разочарован сегодняшней речью президента Алиева, в частности, его подходом к проблеме Нагорного Карабаха. Во всяком случае, на этом саммите он должен был рассмотреть этот вопрос с иной точки зрения и смотреть в будущее", - заявил в ответ глава МИД Армении Вардан Осканян.

Нелепыми и смешными назвал Вардан Осканян проведенные президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым параллели между армянами Нагорного Карабаха и армянами других государств. "Присутствие армянского народа на территории Нагорного Карабаха восходит к более раннему историческому периоду, нежели вся история существования Азербайджана. В этой связи проводить какие-либо параллели между армянами Карабаха и армянами других государств просто смешно". Проведенные Алиевым сравнения ослабили обоснования президента Азербайджана о необходимости разрешения нагорно-карабахского конфликта на основе принципа территориальной целостности, а не права народов на самоопределение, подчеркнул Осканян в интервью радио "Свобода". "Это именно тот случай, когда народ хочет самоопределиться на территории, на которую Азербайджан не имеет никаких исторических и правовых оснований, подчеркнул глава МИД Армении". ("Де-Факто").

Радиостанция "Свобода" со ссылкой на азербайджанские СМИ сообщает о том, что в Братиславе состоялась встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана Вардана Осканяна и Вилаята Гулиева. По возвращении из Братиславы в Баку Гулиев заявил, что напомнил Осканяну о его обещании представить документы, свидетельствующие о достигнутой в 2001 г. в Ки-Вэсте и Париже договоренности между президентами Армении и Азербайджана по вопросам карабахского урегулирования. По словам Гулиева, глава МИД Армении пообещал прислать их по факсу по возвращении в Ереван. "Я спросил, а подписаны ли эти документы? Он сказал, что подписанных документов не имеет. Тогда я сказал, если подписанных документов нет, то о каком соглашении идет речь?" - заметил Гулиев. "Мы рады, что министр иностранных дел Азербайджана в конце концов признал, что по достигнутым в ходе переговоров в Париже и Ки-Вэсте договоренностям имеется документ, хотя еще и не подписанный", - сказал пресс-секретарь МИД Армении Гамлет Гаспарян, добавив, что "если бы документ был подписан, то сегодня нагорно-карабахский конфликт был бы урегулирован". (ИА REGNUM).

"Армения не агрессор, армяне не агрессоры и не проявляли агрессии по отношению к Вашей стране", - сказал Вардан Осканян, обращаясь к Ильхаму Алиеву. Азербайджан не проигравшая сторона, так же как и Армения - не победившая. По его словам, "на данный момент мы в равной степени жертвы", и "нам следует работать над тем, чтобы в будущем стать победителями". "Мы не можем концентрироваться только на одном этапе и делать из этого выводы. Это еще не конец. Конфликт пока еще не урегулирован. Мы хотим, чтобы международное сообщество рассмотрело этот конфликт с точки зрения прав людей, проживающих в данном регионе", - сказал Осканян. "Вы хотите восстановить территориальную целостность вашего государства, а мы хотим проявления уважения к народу Нагорного Карабаха и его праву на самоопределение. Позвольте заявить, что у нас нет никаких иных требований, кроме признания права народа Нагорного Карабаха на самоопределение". Армения все еще считает возможным установление сотрудничества в регионе, осуществление наряду с переговорным процессом по карабахскому урегулированию совместной работы над иными проблемами. Армения, отметил Осканян, разделяет идею более глубокой интеграции на Кавказе и создания единого экономического пространства, с которой выступил президент Грузии Михаил Саакашвили в ходе своего недавнего посещения Армении и Азербайджана. Армения разделяет этот подход и хочет работать в этом направлении. "Мы бы хотели присоединения к ним и Азербайджана, однако не через Грузию, а через осознание необходимости двигаться в одном направлении", - подчеркнул глава МИД Армении. ("Де-Факто").

Азербайджанские газеты отмечают, что во время выступления Вардана Осканяна Ильхам Алиев время от времени улыбался, поскольку ряд формулировок армянского министра были якобы смешны. Особенно Ильхама Алиева рассмешило утверждение Осканяна о том, что карабахцы имеют право на самоопределение. В ответ на слова Осканяна Алиев заявил, что одна нация не может иметь два государства. Газета "Айкакан жаманак" отмечает, что Алиев видимо забыл о существующих в мире 22 арабских государствах.

Спецпредставитель Евросоюза

Специальный представитель Европейского союза по Южному Кавказу Хейки Талвитие завершил свой визит в Азербайджан, где он провел встречи с руководством страны и представителями оппозиции, пишет "525-я газета". На состоявшейся пресс-конференции Х.Талвитие, касаясь карабахского конфликта, сказал, что переговоры на уровне президентов, заместителей министров иностранных дел, а также встречи сопредседателей Минской группы (МГ) ОБСЕ находятся в центре внимания Европейского союза, который готов оказать любую помощь этому делу: "Сейчас переговоры на сложной стадии, и ЕС может оказать поддержку посредникам в ускорении этих переговоров. Интенсификация переговоров особенно важна для возрождения взаимного доверия".

Хейки Талвитие заявил также, что готов посетить Нагорный Карабах, если этот визит будет способствовать урегулированию конфликта и установлению доверия между сторонами. По его словам, в качестве представителя Евросоюза по Южному Кавказу по многим причинам он до сих пор ни разу не был в Нагорном Карабахе. "В свое время меня многие отговаривали от посещения Аджарии. Однако сегодня все рады тому, что я в свое время посетил Аджарию и лично знаком с ее руководством. Поэтому сегодня смог способствовать установлению режима диалога между противостоящими сторонами", - отметил спецпредставитель ЕС. ("Зеркало").

Европейский союз рассматривает вопрос включения Азербайджана, Армении и Грузии в инициативу "Расширенная Европа", заявил спецпредставитель ЕС в странах Южного Кавказа Хейки Тальвитие. "Я думаю, к концу июня Евросоюз определится с решением на этот счет", - сказал Х.Тальвитие на пресс-конференции в Баку. Он добавил, что в этом вопросе все будет зависеть от срока выполнения странами соответствующих условий. Кроме того, спецпредставитель ЕС сообщил, что на переговорах с азербайджанским руководством, в том числе с президентом страны Ильхамом Алиевым, обсуждалась роль ЕС и сопредседателей Минской группы ОБСЕ в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. "Мы заинтересованы в продолжении переговорного процесса. Евросоюз может сыграть свою роль в постконфликтом урегулировании, в частности, налаживании атмосферы доверия между народами Азербайджана и Армении", - отметил он. ("Интерфакс").

По словам Х.Талвитие, обладая мандатом на участие в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, он будет в этом деле "осторожным, но не пассивным", сообщает "Де-Факто" со ссылкой на азербайджанские источники.

23 марта специального представителя Евросоюза по Южному Кавказу Хейки Талвитие принял министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. В ходе встречи собеседники обсудили перспективы участия стран Южного Кавказа в программе "Расширенная Европа: новые соседи". В связи с этим глава МИД Армении отметил, что европейский контекст будет полезен в деле урегулирования конфликтов на Южном Кавказе. Стороны подробно обсудили нынешнее состояние и перспективы урегулирования карабахского конфликта. В ходе встречи Талвитие рассказал Осканяну о своих впечатлениях от визита в Баку. С послом Талвитие встретился также замминистра иностранных дел Татул Маркарян. В основном собеседники обсуждали вопросы урегулирования нагорно-карабахского конфликта. ("А1+").

24 марта специального представителя Евросоюза на Южном Кавказе Хейки Талвитие и возглавляемую им делегацию принял премьер-министр РА Андраник Маргарян. Посол подчеркнул важность развития регионального сотрудничества, укрепления экономических связей между странами региона и Европы, урегулирования карабахского конфликта и выразил готовность содействовать в рамках своих полномочий поиску путей мирного решения вопроса Нагорного Карабха. Премьер-министр еще раз подчеркнул готовность Армении без предварительных условий устанавливать и развивать экономические отношения со всеми странами региона, что впоследствии станет основой для мирного решения конфликта. ("А1+").

Европейский Союз назначит своего специального представителя в Армении. Он прибудет в Ереван предположительно в конце марта. Об этом сообщил журналистам посол Германии в Армении Ганс Вольф Бартельс. Бартельс подчеркнул, что "Европейский Союз намерен активизировать свою деятельность в странах Южного Кавказа, и, в частности, в Армении". По его словам, Армения получила большую финансовую и материальную помощь как от Брюсселя, так и от отдельных стран Евросоюза - с 1991 по 2002 годы ЕС предоставил Армении помощь на общую сумму в 686 миллионов евро, вторую по величине после США. ("Де-Факто").

Встреча в Праге не состоится

Намеченная на 29 марта в Праге встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана по урегулированию нагорно-карабахского конфликта не состоится. Как заявил бакинскому телеканалу ATV российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков, решение об отмене этой встречи было принято с учетом "желания одной из сторон". "Те, кто обвиняют посредников в бездействии, как раз должны обратить внимание на усилия сторон конфликта", - сказал Ю.Мерзляков. ("Кавказский узел").

Информагентство "АРКА" сообщает, что по состоянию на 25 марта Армения не получала письменного извещения об отмене запланированной на 29-30 марта в Праге встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана. Официальное письменное приглашение на встречу глав МИД Армения получила от сопредседателей Минской группы ОБСЕ, на которое отреагировала положительно. Однако документов относительно официальной отмены встречи не поступало.

Из всего вышесказанного можно заключить, пишет аналитический отдел "Де-Факто", что пожелание об отмене встречи в Праге высказала азербайджанская сторона, ибо именно президент Азербайджана Ильхам Алиев то и дело выражает недовольство деятельностью МГ ОБСЕ. Негативно по этому поводу Ильхам Алиев высказался и вечером 24 марта, вернувшись в Баку из Ташкента, где он находился с официальным визитом. "Я не могу оценить работу Минской группы ОБСЕ положительно, так как за прошедшие 12 лет со времени своего создания с ее стороны не было предпринято каких-либо положительных шагов", - сказал он журналистам. По его словам, "нынешние подход и позиция группы не могут сыграть положительную роль в урегулировании конфликта, так как эта позиция ограничивается больше наблюдением над конфликтом, чем его реальным урегулированием... Минская группа в рамках собственного мандата должна выполнять реальную функцию посредничества в рамках собственного мандата, а не предлагать президентам Армении и Азербайджана достичь согласия, с тем чтобы она это согласие подтвердила", - отметил Алиев, подчеркнув, что "это не является посреднической функцией". Более того, президент Азербайджана заявил, что на переговорах в 2001 г. в Ки-Вэсте (США, Флорида) и Париже между президентом Армении Робертом Кочаряном и бывшим главой АР Гейдаром Алиевым никаких договоренностей достигнуто не было. "Это всего лишь плод воображения армянской стороны". Он заверил, что на переговорах обсуждались различные варианты урегулирования, но никаких договоренностей не достигалось. "Если подобные предложения есть, пусть они нам покажут и опубликуют в прессе", - сказал Алиев.

Комментируя данное заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева, пресс-секретарь министерства иностранных дел Армении Гамлет Гаспарян заявил, что МИД Армении считает тему существования Парижских и Ки-Вэстских договоренностей по Нагорному Карабаху исчерпанной. "Тем не менее, повторим, что письменный документ по этим договоренностям составляли не мы, а Минская группа ОБСЕ, и если азербайджанская сторона заинтересована в их обнародовании, пусть обращаются в Минскую группу. Другое дело, что они не хотят считаться с потраченными в прошлые годы усилиями и их результатами. Никто не мешает им ясно и четко заявить об этом, а не играть в прятки", - подчеркнул представитель МИД РА. ("Арминфо").

Российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта Юрий Мерзляков, сообщив "Арминфо", что с предложением отложить на неопределенное время запланированную на 29 марта в Праге встречу глав МИД Армении и Азербайджана и сопредседателей МГ ОБСЕ выступила азербайджанская сторона, отметил, что сопредседателями стран-участниц МГ ОБСЕ предпринимаются попытки организовать эту встречу. Что касается заявления президента Азербайджана Ильхама Алиева о его недовольстве деятельностью МГ ОБСЕ и о необходимости вовлечения в процесс урегулирования конфликта других международных организаций, то, отметил Ю.Мерзляков, подобное заявление делается не впервые и не представляет ничего нового. Российский сопредседатель напомнил, что к вопросу Нагорного Карабаха часто обращаются и Парламентская Ассамблея (ПА) ОБСЕ, и ЕС, в частности, спецпредставитель ЕС по вопросам стран Южного Кавказа. "Так что этим вопросом занимаются и пытаются содействовать многие - другое дело, что у них нет мандата, как у МГ ОБСЕ", - отметил Юрий Мерзляков.

В беседе с корреспондентом радиостанции "Свобода" сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России Юрий Мерзляков прокомментировал также заявление заместителя министра иностранных дел России Вячеслава Трубникова о том, что многие конфликты в мире, как, к примеру, приобретение независимости Восточным Тимором и Индонезией, были благополучно решены. Юрий Мерзляков предложил не принимать слова Трубникова как выражение мнения России о возможности решения статуса Нагорного Карабаха посредством референдума карабахцев. "Пример Восточного Тимора был приведен в качестве примера удачного мирного решения длительного конфликта, что, однако, не должно приводить к каким-либо выводам и умозаключениям". Причиной отсутствия прогресса в процессе урегулирования Мерзляков считает снижение числа личных встреч президентов Армении и Азербайджана после президентских выборов в двух странах в 2003 году. "Мы фактически потеряли весь 2003 год. ОБСЕ только в конце прошлого года удалось организовать встречу Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева, после чего прошло уже четыре месяца, и сейчас не ясно, когда состоится их следующая встреча и что можно от нее ожидать".

Владимир Казимиров на страницах "Независимой газеты" охарактеризовал сложившуюся сегодня ситуацию как "продолжение погони за несбыточным". "Армяне ищут "пакетного" решения с признанием НКР или ее включением в Армению; азербайджанцы - освобождения оккупированных территорий, но без обязательств по статусу Нагорного Карабаха. Армяне не понимают, что тот, кто подпишется под отказом от Нагорного Карабаха, - не жилец в Баку, что требование "пакета" надолго блокирует все подвижки к снижению напряженности. А азербайджанцы не хотят видеть, что освобождение земель возможно лишь при разрядке напряженности и просто неосуществимо под аккомпанемент угроз реванша. Баку делает ставку не на переговоры, а на нефтедоллары, пропаганду, внешний нажим на Армению. Холодная война против армян возводится в ранг тотальной, прекращаются любые контакты, культивируются силовые атавизмы".

Карабах и армяно-турецкие отношения

"Если Турция откроет свою границу с Арменией, разрешение карабахского конфликта станет невозможным вообще", - заявил в беседе с журналистами президент Азербайджана Ильхам Алиев. По словам И.Алиева, Евросоюз и некоторые влиятельные государства мира оказывают серьезное давление на Турцию с тем, чтобы она открыла свою границу с Арменией. "Однако, в случае открытия армяно-турецкой границы Азербайджан потеряет очень важный рычаг, и тогда ведение переговоров в рамках мирного процесса будет невозможным". Алиев считает, что результатом подобного шага станет остановка переговорного процесса со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. "Поэтому, если заинтересованные стороны действительно хотят мирного урегулирования карабахского конфликта, им необходимо отказаться от давления на Турцию". В то же время он выразил уверенность, что Турция выдержит оказываемое на нее давление. "Турецко-азербайджанское братство превыше всего и для нас, и для народа Турции", - заявил президент Алиев. ("ИТАР-ТАСС - Арминфо").

"Мы уверены, что открытие армяно-турецкой границы будет не только способствовать развитию регионального сотрудничества, но и окажет благоприятное воздействие на процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта", - заявил пресс-секретарь МИД Армении Гамлет Гаспарян. Представитель МИД РА отметил, что неоднократно озвученная позиция армянской стороны по этому вопросу созвучна позиции международного сообщества. Касаясь слов Ильхама Алиева о роли Анкары как "важного рычага", Гамлет Гаспарян подчеркнул: "Турция воистину может стать важным рычагом в региональных политических и экономических процессах, если откажется от односторонних подходов в пользу Баку во взаимоотношениях Армения-Азербайджан". (ИА REGNUM).

У турецкого народа по отношению к армянам нет никаких предрассудков, и необходимо заморозить имеющиеся между ними исторические проблемы и сделать все, что будет способствовать развитию двусторонних отношений, заявил в интервью армянской телекомпании "Кентрон" депутат Великого Национального Собрания Турции, глава фракции правящей партии "Справедливость и развитие" Салих Капусуз. По его словам, если присутствие российской военной базы на территории Армении направлено на преодоление опасности со стороны Турции, то это ошибочно, поскольку Турция является миролюбивой страной и придает большое значение как своей территориальной целостности, так и территориальной целостности других стран. "Неверно строить соседские отношения на основе страха или его преодоления, тем более в современном мире, где ничего нельзя добиться военной силой. Подчеркну, что Турция - это страна, которая категорически не претендует на чьи-либо территории", - заявил турецкий парламентарий. Салих Капусуз отметил, что МИД Турции работает над нормализацией отношений между Арменией и Турцией в свете того, что после последних выборов в Турции страна вступила в фазу активных реформ. Он заявил, что внешняя политика Турции основывается на искренности, и высшие руководители Турции после выборов посетили более 60 стран. "Думаю, что и Армению посетят, и мы должны прилагать все усилия, чтобы это произошло", - выразил надежду депутат. ("Арминфо").

Московский договор - новый этап конфронтации?

"Когда от Армении хотят коридора, нужно поставить проблему Нахичевани, а во время армяно-турецких переговоров поднять вопрос о геноциде армян в Гандзаке, Гардмане и Азербайджане", - заявили участники форума интеллигенции, прошедшего в зале заседаний правительства Армении. Форум был посвящен договору, подписанному между Россией и Турцией 16 марта 1921 года. По этому договору, подписанному за спиной Армении, к Турции и Азербайджану отошли армянские земли, в общей сложности 25 тысяч квадратных километров: Турции перешли Карс и Сурмалу, а Азербайджану - Нахичевань, сообщает агентство "A1+". Выступивший на форуме академик Грачья Симонян заметил, что договор "о дружбе и братстве" нарушил международные правовые нормы, следовательно, необходимо, чтобы Армения дала ему соответствующую правовую и политическую оценку. В тоже время, по словам академика, необходимо обратиться в Госдуму РФ с требованием признать недействительной ту часть Московского договора, которая касается Армении, а Армения должна признать недействительным Карсский договор, подписанный между Турцией и Советской Арменией в 1921 году, по которому армян заставили принять "грабительские" условия московского договора.

С резкой критикой в адрес форума интеллигенции выступила газета "Айкакан жаманак" ("АЖ"). По мнению "АЖ", "ура-патриотически настроенная интеллигенция начала копаться в истории с целью отвлечь внимание общественности от социально-экономических проблем и загнанной в тупик карабахской проблемы". Обращаясь к "продажной элите творческой интеллигенции", "АЖ" призывает: "Если уж бросив дела насущные, собираетесь копаться в прошлом, то хотя бы начинайте с основ, и потребуйте признать недействительными Ереванский (между РСФСР и РА) и Александропольский (между Турцией и РА) договора, подписанные 2 декабря 1920 года с разницей в несколько часов". Газета пишет, что граница Армении, отмеченная в 3-й статьей Ереванского договора, почти полностью совпадает с сегодняшней армяно-турецкой границей, утвержденной в дальнейшем Московским и Карсским договорами: "Побежденный "Дашнакцутюн", подняв в 1921 году восстание, помог большевикам и туркам 16 марта того же года в Москве решить вопрос армяно-турецкой границы без участия самих армян. Что касается Карсского договора, то в вопросах границ он всего лишь повторил положения Московского договора". По мнению газеты, трагическое поражение армянского народа конца XIX - начала XX веков являлось следствием безграмотности и предательства его творческой и политической элиты. "Когда же вы наконец поймете, что только движением вперед возможно создать условия для хоть какого-то восстановления прошлых потерь? И если не дай Бог когда-нибудь произойдет исход армян из Арцаха или Джавахка, то это будет следствием ваших сегодняшних продажных и близоруких действий".

Чем обусловлена эта инициатива? - недоумевает газета "Азг". "Ведь если Госдума признает недействительными пункты русско-турецкого договора, касающиеся Армении, все равно из-за того, что под Карсским договором стоит и подпись России, Национальное Собрание РА не может без согласия последней аннулировать договор". Анализируя в связи с этим ситуацию, возникшую во время Аджарского кризиса, газета отмечает, что там "столкнулись интересы турецкие, грузинские и российские". "Азг" напоминает о заявлении посла Турции в Азербайджане Унала Чевикоза о том, что согласно Карсскому договору от 1921 года, "Турция имеет право на ввод войск в Аджарию". В ответ на заявление последовал протест посла Грузии в Москве Константина Кемулария, в котором он отметил, что Аджария не может возлагать надежду на помощь Турции согласно Карскому договору, и подчеркнул: "Бессмысленно комментировать договор. Он утратил свою силу. В настоящее время международные отношения строятся на реалиях XXI века. Между Россией и Турцией, Грузией и Турцией, Грузией и Россией сложились совершенно иные взаимоотношения". Послу Грузии в России возражает МИД России, заявивший, что "Карский договор, подписанный в 1921 году между Арменией, Азербайджаном, Грузией и Турцией, свою силу не утратил", пишет "Азг". Газета считает, что, выразив готовность ввести войска в Аджарию, "Турция признает, что Карсский договор остается в силе. Грузия считает, что договор "потерял силу", чтобы таким образом исключить любое внешнее вмешательство при осуществлении планов, направленных на восстановление территориальной целостности страны. Что касается России... Как бы она не противилась турецкому вмешательству, сохранением фактической ситуации в Аджарии рассчитывает оказать воздействие на Грузию и, желая обосновать свои действия, подчеркивает, что Карский договор не утратил силу". Исходя из этого, газета приходит к выводу, что "точки зрения России и Турции по этому вопросу совпадают". А это означает, заключает "Азг", что пересмотр Карсского договора нереалистичен.

Сообщение о намерении Союза писателей (СП) Армении поднять перед парламентом своей страны вопрос о признании недействительным Карсского договора, оговаривающего правовой статус Нахчывана - неотъемлемой части территории Азербайджана, воспринято в Союзе писателей Азербайджана с огорчением и недоумением, пишет бакинская "525-я газета". "Из сообщений СМИ явствует, что председатель СП Армении Л.Ананян считает целесообразным обращение Национального Собрания Армении к Государственной Думе России о признании этого договора недействительным", говорится в обращении Союза писателей Азербайджана к Государственной Думе России. В связи с провокационными шагами Союза писателей Армении секретариат СПА заявляет, что в соответствии с Московским (16 марта 1921 г.) и Карсским (13 октября 1921 г.) договорами Нахчыванская область признана автономной республикой в составе Азербайджана: "Карсский договор был подписан с одной стороны Турцией, с другой - Азербайджанской, Грузинской и Армянской Советскими Социалистическими Республиками при участии РСФСР". В обращении заявляется, что Нахчыван был, есть и будет в составе Азербайджана: "Мы выражаем решительный протест против попыток армянских националистов разжечь новый этап военно-политической напряженности в регионе, помешать разрешению карабахского конфликта мирным путем и на основе общепринятых норм международного права. Сегодня весь цивилизованный мир объединяется в борьбе с международным терроризмом - чумой XXI века. В таких условиях выдвижение Арменией неприкрытых территориальных притязаний к соседям представляет собой чудовищный анахронизм, который может принести народам региона лишь новые беды и страдания". В беседе с корреспондентом "525" секретарь СПА Ариф Амрахоглу заявил: "Мы сочли нужным адресовать в Государственную Думу такое обращение для того, чтобы пресечь лживую пропагандистскую акцию армян с помощью конкретных фактов, со ссылкой на историческую правду".

Степанакерт

20 марта президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян принял делегацию Союза писателей Армении во главе с его председателем Левоном Ананяном. Во встрече, в которой приняли участие также председатель Союза писателей Нагорного Карабаха Вардан Акопян и другие члены этой организации, Левон Ананян сообщил, что одной из основных целей их приезда в Степанакерт является проведение в Арцахе телемарафона, посвященного сбору средств для Всеармянского литературного фонда. Идея организации подобного мероприятия принадлежит Союзу писателей Армении. Собранные в рамках телемарафона средства будут направлены на осуществление различных творческих проектов как в Армении и Арцахе, так и за рубежом. По словам Л. Ананяна, в Армении уже проведен первый этап марафона, в ходе которого было собрано 200 тысяч американских долларов. Президент Нагорного Карабаха поддержал инициативу, выразив готовность оказать содействие решению проблем, стоящих перед двумя творческими организациями. (Информационный портал МИД Нагорного Карабаха).

Делегацию Союза писателей Армении принял также премьер-министр Нагорного Карабаха Анушаван Даниелян. Он отметил, что каждый визит армянских писателей знаменует собой новую инициативу, что свидетельствует об активной деятельности писательской организации. Премьер-министр выразил убеждение в том, что организуемый в Нагорном Карабахе сбор средств будет содействовать еще более тесному сотрудничеству писателей и решению их проблем. ("Де-Факто").

Как сообщает ИА REGNUM, правительство Нагорного Карабаха приняло решение о создании государственных управленческих учреждений аппаратов ряда министерств и госкомитетов Нагорного Карабаха. Утверждены также законопроекты о внесении изменений и дополнений в Законы Нагорного Карабаха "О добавленной стоимости", "О налоговой службе", а также проект Закона Нагорного Карабаха "О кассовых операциях". С целью реформирования социальной сферы республики правительство утвердило законопроект о внесении дополнений в Закон Нагорного Карабаха "О социальном обеспечении военнослужащих и членов их семей", а также проекты постановлений о внедрении в Нагорном Карабахе карточной системы социального обеспечения, бесплатной медицинской помощи и медобслуживания населения. Члены правительства приняли решения по законопроекту "О прохождении военной службы", об утверждении структуры и максимального числа сотрудников полиции Нагорного Карабаха, о реорганизации театров и ансамблей Нагорного Карабаха в государственные некоммерческие структуры. Согласно другому решению запрещается вывоз из республики дубовой древесины и пиломатериалов.

Известный карабахский путешественник и народный дипломат Сергей Мартиросян награжден почетной грамотой Министерства образования культуры и спорта Нагорного Карабаха в связи с семидесятилетним юбилеем. Сергей Мартиросян начал свои пешие походы в 1993 году, в разгар боевых действий нагорно-карабахского конфликта. За 10 лет он побывал в 67 странах мира, прошагав 45 тысяч километров. Везде он рассказывал о карабахской проблеме, борьбе карабахцев за самоопределение. "После семидесяти я намеревался уйти на отдых, но сегодня решил продолжить свои путешествия еще как минимум 5 лет в надежде, что за это время Нагорный Карабах получит признание международного сообщества", - заявил Сергей Мартиросян. В планы путешественника входит участие в олимпийских играх в Афинах, которые состоятся в августе нынешнего года. По мнению Сергея Мартиросяна, поднятие флага Нагорного Карабаха в Афинах станет своеобразной пропагандой карабахского спорта. ("Арминфо").

Экономический рост в Нагорном Карабахе в 2003 году составил 43,8%. Об этом "Арминфо" сообщил замминистра развития инфраструктур и градостроительства Нагорного Карабаха Арнольд Абрамян. По его словам, тенденция к увеличению экономического роста в стране отмечена и в первом квартале 2004 года. Обеспечивается экономический рост Нагорного Карабаха за счет инвестиций, поступающих из-за рубежа, а также от местных инвесторов. В частности, компания "Карабах телеком" вложила в экономику республики $125 тыс., ЗАО "Арцахбанк" - $26 тыс., "Мика лимитед" - $29 тыс., компания "Арцах алко" - $15 тыс. и т. д. Помимо этого, усилиями Всеармянского фонда "Айастан" продолжается строительство автодорог, Международное агентство развития США (USAID) занимается проектами по строительству школ, водных коммуникаций, реализует программы по улучшению социальных условий. При этом Арнольд Абрамян сообщил, что, несмотря на достаточно скромный государственный бюджет Нагорного Карабаха (примерно 15 млрд. драмов, около $30 млн.), примерно 2,8 млрд. драмов выделяется на проекты по градостроительству, 1 млрд. на те же цели предоставляет Всеармянский фонд "Айастан" и 8 млрд. - зарубежные инвесторы.

В настоящее время ведутся активные переговоры с инвесторами по поводу реализации проекта по обеспечению полной энергетической независимости Нагорного Карабаха. Об этом сообщил замминистра развития инфраструктур и градостроительства Нагорного Карабаха Арнольд Абрамян. По его словам, в 2003 году 78% электроэнергии, потребляемой населением республики, "предоставляла" Сарсангская ГЭС, вырабатывающая 131 млн. киловатт/часов в год. Однако вышеназванный проект позволит не только полностью обеспечить республику электричеством, но еще и получить примерно 31 млн. дополнительных кВт/ч электроэнергии. Проект предполагает строительство 17 малых ГЭС, а с учетом каскадных ГЭС - 22. Проект обойдется инвесторам примерно в $160 млн. Уже поступают заявки от различных инвесторов, переговоры с ними продолжаются, и вопрос финансирования проекта решен почти на 99%, отметил Арнольд Абрамян. ("Голос Армении").

В течение 2004 года около 80 неблагоустроенных семей Армении будут переселены в Нагорный Карабах. Об этом на пресс-конференции в Доме журналистов сообщил исполнительный директор Союза общественных организаций репатриации и обоснования "Еркир" Севак Арцруни. По его словам, в ближайшие два месяца в Нагорный Карабах переселятся около 35 семей из Армении. Переселенцы будут обеспечены коттеджами и приусадебными участками площадью в 1500-2000 кв. м. Кроме того, переселенцам будут предоставлены некоторые льготы, например, освобождение от налогов.

Союз "Еркир" (в союз входят 5 общественных организаций Армении и Арцаха) действует с ноября 2002 года. По словам С.Арцруни, для Армении, как и для любой развивающейся страны, важно развитие приграничных зон. Так, в 2003 году в районах Нагорного Карабаха - Новом Шаумяне и Гадруте - благодаря Союзу "Еркир" были построены несколько школ, детских садов и больниц. Общая стоимость программы составила $186,356 и 22,732 евро. По словам представителя "Еркир", в 2004 году строительные работы будут осуществляться в Мартакертском, Гадрутском и Новом Шаумянском районах Арцаха, а также в Тавушской и Гегаркуникской областях Армении (более 30 населенных пунктах). Общая стоимость программы на 2004 год составит более $400 000. Программы финансируют благотворительные фонды Франции, Канады, США: "Франс-Карабах", "Армения", "Монте-Мелконян" и зарубежные армянские семьи-благотворители. Как сообщил С.Арцруни, в настоящее время Союз "Еркир" регистрирует семьи, проживающие в России и в других странах СНГ, которые выразили желание вернуться на историческую родину, но не имеют такой возможности. ("Арминфо").